Ответы к теме ПЛАН ТЕКСТА

Упражнение 9, с. 24 — 25

9. Прочитай текст и определи его тему.

Наступила золотая осень. На тёмном фоне елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Хорошо в осеннем цветистом лесу! Долго не хочется уходить из него. Не хочется прощаться с золотыми осенними днями.

(По И. Соколову-Микитову)

Миша сказал:
— Тема этого текста — золотая осень.
Маша уточнила:
— Тема текста — золотая осень в лесу.

А ты как думаешь?

Золотая осень в лесу

Почему автор называет лес «цветистым»: разве осенью в лесу растут цветы? Найди в тексте все слова, с помощью которых создаётся впечатление многоцветного, цветистого леса.

Золотая, яркие краски, пожелтевшие, красноголовые, зеленоватые и розовые, румяная, краснеют.

Найди подтверждение каждого наблюдения рассказчика: в лесу есть и тень, и свет; там безветренно; есть особые запахи. Докажи, что рассказчик относится к растениям в лесу как к живым существам. Замечает ли он их возраст? Знает ли, какие они на ощупь?

Наступила золотая осень. На тёмном фоне елового леса отчётливо видны яркие краски клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Хорошо в осеннем цветистом лесу! Долго не хочется уходить из него. Не хочется прощаться с золотыми осенними днями.

Раздели текст на четыре части по смыслу. Границы частей обозначь простым карандашом чёрточками.

Почему ты делишь текст именно на такие части? Какая тема соответствует каждой части? Как можно назвать каждую часть текста? Покажи это в плане текста. В какой части выражено главное переживание автора?

1. Золотая осень (Листопад, Красота осеннего леса);
2. Разноцветные грибы (Осенние грибы, Грибы в лесу);
3. Лесные ягоды (Осенние ягоды);
4. Хорошо в осеннем лесу! (Не хочется уходить из леса).

Главное переживание автора выражено какой части текста: («Хорошо в осеннем цветистом лесу! Долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями»).

Придумай для текста название, которое соответствует главному переживанию автора.

«Хорошо в осеннем лесу!»