Ответы к страницам с 16-28. Речевая культура. 

19. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? С какой целью? Расскажите.

Прочитайте реплики из диалогов и описание ситуаций общения. Прочитайте реплики из различных речевых ситуаций и соотнесите их с рисунками. 
Какие иллюстрации можно нарисовать к остальным ситуациям?

1. Общение с близкими людьми.
- Здравствуй, бабушка!
- Привет, Света!

2. Деловое общение в магазине.
- Скажите, пожалуйста, есть ли у вас книги о Марсе.

20.  Прочитайте предложения. Догадайтесь, какие вежливые слова пропущены. Запишите вежливые слова, подобрав к каждому из них синонимы.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого «…». 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит «добрый …». 3. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь: «…». 4. Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, но сказал он: «…».

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого «спасибо». 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит «добрый день». 3. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь: «здравствуйте». 4. Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, но сказал он: «извини».

21. Спишите предложения с обращением, расставьте недостающие знаки препинания.
1. — Здравствуйте Людмила Аркадьевна! Вы меня вызывали? (Л. Каминский)
2. — Слушай Дениска! — сказала девочка. — Ты будешь нам помогать? (В. Драгунский)
3. — Добрый день синьор кавалер! — говорит Чиполлино, вежливо кланяясь. (Дж. Родари)
4. — Здравствуй князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? (А. Пушкин)

— Здравствуйте, Людмила Аркадьевна! 
— Слушай, Дениска! 
— Добрый день, синьор кавалер! 
 — Здравствуй, князь ты мой прекрасный! 

22. Обратитесь к собеседнику с просьбой или вопросом, на которые можно дать такие ответы:

1. Конечно, помогу, Вася.
2. Обязательно позвоню. Не беспокойся, мама.
3. Путешествуем по городам России.
4. В Суздале, Владимире, Ярославле.

1. Папа, ты поможешь мне сделать скворечник?
2. Сынок, позвони бабушке и поздравь её с праздником.
3. Андрей, чем вы с родителями занимаетесь на каникулах?
4. В каких городах вы побывали?

23. Прочитайте строки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина и отрывок из народной сказки «Лисичка со скалочкой». Выпишите предложения с обращениями, которые вам понравились. Обращения обведите. Что может рассказать о герое обращение, которое он использует в речи?

1. «Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха...»

2. «Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто?!»

3. «Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна?»

4. Лисица от собак бежала, бежала... в нору залезла, да и начала спрашивать:
— Глазки, глазоньки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели...
— Ножки, ноженьки, а вы что делали?
— Мы бежали, чтобы лисоньку не поймали...
— А ты, хвостище, что делал?
— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал.
Рассердилась лиса:
— Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Запишите слова разбранила, выпросил,  лисица, бежала, глазки, смотрели, съели,  хвостище, обозначив в них орфограммы и подобрав, где это возможно, проверочные слова

1. «Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха...»
2. «Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто?!»
3. «Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна?»
4. Лисица от собак бежала, бежала... в нору залезла, да и начала спрашивать:
Глазки, глазоньки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели...
Ножки, ноженьки, а вы что делали?
— Мы бежали, чтобы лисоньку не поймали...
— А ты, хвостище, что делал?
— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал.
Рассердилась лиса:
— Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Разбрани?ла (брань), вы?просил (про?сит), лиси?ца (лис), бежа?ла (бег), глазки (глаза), смотре?ли (осмо?тр), съели, хвости?ще (хвост).

24. Запишите несколько предложений с обращением к маме, папе, бабушке и дедушке, друзьям. Подчеркните обращения, верно расставьте знаки препинания.

Мамочка, я тебя люблю!
Папа, давай сходим в зоопарк сегодня.
Бабушка и дедушка, я по вам очень соскучился!
Ребята, давайте играть в жмурки!

25. Обсудите, будет ли отличаться деловая речь (например, общение между учителем и учеником, учеником и директором школы) от обычной разговорной речи (Да). Составьте по два диалога на каждую из указанных тем так, чтобы сначала участниками диалога были учитель и ученик, а потом — два одноклассника.

1. Просьба объяснить непонятное правило по русскому языку.
2. Рассказ о том, как прошёл выходной день.

1. - Наталья Борисовна, объясните это правило, пожалуйста, еще раз.
    - Хорошо, Рома, сейчас объясню.

- Аня, я не понял это правило, ты можешь мне его объяснить?
- Да, Рома, проще простого!

2. - Рома, почему ты не выполнил домашнее задание, чем ты занимался в выходной?
- Наталья Борисовна, я заигрался с друзьями на улице. Мы построили шалаш, а вечером я мастерил из пластилина посуду для шалаша и совсем забыл про уроки.

- Что ты делал в выходные, Ромка?
- В субботу вечером мы ездили на дачу, а в воскресенье я весь день делал уроки.

26. Определите, какие из предложений могут быть употреблены в деловой речи, а какие в речи разговорной.

