РАБОТА С КАРТИНОЙ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Упражнение 48, с. 122 — 123

48. Найди в «Музейном Доме» картину французского художника Огюста Ренуара «Девочка с лейкой».
Перед тобой портрет, пейзаж или натюрморт?

Можно сказать, что это портрет девочки на фоне пейзажа. В ходе дальнейшего обсуждения можно прийти к мысли о том, что для создания атмосферы прекрасного солнечного дня одинаково важны и изображение девочки, и пейзаж, который её окружает.

Как тебе кажется, где художник изобразил девочку: в лесу, в парке или в саду? День солнечный или пасмурный? На улице
только тепло или жарко? (Обрати внимание на то, как одета девочка.)

Судя по ровным очертаниям круглой клумбы и фрагменту песчаной дорожки, на которой стоит девочка, художник изобразил её в парке или в саду. На улице солнечно, тепло, но не жарко, поскольку девочка одета в тёмное платье с длинным рукавом и в ботиночки.

– Все в этой картине пронизано движением, – сказала Анишит Йокоповна.
– Но я не замечаю никакого движения. Девочка стоит неподвижно, она даже цветы не поливает, – удивился Миша.
Догадываешься, что имела в виду Анишит Йокоповна?
(Обрати внимание на то, что контуры детской фигурки, лейки, цветов, дорожки нечёткие, слегка размытые.) Так что же движется в картине?

Что окружает любой предмет в помещении или на улице? Это воздух. Как художник показывает, что день солнечный? Расскажите о солнечных бликах на дорожке, на траве, на лейке, обратите внимание на то, как блестят золотистые волосы девочки на солнце. Картина пронизана движением воздуха и света.

Как Ренуар добивается ощущения движения воздуха, игры солнечного света на песчаной дорожке, на траве, в золотистых волосах девочки? (Рассмотри в лупу, какими мелкими мазками нанесена краска на поверхность картины, много ли оттенков жёлтого и белого цветов.)

Рассмотрев детали картины в лупу, мы обнаружим, что Ренуар пишет раздельными, мелкими мазками. Именно поэтому контуры предметов кажутся размытыми, нечёткими, и создаётся ощущение движения воздуха. Мазки разных оттенков жёлтого и белого цветов присутствуют и на траве, и на дорожке, и в золотистых волосах девочки, и даже на её тёмном платье. Они создают ощущение движения и игры солнечных бликов (солнечных зайчиков).

Художник хочет рассказать нам, как девочка ухаживает за цветами? Или Огюст Ренуар хочет поделиться своими ощущениями от прекрасного солнечного дня?

Ренуар не показывает нам, как девочка играет в парке, как она поливает цветы и т. д. Он пишет детскую фигурку, освещённую солнцем, на песчаной дорожке парка, чтобы создать ощущение света и радости, поделиться впечатлением от прекрасного тёплого, солнечного дня.

Для написания небольшого сочинения по этой картине можно составить примерно следующий план:
1. Картина О. Ренуара «Девочка с лейкой» – это: портрет, пейзаж или натюрморт?
2. Где, в какое время года и в какую погоду художник изобразил девочку?
3. Есть ли в картине движение, или всё в ней неподвижно?
4. Как Ренуар добивается ощущения движения воздуха и игры солнечного света?
5. Каким впечатлением хотел поделиться с нами французский художник?