ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Упражнение 39, с. 94 — 96

39. Внимательно прочитай текст.

У меня в деревне, в моем деревянном доме у большого леса жили со мной домашний баран, заяц и пёс. Они так ко мне привыкли, что не отходили от меня.
Я уходил недалеко от дома к реке, лесу и писал красками с натуры* природу. Мой пёс Феб нёс во рту складной большой зонт. Заяц прыгал около, а баран шёл за мною в стороне.
Когда я писал с натуры, заяц не отходил от меня. Он боялся, должно быть, что его поймают и съедят. Феб спал на травке около или бегал у речки и вспугивал уток.
Заяц сидел около меня и всё водил ушами и слушал. Но ему надоедало, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. Так он приглашал меня гулять.
Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мною и гуляли со мной повсюду.

(По К. Коровину)

Догадываешься, кто по профессии хозяин барана, зайца и пса Феба? Объясни, что означает выражение «писать с натуры».

Первые два вопроса к тексту нацеливают нас на поиск нужного слова в Толковом словаре. Заглянув в него, обнаружим три значения слова «натура». Выясним, что в выражении «писать с натуры» слово «натура» использовано в третьем значении («природный образец для рисования»).

Кто из трёх животных верно служит своему хозяину? А кто воспринимает хозяина как защитника? Какие строчки из текста подтверждают твой ответ?

Эти вопросы обращают наше внимание на характер и поведение всех животных, о которых говорится в тексте.

В каких предложениях в начале и в конце текста выражена его основная мысль?

Последнее предложение первого абзаца и последнее предложение текста выражают основную мысль автора.

Придумай такое название для этого текста, которое соответствует его теме.

Название, соответствующее теме текста, может быть таким: «Баран, заяц и пёс» или «Художник и его питомцы».

А потом придумай и запиши другое название — которое выражает его основную мысль.

А название, в котором выражена основная мысль текста, может звучать так: «Необычная дружба» или «Друзья на прогулке».

Прочитайте текст по цепочке, заменяя слова «я», «у меня» на «художник», «у художника».

Читаем текст по цепочке, заменяя слова «я», «у меня» на слова «художник», «у художника» по предложенному образцу.

Коротко запиши, о чём говорится в каждом абзаце. У тебя получится план текста.
Посмотри текст с точки зрения трудных написаний.
Ещё раз прочитай текст.
Перескажи текст письменно.

После этого составляем план текста и устно пересказываем его, используя слова «у художника», «с ним», «к нему» и т. д. Потом они по цепочке обсуждаем все случаи трудных написаний в тексте (многие из них подчеркнуты). После такой подготовительной работы читаем текст ещё раз вслух вполголоса, закрываем его листом бумаги и письменно излагаем своими словами, заменяя рассказ от первого лица рассказом о герое в третьем лице.

Примерный план:

1.Дом у леса.
2.Идём на натуру.
3. Страхи зайца.
4.Приглашение гулять.
5.Любители прогулок.