1. Прошу предоставить мне отпуск с 1 июня 2018 года. 2. Эх, скорей бы начались каникулы! 3. За опоздание на работу лаборанту Иванову объявляется выговор. 4. Хочешь, я пришлю тебе снимки нашего путешествия? Ты, кстати, там очень хорошо получилась! 5. Смотри, как дети носятся по парку! 6. Родители учащихся 4 «А» класса приглашаются на собрание в 18:00.

Спишите предложения, которые употребляются в деловой речи (№1,3,4,6,8). Подчеркните орфограммы в выделенных словах. Подберите и запишите проверочные слова, где это возможно.

1. Прошу? (про?сит) предоставить мне отпуск с 1 июня 2018 года. 3. За опозда?ние (по?здно) на рабо?ту лаборанту Иванову объявля?ется (я?вка) выговор. 6 . Родители учащихся 4А класса приглашаются на собрание в 18.00.

27. Прочитайте объяснительную записку, составленную учеником. Как вы думаете, уместен ли в данном случае такой стиль? Можно ли сказать, что ученик чётко и ясно изложил информацию? Объясните, какие из слов уместно использовать в объяснительной записке, а какие — недопустимо: дорогая, милая, родная, уважаемая.

         Милая Анна Сергеевна!
   Я часто опаздываю в школу не по своей вине.
   Утром мне мешает щенок. Он запихивает мои ботинки под кровать. Потом котёнок выбрасывает карандаши из пенала. Пока я собираю портфель, мои часы очень быстро бегут и показывают 9 часов.
   Все ребята уже в школе, а я только собираюсь.
   Серёжа.

Правильно ли ученик подписал записку? Какую подпись уместно выбрать в официальной ситуации: Серёжа,  Сергей, ученик 4 класса «А» Сыроежкин Сергей.
Объясните написание выделенных букв. Выпишите слова с непроверяемым написанием.

Часто, часов - ча-ща пиши с буквой а.
Вине (невинный) - проверяемый безударный гласный в корне -вин-.
Бегут (бег)  - проверяемый безударный гласный в корне -бег-.

Ботинки, кровать, карандаши, пенал, портфель, ребята.

28. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Каминского «Начинаю новую жизнь». С помощью чего Юра решил начать новую жизнь? (С помощью плана)

...Пора начинать новую жизнь. Прямо с завтрашнего дня.
Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать:
«План действий № 1.
1. Начать новую жизнь (с понедельника).
2. Ежедневно вставать в 6 часов 15 минут.
3. Купить гантели и делать зарядку с последующим обливанием ледяной водой.
4. Исправить двойку по немецкому и изучить ещё два иностранных языка».

Помогает ли план чётко организовать работу? (Да) Выпишите выделенные слова. Обозначьте в них орфограммы.

Решительно, тетра?ди, лист (листы), вставать, обливанием (лить), ледяно?й (лёд), неме?цкому (не?мец).

29. Составьте и запишите один из планов: план проведения каникул, план рабочего дня, план проведения дня рождения.

План проведения дня рождения:

1. Встреча гостей.
2. Праздничный обед.
3. Конкурсы.
4. Чаепитие.
5. Дискотека.
6. Проводы гостей.

30. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи (1), а какой — к художественной речи (2)?

Буря — это ненастье* с очень сильным* ветром. Бури бывают и на суше, и на море. На море они приводят к большому волнению, а на суше — к разрушениям и опустошениям.

Буря мглою небо кроет*,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь*, она завоет,
То заплачет, как дитя.
А. Пушкин

Выпишите слова со звёздочкой. Сделайте их звуко-буквенный анализ.

Пояснение от : обратите внимание, что, ваш разбор может отличатся по оформлению в зависимости от требований учителя.  Вместо мягкий непарный может потребоваться писать всегда мягкий, либо совсем не писать парный/непарный. Разные требования учителей к сокращению слов.

Ненастье [н’инаст’й’э] - 3 слога
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
е — [и] — гласный, безударный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный 
а — [а] — гласный, ударный
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
ь      — 
      [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
е <
        [э] — гласный, безударный
8 букв, 8 звуков.

Сильным [с’ил’ным] - 2 слога
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
и — [и] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
ь       — 
н — [н] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
ы — [ы] — гласный, безударный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
7 букв, 6 звуков.

Кроет [крой’ит] - 2 слога
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
о — [о] — гласный, ударный
       [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
е <
       [и] — гласный, безударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
5 букв, 6 звуков.

Зверь [зв’эр’]
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
е — [э] — гласный, ударный
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
ь     —                 
5 букв, 4 звука.

31. Составьте два текста на одну из предложенных ниже тем так, чтобы один текст был научным, а другой — художественным.

«Ель и сосна». «Кошка». «Трактор». «Снежинка». «Луна».

Если вам трудно составить научный текст, обратитесь к энциклопедии.

                Кошка

1. Кошка очень красива и грациозна. У неё пушистая шерстка, длинный хвостик и мягкие лапки, так и хочется погладить. Но берегись, мышка! В этих мягких лапках спрятаны длинные острые коготки. Не такое уж это безобидное животное. 

2. Кошка - это животное из семейства кошачьих, которое включает в себя домашних и диких кошек. Кошка - хищник. Она питается мелкими животными и птицей. На протяжении десятков тысяч лет кошки ценятся человеком, в том числе за способность охотиться на грызунов и других домашних вредителей. В настоящее время кошка является одним из самых популярных домашних животных.

