ГДЗ к страницам 131-137 Слово как часть речи

215. Составьте текст-рассуждение «Почему и для каких целей необходимо изучать слово как часть речи».

  Понимание частей речи очень важно. Мы сможем отличать, кто или что совершает действие, какое это действие. Мы сможем узнать признаки предмета, свойства предметов. Знание частей речи важно для написания окончаний в словах для их связи в предложении

216. Сгруппируйте данные слова по частям речи, запишите их. Охарактеризуйте каждую из них.
Лестница, свежие, дождь, мягкий, закричал, голуб­ка, обложка, белизна, позвонил, пробег, солнце, убе­жит, хлопочет, хищная, берег, дождливый.
По каким признакам вы определили, что слово нужно отнести к той или иной части речи?

Имя существительное: лестница, дождь, голубка, обложка, белизна, пробег, солнце, берег.
Имя прилагательное: свежие, мягкий, хищная, дождливый.
Глагол: закричал, позвонил, убежит, хлопочет.

217. Прочитайте предложение и попробуйте уловить его смысл.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Эту загадку известный русский языковед Л. Щерба предложил своим студентам. Они догадались. А вы?

Глокая (большая, грозная) куздра (существо женского пола) штеко (сильно, резко, быстро) будланула (толкнула, боднула) бокра (существо мужского пола) и кудрячит (треплет) бокрёнка (детёныша бокра).

218. Какие общие грамматические значения имеются у слов в каждой группе? Обратите внимание на слова и словосочетания для выбора.
1. Варенье, печенье, соленье.
2. Пришло, потеплело, взошло.
3. Огромная, горячая, искристая.
Слова и словосочетания для выбора: обозначает предмет, обозначает признак предмета, обозначает действие предмета, имеют род, число, падеж, время, одинаковые окончания.

1 - обозначают предмет, имеют род, число, падеж, одинаковые окончания.
2 - обозначают действие предмета, имеют род, число, время, одинаковые окончания.
3 - обозначают признак предмета, имеют род, число, падеж, одинаковые окончания.

219. Какие общие грамматические значения имеются у слов в каждой группе? Какая часть слова помогает определить эти значения? (Окончание)

1. Туча, дача, сдача, удача, роща.
2. Плечо, окно, небо, ведро, утро.
3. Напишем, узнаем, прочитаем, возьмём.
4. Узнала, помогла, записала, выучила, заснула.
5. Родные, далёкие, русские.

1. Туча, дача, сдача, удача, роща. И.п., ед.ч., ж.р., 1 скл. (она)
2. Плечо, окно, небо, ведро, утро. И.п., ед.ч., ср.р., 2 скл. (оно)
3. Напишем, узнаем, прочитаем, возьмём. Буд.вр., 1 л., мн.ч.
4. Узнала, помогла, записала, выучила, заснула. Прош.вр., 3 л., ед.ч., ж.р.
5. Родные, далёкие, русские. И.п., мн.ч.

220. Прочитайте предложения. Среди выделен­ных слов найдите слова с общими грамматически­ми значениями. Запишите слова по группам. Обра­тите внимание на образец.
Образец. Грачи, ручьи — имена существительные в именительном падеже, во множественном числе.

1. Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов.)
2. Топишь берег ты земли, поднимаешь корабли. (А. Пушкин.)
3. Шумят ручьи, блестят ручьи! (Е. Баратынский.)
4. Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло. (А. Фет.)

Грачи, ручьи - сущ., И.п., мн.ч.
Улетели, опустели - глагол, прош.вр., 3 л., мн.ч.
Лес, берег, сентябрь - сущ., 2 скл., м.р., ед.ч.
Корабли, ручьи - сущ., 2 скл., м.р., мн.ч.

На основе общего грамматического значе­ния (предмет, признак предмета, действие предмета) слова объединяются в большие группы: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения.

221. Составьте предложения из данных слов. Подберите для своих предложений слова, отвечающие на вопрос кто? Какие слова вы ещё используете?
1. Лает, сторожит, грызёт. 2. Летает, собирает, жуж­жит. 3. Скачет, ржёт, бегает. 4. Жуёт, мычит, ходит.
Запишите получившиеся предложения. Укажите общее грамматическое значение всех глаголов в упражнении.

