ГДЗ для страницы 29-35. Текст как речевое произведение

41. Выберите и выпишите основные признаки текста.

Главные члены предложения. Смысловая завершённость. Заглавие. Тема. Однородные члены предложения. Главная мысль. Смысловая связь предложений. Вступление, основная часть, заключительная часть.

Смысловая завершённость. Заглавие. Тема. Главная мысль. Смысловая связь предложений. Вступление, основная часть, заключительная часть.

42.  Прочитайте текст Ивана Соколова-Микитова, выделите его основные части. Составьте план. Перескажите и запишите текст, используя план. Выберите предложения для самостоятельного разбора, подчеркните в них главные члены предложения.
                                  Зимой в лесу
   Богата наша Родина лесами. Красив лес зимой. Пушистыми шапками накрыты сосны и ели. Украсились инеем берёзы и тонкие осинки. Глубокие намело сугробы. Ходит по лесу мороз. Ай да мороз! У дороги на деревьях возятся красногрудые снегири. На вершине сосны грызёт шишку белка. Хорошо и красиво зимой в лесу!

План:
1. Вступление
2. Деревья зимой.
3. Мороз.
4. Снегири.
5. Белка.
6. Заключение.

                                  Зимой в лесу
   Наша Родина богата лесами. Красив зимний лес. Сосны и ели накрыты пушистыми шапками. Берёзы и осины украшены инеем. Намело сугробы. Ходит по лесу мороз. У дороги на деревьях возятся красногрудые снегири. Белка грызёт шишку на вершине сосны. Красиво зимой в лесу!

43. Прочитайте текст Э. Успенского.

...Папа сказал:
— Дорогие гости, у меня грустное настроение.
Давайте петь песни...
Но никто из них ни одной песни до конца не знал. И у них вот что получилось...
— Лучами красит солнышко...
— Стальное полотно...
— Катится, катится голубой вагон...
— Навстречу родимая мать...
— Кондуктор, нажми на тормоза!
— Ну вот что, — сказал папа. — Это не пение. Это безобразие. Вы, дорогие гости, ни одной песни до конца не знаете...

Обладает ли песня гостей смысловой целостностью, связностью предложений, завершённостью? (Нет) Почему папа назвал песню гостей безобразием? (Потому что предложения в ней не связаны по смыслу, нет рифмы) Можно ли назвать её текстом? (Нет)
Выпишите выделенные слова, подчеркните в них орфограммы.

Дороги?е (до?рог, доро?же), грустное (грустит), настроение (настро?й), конца (ко?нчик), стально?е (сталь), ваго?н (словарное слово), роди?мая (ро?дина), тормоза? (то?рмоз), сказа?л (ска?жет).

44. Прочитайте два текста. Определите по вопросу тип каждого из них. Озаглавьте тексты.

1. Зебра — дикая лошадь. Её называют ещё тигровой лошадью. Почему? Потому что белая шкура зебры расцвечена тёмно-коричневыми полосками, как у тигра.

— Попробуйте превратить текст-рассуждение в текст-описание. Запишите полученный вариант.

2. Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Это курлыкали журавли.
   Я поднял голову. Большие косяки журавлей потянулись один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло золотом в затонах Оки.
   Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей. По береговой просёлочной дороге ехал грузовик. Шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
   — Счастливо, друзья! — крикнул он и помахал рукой вслед птицам.
К. Паустовский

1. Текст - рассуждение. Зебра.
2. Текст-повествование. Встреча с журавлями.

                 Зебра
Зебра — дикая лошадь. Белая шкура зебры расцвечена тёмно-коричневыми полосками, как у тигра. Из-за этой особенности зебру ещё называют тигровой лошадью.

Составьте и запишите план текста К. Паустовского. Перескажите текст по составленному плану.

План:
1. Курлыканье журавлей.
2. Журавли летят к югу.
3. Счастливо, друзья!

45. Прочитайте рассказ Валентины Осеевой. К какому типу текстов вы его отнесёте? Что отражено в заглавии — тема или главная мысль текста?

                                        Плохо
   Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
   В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

В. Осеева

Определите последовательность действий героев. Составьте и запишите план рассказа. Докажите, что повествовать — значит последовательно рассказывать о событиях, действиях.
Запишите текст по плану. Подчеркните в словах известные вам орфограммы.

План:
1. Собака лает на котёнка.
2. Женщина прогоняет собаку.
3. Ничего не делать - плохо!

              Плохо
   Соба?ка яростно лаяла, припада?я на пере?дние лапы. Перед ней сиде?л маленький взъерошенный котёнок. Он жалобно мяу?кал. Неподалёку стоя?ли два мальчика и ждали, что будет.
   В окно? выглянула женщина и выбежала на крыльцо. Она отогнала соба?ку и серди?то крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не  делали! — удиви?лись мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

46. Попробуйте составить текст-описание своей классной комнаты. Можете воспользоваться вопросами.

Как выглядит ваш класс? Какие стены, окна,пол, потолок? Какие предметы находятся в классе? Нравится ли вам ваш класс?

Определите, слова какой части речи вами использованы. Каких слов оказалось больше? (Существительных и прилагательных)

Наш классбольшой и уютный. На стенах класса наклеены светлые чистые обои. На одной из стен вист разноцветный стенд с достижениями учеников класса. На другой стене висит большая доска. На ней мы пишем мелом задания. В классе широкие окна, а на потолке много светильников, поэтому в классе всегда светло. В углу класса стоит учительский стол, а в центре установлены удобные парты для учеников. Вдоль стен расположены шкафчики. Мне очень нравится наш класс.

