Культура речи

Страница 6-9. Устная и письменная речь. Речевое общение. 

1. Прочитайте текст К. Паустовского, записанный младшим братом Вани под диктовку. Есть ли в тексте ошибки? (Да) Найдите их и объясните мальчику, какие правила русского языка ему надо выучить.

В саду всё падали и падали листья берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек листья сыпались с них частым и печальным дождём.

Какие правила письменной речи нарушены? Легко ли понять смысл текста, записанного с подобными ошибками? Запишите текст, исправив ошибки. Обозначьте известные вам орфограммы.

Брат Вани забыл о знаках препинания и заглавной букве в начале предложений.

   В саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек. Листья сыпались с них частым и печальным дождём.

2. Расскажите Ване всё, что вы знаете о речевом общении. Если затрудняетесь, используйте приведённые ниже слова и словосочетания для выбора.
Слова и словосочетания для выбора: собеседники, устная речь, высказывание, пауза, письменная речь, предложение, знаки препинания.

  Существует устная и письменная речь. Люди, которые общаются друг с другом с помощью устной речи - это собеседники. Письменная речь состоит из предложений, грамотно оформленных на письме, со знаками препинания. В устной речи высказывания разделяют паузами.

3. Прочитайте пословицы. Спишите те из них, которые посвящены общению — устному или письменному.

1. Сказанное слово улетит, а написанное останется. 2. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 3. Не стыдись спрашивать — стыдись оставаться невеждой. 4. Сперва подумай, потом скажи. 5. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 6. Говорить не думая — что стрелять не целясь. 7. Кроткое слово и гнев побеждает. 8. Худое слово и сладким мёдом не запьёшь. 9. Добро помни, а зло забывай. 10. Что написано пером, не вырубишь топором.

Найдите орфограммы в выделенных словах. Объясните их написание.
Подберите и запишите проверочные слова в тех случаях, где это возможно.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне: улетит - полёт, хорошо - хороший, говорить - говор, разговор), воробей - воробышек (сл. слово), стрелять - стрелы, побеждает - победа.
Ться/тся в глаголах: оставаться (что делать?)
разделительный ь (в корне перед гласными е, ё, я, ю): запьёшь.
парные согласные в корне: гнев - гневаться, сладким - сладок.

1. Сказанное слово улети?т (полёт), а написанное останется. 2. Петь хорошо? (хороший) вместе, а говори?ть (говор, разговор) порознь. 3. Не стыдись спрашивать — стыдись оставаться невеждой. 4. Сперва подумай, потом скажи. 5. Слово не воробе?й, вылетит — не поймаешь. 6. Говорить не думая — что стреля?ть (стрелы) не целясь. 7. Кроткое слово и гнев (гневаться) побеждает (победа). 8. Худое слово и сладким (сладок) мёдом не запьёшь. 10. Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Рассмотрите рисунки. Какие словосочетания характеризуют умение детей каждой пары общаться? Выпишите их по образцу. Что вам больше нравится в общении детей?
Словосочетания для выбора: внимательно слушают друг друга, разговаривают доброжелательно, стараются перекричать друг друга, не слушают друг друга, стараются объяснить собеседнику непонятные вещи, стремятся понять друг друга, разговаривают уважительно, не думают о собеседнике, ведут диалог, пререкаются.

1 рисунок. Маша и Витя ведут диалог. Они внимательно слушают друг друга. Ребята разговаривают доброжелательно, стараются объяснить собеседнику непонятные вещи. Дети стремятся понять друг друга. Они разговаривают уважительно.

2 рисунок.  Маша и Витя пререкаются.  Они стараются перекричать друг друга, не думают о собеседнике. Ребята не слушают друг друга.

5. Закончите предложения.

Профессор Самоваров и Ваня ведут диалог. Тема диалога — «дружба». Главная мысль беседы выражена в предложении: «Нет друга - ищи, а нашёл - береги!».

6. Прочитайте текст песни М. Танича про дружбу. Определите главную мысль. Объясните орфограммы в выделенных словах.

Если с другом вышел в путь —
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Запишите один из куплетов по памяти.

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Веселе?й - ве?село, весёлый, дорога - словарное слово, чуть-чуть - чу-щу пиши с у, друзьями - разделительный ь, снег - снега, проливной - безударная гласная в приставке.

7. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? Кто ведёт диалог (1-й рисунок), а кто — монолог (2-й рисунок)?

Составьте и запишите по два-три предложения к каждому рисунку. Какие предложения по цели высказывания вы использовали: повествовательные, вопросительные, побудительные?

- Папа, ты идешь на рыбалку? (Вопр.)
- Да, сынок. Утром должен быть хороший клёв. (Повеств.)
- Я хочу пойти с тобой! (Повеств.)
- Пойдем с мной, у меня как раз есть еще одна удочка. (Побуд.)

Дорогие мальчики и девочки! Я расскажу вам о природных богатствах нашего края. (Повеств.) Бергите природу! (Побуд.) Не рвите растения и не разжигайте костров! (Побуд.)