Упражнение 28, с. 62 — 63

28. Прочитай текст.

ДЯТЕЛ

Видел дятла: он летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Дятел сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И — горе какое! — нечем сбросить старую: клюв-то занят.
Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

(М. Пришвин)

Автор — наблюдательный человек? Докажи это строчками из текста. Что больше всего восхищает автора в поведении дятла?

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

Из каких слов понятно, что автор сопереживает дятлу?

Из слов: «И –горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят» понятно, что автор сопереживает дятлу.

Какие качества дятла помогает увидеть этот случай?

Ум, находчивость, деловитость.

Какое предложение выражает основную мысль текста? Является ли эта мысль выводом из всего повествования?

В последнем предложении текста выражена его основная мысль, которая является выводом из всего повествования.

Составь и запиши план для пересказа текста. Устно перескажи текст.

Примерный план.

1. Мастерская занята.
2. Находчивая птица.
3. Характеристика дятла.