47.  Прочитайте текст Мойры Баттерфилд и определите его тип. Составьте план текста и кратко перескажите его содержание.
                           * * *
   Пройдёт немного времени, и случится чудо: из семени появится росток с крошечными листьями и маленькими корешками.
   Благодаря солнцу и дождю росток становится всё больше и больше. Наконец росток превращается в настоящее растение со множеством листьев. Вскоре у растения появится бутон. Со временем он раскроется и превратится в красивый цветок.

Текст - повествование
План:
1. Чудо-росток.
2. Рождение цветка.

48. Прочитайте текст М. Пришвина. Докажите, что это текст-рассуждение. (Это текст-рассуждение, так как в нем есть утверждение, доказательства и вывод) Найдите в тексте утверждение, доказательства и вывод.

   Мои молодые друзья! Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни...
   Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
   Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Природа для нас — кладовая солнца. (Утверждение)
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. (Доказательства)
...охранять природу — значит охранять родину. (Вывод)

Найдите и выпишите обращение. Определите главную мысль текста, выпишите её.

Мои молодые друзья!
Охранять природу — значит охранять родину.

49. Составьте текст-рассуждение о том, что слова воздух, сон — это имена существительные.

— Как составить текст-рассуждение? Сначала нужно обозначить то, что надо доказать, потом привести доказательство и сделать вывод. Рассуждать — значит доказывать. Воспользуйтесь таким планом для составления текста-рассуждения: Воздух, сон — имена существительные. Во-первых, ... . Во-вторых, ... . Значит, ... .

Воздух, сон — имена существительные. Во-первых, они обозначают предметы. Во-вторых,  они отвечают на вопрос что? Значит, это имена существительные.

50. Прочитайте текст.

— Теперь о чём писать? — спр..сил Печ..кин.
— Не знаю, — говорит Шарик. — О чём х..тите, о том пишите.
— Когда не знают, о чём писать, о п..годе пишут, — говорит Печ..кин.
— Вот и пишите о п..годе.
Печ..кин стал продолжать: «П..года у нас хорошая, моро.. и со..нце, день чудес..ный...»
— Какая хорошая, какой чудес..ный! — кр..чит кот. — М..тель третьи сутки носа высунуть не даёт.
По Э. Успенскому

Какие буквы надо написать на месте пропусков? Во все ли слова нужно вписывать букву?

— Теперь о чём писать? — спросил Печкин.
— Не знаю, — говорит Шарик. — О чём хотите, о том пишите.
— Когда не знают, о чём писать, о погоде пишут, — говорит Печкин.
— Вот и пишите о погоде.
Печкин стал продолжать: «Погода у нас хорошая, мороз и солнце, день чудесный...»
— Какая хорошая, какой чудесный! — кричит кот. — Метель третьи сутки носа высунуть не даёт.

Как вы думаете, если на одну тему (о погоде) напишут почтальон Печкин и кот Матроскин, одинаковая ли будет главная мысль в их текстах? (Нет, у них разное представление о хорошей погоде.)
Составьте и запишите текст о сегодняшней погоде. Определите его главную мысль, отразите её в заглавии к тексту.

           Солнечный денёк
Сегодня выдался погожий осенний денёк. Солнце ярко светит, но уже не греет так жарко, как летом. Небо чистое и ясное. На нём не видно ни одного облачка. Прохладный воздух бодрит. Легкий ветерок носит по аллеям сухие листья. Как приятно прогуляться в такую хорошую погоду!

51. Придумайте свою историю на одну из данных тем. Кто в ней будет действовать? Что должно происходить? Чем закончится история?

Щенок и дверь.
Котёнок и клубок ниток.
Кот и банка.

           Щенок и дверь
Маленький щенок жил в доме. Тут у него была и мягкая постель, и миски с едой и водой, но ему этого было мало. Хозяева не пускали его одного на улицу. Щенку очень хотелось погулять, но дверь всегда была крепко заперта. Щенок пытался лаять, чтобы напугать дверь, но она не открывалась.  Он царапал дверь, но та не поддавалась. И тогда щенок подумал, что когда подрастет, укусит её, и тогда дверь будет выпускать его по первому требованию. А пока он решил подождать.

52.  Спишите текст по рассказу Бориса Житкова, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Определите тип текста (Повествование).
                                 * * *
   Раз я к..рмил своих зв..рей. Кошка сидела на скамейке и доедала ры..ку. В..лчонок полез к кошке. Он стал лапками на скамейку и пот..нулся к рыбе. Кошка заш..пела и вц..пилась в него ко..тями. В..лчонок зав..зжал. Он стал зализывать раны. Я полож..л его на подстилку у кровати,л..скал и успокаивал в..лчонка. А кошка важно разгуливала по комн..те.

                                 Волчонок и кошка
   Раз я кормил своих зверей. Кошка сидела на скамейке и доедала рыбку. Волчонок полез к кошке. Он стал лапками на скамейку и потянулся к рыбе. Кошка зашипела и вцепилась в него когтями. Волчонок завизжал. Он стал зализывать раны. Я положил его на подстилку у кровати, ласкал и успокаивал волчонка. А кошка важно разгуливала по комнате.