УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Упражнение 38, с. 90 — 93

38. Прочитай текст.

КАК КОТЁНОК ЯША УЧИЛСЯ РИСОВАТЬ

Однажды котёнок Яша пришёл к учителю рисования.
— Я бы хотел стать художником, — сказал котёнок.
— Хорошо, — сказал учитель. — А ты знаешь, что для этого нужно?
— Знаю, — сказал Яша. — Нужно иметь краски, кисточку, фантазию и трудолюбие. У меня всё это есть.
— Ну что ж, — сказал учитель, — давай попробуем. Для начала нарисуй мне маленького серого мышонка.
Учитель отошёл к другим ученикам, а Яша принялся за работу.
Через десять минут учитель подошёл к котёнку Яше.
— Как дела? Нарисовал?
— Вот, — ответил котёнок и протянул учителю… чистый лист бумаги.
— А где же мышонок? — спросил учитель. — Я что-то его не вижу…
— Я его съел, — виновато сказал Яша.
— Ладно. Тогда я попрошу тебя нарисовать стакан с молоком.
— Хорошо, — сказал Яша. — Это для меня пустяк!..
Учитель через некоторое время опять подошёл к котёнку.
— Ну, показывай свой рисунок!
— Вот, — сказал Яша и снова протянул учителю чистый лист.
— Понимаю: молоко ты, конечно, выпил. А где же стакан?
— Но стакан же прозрачный — его совершенно не видно!
— Так… Тогда вот тебе третье задание: нарисуй, пожалуйста, собаку. Рыжую… — добавил учитель и отошёл от котёнка.
— Всё! Я закончил! — крикнул котёнок так громко, что все ученики обернулись.
— Покажи-ка, покажи.
Учитель взял рисунок и удивлённо поднёс к глазам. На этот раз посреди чистого листа бумаги была изображена только жирная оранжевая точка.
— Это и есть собака?
— Да, — сказал котёнок. — Сначала я представил себе большую рыжую собаку. Она была такая большая и страшная, что я от испуга забрался на самое высокое дерево. А оттуда, с вершины дерева, собака показалась мне совсем маленькой, величиной с точку. Так я её и нарисовал…
— Вот что, — сказал учитель рисования. — Фантазия у тебя есть, а вот трудолюбия я что-то не заметил. Приходи-ка, Яша, в другой раз!..

(Л. Каминский)

Какими качествами характера обладает котёнок Яша, по его собственному мнению?

Сложные ли задания предлагает котёнку учитель? Почему задания учителя постепенно усложняются?
Чего, по мнению учителя, не хватает Яше, чтобы стать художником? А чего у него в избытке?

Какие ещё качества, кроме фантазии, есть у котёнка Яши? Эти качества характера столь же привлекательны, как фантазия, или нет?

Составь план текста и устно перескажи текст.
При пересказе не говори за Яшу и за учителя. Заменяй их слова по образцу:

Примерные названия частей плана могут быть такими:

1. Что котёнок Яша рассказал о себе учителю рисования.
2. Как котёнок Яша рисовал мышонка.
3. Как Яша нарисовал стакан с молоком.
4. Как котёнок Яша нарисовал собаку.
5. Какой вывод сделал учитель о способностях котёнка к рисованию.

После этого нужно обратить внимание на образец, следуя которому они при устном пересказе должны заменять слова котёнка и учителя (прямую речь) своими словами (косвенной речью). Нужно пересказать разговор (диалог) героев от лица автора-рассказчика. Сами термины «прямая» и «косвенная» речь мы не используем. Во время устного пересказа текста надо пользоваться планом и заглядывать в текст, переделывая его в соответствии с образцом.