1) Собака грызет косточку, она лает и сторожит дом.
2) Пчела летает среди цветов, жужжит и собирает нектар.
3) Жеребенок бегает по поляне, играет, скачет, ржет.
4) Корова пасется на лугу, ходит медленно, мычит, жует траву.

222. Прочитайте слова. Какие предложения можно из них составить? Запишите эти предложения. Чем эти предложения будут различаться? Обратите внимание: подарок кого? сестры, подарок кому? сестре.
Подарок, сестра, очень, нравится, Марина.
Какая часть слова помогла выразить две разные мысли одними и теми же словами?

Подарок? сестр[ы] очень? нрав[ит]ся Марин[е].
Сестр[е] очень? нрав[ит]ся подарок? Марин[ы].

223. Сравните словосочетания. Найдите те части слов, которые помогают понять, что смысл словосочетаний в каждой паре разный. Самостоятельно составьте и запишите подобные словосочетания.

Подарок (кого?) брата. — Подарок (кому?) брату.
Купил (кого?) собаку. — Купил (кому?) собаке.
Благодарность (кого?) Андрея. - Благодарность (кому?) Андрею.
Дар (кого?) князя. - Дар (кому?) князю.
Аплодисменты (кого?) актера. - Аплодисменты (кому?) актеру.

224. Распределите и запишите слова по группам (частям речи).
Здоровье, оздоровительный, смеяться, облачный, медленный, смех, смешной, цвести, цветок, цветочный, удача, удачный, думать, задумчивый, дума, красота, медлить, красивый, красоваться, облако.

Имя существительное: здоровье, смех, цветок, удача, дума, красота, облако.
Имя прилагательное: оздоровительный, облачный, медленный, смешной, цветочный, удачный, задумчивый, красивый.
Глагол: смеяться, цвести, думать, медлить, красоваться.

225. Спишите текст. Найдите и обозначьте имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Лессущ.... звенелгл.. Я узнавалгл. тонкийприл., острыйприл. свистсущ. синицсущ., клацаньесущ. дроздовсущ., тревожныеприл. перекликисущ. сороксущ.. Стройнаяприл., изящнаяприл. птичкасущ. сиделагл. на верхушкесущ. молодойприл. елисущ., на её светломприл. вертикальномприл. побегесущ., и заливаласьгл....

                                                                                                        Ю. Нагибин

Имя существительное: лес, свист синиц, клацанье дроздов, переклики сорок, птичка, верхушки ели, побеге.
Имя прилагательное: тонкий, острый, тревожные, стройная, изящная, молодой, светлом, вертикальном.
Глагол: звенел, узнавал, сидела, заливалась.

226. Прочитайте и спишите текст. Определите, к какой части речи относится каждое выделенное слово. Каким членом предложения оно является?
    Ласковое осеннее солнце осветило берёзовую рощу. Подул лёгкий ветерок. Листья сорвались с деревьев, закружились в прозрачном воздухе, за­шуршали. Казалось, что лес танцует медленный осенний вальс.

    Ласковоеприл. осеннееприл. солнцесущ. осветилогл. берёзовую рощу. Подулгл. лёгкийприл. ветероксущ.. Листьясущ. сорвалисьгл. с деревьев, закружилисьгл. в прозрачномприл. воздухе, за­шуршалигл.. Казалось, что лессущ. танцуетгл. медленныйприл. осеннийприл. вальс.

227. Прочитайте предложения. К какой части речи относится каждое из слов-омонимов? Каким членом предложения оно является? Спишите предложения, подчеркните главные члены.

1. Утомлённая зноем странница с наслаждением пила (гл.) воду из колодца. Острая пила (сущ.) помогла лесору­бам повалить дерево. 2. Белоснежное покрывало (сущ.) укутало землю. Облако тумана покрывало (гл.) поле.

228. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему три-четыре предложения.

Найдите в каждом из составленных предложений подлежащее и сказуемое. Определите, какими частями речи они выражены.

Медвежата (сущ.) весело резвились (гл.) на лесной опушке. Медведица (сущ.) не мешала (гл.) им, но далеко не уходила (гл.). Она (мест.) бродила (гл.) в тени деревьев. Этой сценой любовались (гл.) грибники (сущ.), которые случайно проходили (гл.) мимо.