Упражнение 43, с. 106 — 110

43.            СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ

Мыши жили в развалинах старого замка. Они питались оставшимся в его кладовых зерном. Там же жила и кошка. Но чем она питалась, точно никто не знал.
— Я ем только траву и яблоки из сада, — утверждала кошка.
Но никто никогда не видел, как она это делала.
Со временем мыши заметили, что некоторые из их собратьев стали куда то исчезать. Подозрения пали на кошку.
— При чём тут я? – возмутилась кошка. – погуляют и вернутся!
Но никто не вернулся. Более того – таинственные исчезновения не прекратились.
Тогда мыши обратились за советом к Старой Мудрой Мыши, жившей в дупле сломанного дерева.
— Отыщите в подвале замка большую птичью клетку, — сказала Старая Мудрая Мышь. – Придумайте, как заманить туда кошку. Пусть посидит там несколько дней. А мы понаблюдаем. Если мыши перестанут пропадать, значит, именно кошка – виновница наших бед.
Рано утром, когда кошка ещё спала, мыши начистили до блеска старую клетку для птиц. Клетку установили рядом с жилищем кошки, и её золочёные прутья заблестели в лучах восходящего солнца. Когда кошка проснулась, мыши обступили её со всех сторон.
— Ты самая красивая и умная из нас, — сказали они кошке, — поэтому ты достойна стать нашей королевой! Войди в этот золотой домик! Сидя в нём , ты будешь отдавать нам свои мудрые приказы!
Увидев прекрасную золочёную клетку, кошка зажмурилась от удовольствия. С важным видом королевы она вошла в клетку, и в тот же миг дверца клетки со стуком захлопнулась.
Теперь–то кошка не могла причинить вреда ни одному, даже самому маленькому мышонку. Как ни старалась она сквозь прутья клетки дотянуться до мышей, ничего у неё не получилась.
Как вы догадываетесь, как только кошка очутилась в клетке, мыши перестали пропадать.
Так мыши уличили кошку в обмане и наказали хитрую обманщицу.

Тебе понравилась сказка Анишит Йокоповны? Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?

Анишит Йокоповна задала Маше и Мише такие вопросы: только ли о животных говорится в басне? Из каких частей обычно состоит басня? Можно ли на основе этой сказки сочинить басню?

Сказка напоминает басню, потому что её героями являются животные и потому что в ней есть поучительный смысл: в конце сказки хитрая обманщица кошка была разоблачена и наказана. Также отметим и отличие этой сказки от басни: басня обычно короче и состоит из двух частей – из собственно сказочной истории (сюжета) и поучительного вывода (морали).

На основе сказки «Про мышей и кошку» можно сочинить басню. Для этого нужно коротко изложить главные события сказки и подобрать соответствующий вывод-мораль.

Прочитай пословицы.
1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.
2. Видит око, да зуб неймёт.
3. Близко локоть, да не укусишь.
4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.
5. Отольются кошке мышкины слёзки.
6. И через золото слёзки текут.
7. Не всё коту Масленица!
8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.

Какие из этих пословиц ты сможешь использовать в качестве морали к твоей «Про мышей и кошку»?

Прочитай первую пословицу. Найди в списке ещё одну, которая близка ей по смыслу.

Первая («На каждую хитрость есть ещё одна хитрость») и восьмая («Не рой яму другому – сам в неё попадёшь») пословицы обладают сходным смыслом. В них речь идёт о том, что, замышляя или делая что-то недоброе, человек рискует сам оказаться в ситуации жертвы. Обе эти пословицы подходят в качестве морали к басне: кошка хотела обхитрить мышей, но сама попалась на их хитрость; кошка рыла яму мышам (вредила им), но сама оказалась в неприятной ситуации.

Прочитай вторую пословицу. Можешь найти другую, в которой речь идёт о том же самом?

Во второй («Видит око, да зуб неймёт») и в третьей («Близко локоть, да не укусишь») пословицах речь идёт об одном и том же: что-то кажется близким и доступным, но дотянуться до этого, заполучить это невозможно. Эти пословицы также можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку». Басня будет заканчиваться как раз такой ситуацией, которая изображена на картине «Кошка в клетке»: кошка видит мышей очень близко от себя, хотела бы их поймать, но не может до них дотянуться, так как заперта в клетке.

Как ты понимаешь смысл четвёртой пословицы?
Можно ли её применить, как мораль для этой истории?

Смысл четвёртой пословицы («Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи»). Речь в ней идёт о том, что если не будешь делать ничего плохого, то не придётся за это и отвечать (дети могут передать этот смысл по-своему, другими словами). Главное примерить эту пословицу в качестве морали к басне и прийти к выводу, что и она подходит: если бы кошка не вредила мышам, то не оказалась бы в клетке.

Пятая («Отольются кошке мышкины слёзки») и седьмая («Не всё коту Масленица!») пословицы даже сюжетно схожи с басней (Масленица это народный праздник), поэтому возможность использовать их в качестве вывода-морали не вызовет никакого сомнения.

Шестая пословица («И через золото слёзки текут») может вызвать разногласия. Если использовать её в качестве вывода к басне, то в ней не будет звучать прямое осуждение кошки, но, так же как вторая и третья пословицы, она подводит метафорический итог ситуации, в которой оказалась кошка: кошка сидит в красивой, золочёной клетке, но ей не радостно. Смысл этой пословицы можно сформулировать так: не в богатстве счастье, или и в окружении дорогих вещей бывает грустно и т. д. Но поскольку, как в случае с пятой и седьмой пословицами, она близка к басне по сюжету, можно использовать её в качестве вывода.

Далее нам предлагается придумать короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке» и подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц. Для этого необходимо будет пересказать сказку как можно короче, выбирая из неё только самое главное. В помощь предлагается два варианта начала басни.