УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Упражнение 44, с. 110 — 116

44. Прочитай текст 1.

      КАК ПАПА БРОСИЛ МЯЧ ПОД АВТОМОБИЛЬ

Когда папа был ещё маленьким и жил в маленьком городе Павлове-Посаде, ему подарили большой мяч удивительной красоты. Этот мяч был как солнце. Нет, он был даже лучше солнца. Во-первых, на него можно было смотреть не щурясь. И он был ровно в четыре раза красивее солнца, потому что он был четырёх цветов. Один бок у мяча был розовый, как пастила, другой – коричневый, как самый вкусный шоколад. Верх был синий, как небо, а низ зелёный, как трава. Такого мяча ещё никогда не видели в маленьком городе Павловском Посаде. За ним специально ездили в Москву. Но я думаю, что и в Москве было мало таких мячей. На него приходили смотреть не только дети, но и взрослые.
– Вот это мяч! — говорили все.
И это был действительно прекрасный мяч. И папа очень гордился. Он вёл себя так, как будто этот мяч он сам выдумал, сделал и раскрасил в четыре цвета. Когда папа гордо выходил на улицу играть своим прекрасным мячом, со всех сторон сбегались мальчишки.
– Ой, какой мяч! – говорили они. – Дай поиграть!
Но папа хватал свой мяч и говорил:
– Не дам! Это мой мяч! Ни у кого такого нет! Его привезли из Москвы! Отойдите! Не трогайте мой мяч!
И тогда мальчишки сказали так:
– Он жадный. Не будем с ним водиться!
И два дня они с ним не водились. А на третий день сказали так:
– Мяч у тебя ничего. Это верно. Он большой и раскрашен здорово. Но, если бросить его под машину, он лопнет, как самый плохой чёрный мячик. Так что нечего так уж задирать нос.
– Мой мяч никогда не лопнет! – гордо сказал папа, который к тому времени так зазнался, как будто его самого выкрасили в четыре цвета.
– Ещё как лопнет! – смеялись мальчишки.
– Нет, не лопнет!
– А вот идёт машина, – сказали мальчишки. – Ну, что же ты? Бросай! Или испугался?
И маленький папа бросил свой мяч под машину. Тут раздался такой шум, как будто выстрелили из маленькой пушки. Это лопнул мяч.
И когда папа добежал до него, он увидел только пыльную резиновую тряпку, совсем некрасивую и неинтересную. И тогда папа заплакал и побежал домой. А мальчишки хохотали изо всех сил.
– Лопнул! Лопнул! – кричали они. – Так тебе и надо, жадина!
Когда папа прибежал домой и сказал, что сам бросил свой чудный новый мяч под машину, его сразу же отшлёпала бабушка. Вечером пришёл с работы дедушка и тоже отшлёпал его.
При этом он говорил:
– Бью не за мяч, а за глупость.
И только один дядя:
– Нет, ты не глупый!
И папа очень обрадовался.
– Но зато ты жадный и хвастливый, – сказал дядя. – И это очень печально для тебя. Тот, кто хочет один играть со своим мячиком, всегда остается ни с чем. Так бывает и у детей, и у взрослых. Так будет и у тебя всю жизнь, если ты останешься таким же.
И тогда папа очень испугался, и заплакал изо всех сил, и сказал, что он не хочет быть жадным и хвастливым. Он плакал так долго и так громко, что дядя поверил ему и купил новый мяч. Правда, он был не так красив. Но зато все соседские мальчишки играли этим мячом. И было весело, и никто не дразнил папу жадиной.

(По А. Раскину)

От чьего имени рассказана эта история? Папа рассказчика был взрослым человеком или мальчиком, когда с ним произошла эта история?

Эта история рассказана, скорее всего, от имени мальчика и произошла она с его папой (когда тот был ещё ребёнком).

Найди и прочитай описание чудесного мяча. Какие сравнения использует автор? Они помогли тебе представить необыкновенный мяч? Мяч увиден глазами ребёнка или взрослого? Почему ты так думаешь?

Само описание чудесного мяча дано с точки зрения ребёнка: его раскраска сравнивается с цветом пастилы и шоколада – любимых детских лакомств.

Как изменился характер маленького папы, когда у него появился чудесный мяч? Подтверди это, обращаясь к тексту.

Почему мальчишки стали дразнить папу? Почему маленький папа бросил свой мяч под автомобиль?

Кто из родных постарался разобраться, что же произошло с характером мальчика? А кого волновало только то, что мяч испорчен? Какие выводы сделал маленький папа из всего случившегося?

Эти вопросы помогут представить характер и причины поступков героев рассказа (маленького папы, его родных, мальчишек во дворе), проследить логику развития событий в тексте и понять его основную мысль.

Поделите текст на части по смыслу. Обсудите план этого текста и запишите его в тетрадь. Перескажите по плану по цепочке. Текст не закрывайте — можете в него заглядывать во время пересказа!

Примерные названия частей плана могут быть такие:

1. Какой необыкновенный мяч подарили папе.
2. Как повёл себя маленький папа, когда у него появился чудесный мяч.
3. Как маленький папа бросил свой мяч под машину.
4. Что сказали папе дома.
5. Какие выводы сделал маленький папа.

Нужно обратить внимание на образец, следуя которому они при устном пересказе текста будут заменять слова героев рассказа своими словами, то есть от лица автора-рассказчика пересказывать то, о чём говорили герои. После того как мы запишем план текста в тетрадь, перескажем его по цепочке. Во время устного пересказа текста надо пользоваться планом и заглядывать в текст.