32.  Прочитайте предложения о снегире. Выпишите имена прилагательные.
Снегирь — очень красивая птица. Грудка у него красная, головка чёрная, а спинка голубовато-серая.

 Красивая, красная, чёрная, голубовато-серая.

33. Прочитайте строки из стихотворения Зинаиды Александровой. Назван ли в них цвет грудки снегиря? Сравните с предложениями о снегире из упр. 32.

В саду, где пели зяблики,
Сегодня — посмотри, —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Объясните, какие предметы сравниваются друг с другом. По каким признакам они сравниваются? Понять это вам помогут рисунки.

Снегири сравниваются с розовыми яблоками, так как они похожи по форме и окраске.

34. Допишите предложение, сравнения подчеркните.
На головке у снегиря будто чёрная шапочка, а грудка словно … .

На головке у снегиря будто чёрная шапочка, а грудка словно розовое яблоко.

35. Отгадайте загадку. Спишите её.

Над дедушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут.

Какие слова используются в загадке для называния месяца? (хлеба краюшка) Сравните рисунки. Докажите, что сходство формы двух предметов позволяет перенести название одного предмета (краюшки хлеба) на другой предмет (месяц) и использовать одно название вместо другого.

Отгадка: месяц.
Краюшка хлеба похожа на месяц, поэтому такое сравнение использовалось в загадке.

36. Прочитайте. Найдите сравнения и метафоры в стихотворных строках и загадках.

1. Берёзы жёлтою резьбой 
Блестят в лазури голубой. 
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
                                     И. Бунин
2. Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух) 3. Между гор бежит конь вороной. (Река) 4. Что ни год, то новая постель. (Снег)

Сравнения: ёлочки - вышки, просветы - оконца.
Метафоры: листья берёзы - жёлтая резьба, подсолнух - золотое решето, река - вороной конь, снег - новая постель.

37. Прочитайте предложения. Найдите и объясните метафоры в них. Обратите внимание на выделенные слова. 

1. Чем жарче день, тем сладос..ней в бору дышать сухим смолист..м ароматом, и вес..ло мне было поутру бр..дить по этим солнеч..н..м палатам! (И. Бунин.) 2. Под большим шатром г..лубых небес — вижу — даль степей зел..неется. (И. Никитин.) 3. Голубой платок, алый клубок, по платкукатается, людям улыбается. (Небо и солнце) 4. И свистит, и бьёт, а драться с ней нельзя. (Метель) 5. Светит, а не греет. (Луна)

Запишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

1. Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом, и весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам! (И. Бунин.) 2. Под большим шатром голубых небес — вижу — даль степей зеленеется. (И. Никитин.) 3. Голубой платок, алый клубок, по платку катается, людям улыбается. (Небо и солнце) 4. И свистит, и бьёт, а драться с ней нельзя. (Метель) 5. Светит, а не греет. (Луна)

Выделенные слова называют один из сравниваемых предметов.
Бор сравнивается с палатами. Голубые небеса автор называет шатром. 

38. Прочитайте строки из стихотворения «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова.

Однажды, в студёную зимн..ю пору,
Я из лесу вышел; был сильный моро.. .
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лоша..ка, в..зущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лоша..ку ведёт под уз..цы мужичок
В больших сап..гах, в полушубке овчинном,
В больших рук..вицах... а сам с ноготок!

Уточните значение выделенных слов в Толковом словарике. Попробуйте заменить их синонимами из слов для выбора. Объясните, почему поэт выбрал именно эти слова из ряда возможных слов .Слова для выбора: шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая; степенном, солидном, важном.

Шествуя - шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая. Чинный - степенный, солидный, важный. Поэт выбрал именно эти слова, чтобы была рифма.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!

39. Прочитайте текст К. Чуковского о стихотворении Н. Некрасова «Мужичок с ноготок».

   Замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов этого шестилетнего труженика. Другой сказал бы о мальчике, что тот шагает, или идёт, или бредёт, или движется, но Некрасов говорит о нём: «шествует». Так говорили тогда только о почтенных, главным образом старых людях. О детях никто никогда не говорил, что они шествуют. Одним этим словом Некрасов даёт нам понять, как гордился «мужичок с ноготок» тем, что ему поручили такое нужное и трудное дело.
   Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.
Выпишите предложение, в котором выражена главная мысль текста.

Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.

40. Прочитайте текст К. Паустовского. Определите его тему (Кот-ворюга) и главную мысль (чтобы животное вело себя хорошо, его нужно накормить и приласкать).

                           Кот-ворюга
   К нам повадился какой-то кот. Мы не знали, как его поймать. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел.
   Только через неделю удалось установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб.
   Один раз нам удалось поймать кота. Это оказался тощий кот-беспризорник. Сначала мы хотели его как следует проучить. Потом решили накормить его.
   Втащили кота в чулан и дали жареную свинину, заливное из окуней, творожники, сметану.
   Кот ел больше часа. Он вышел из чулана, сел на порог и принялся умываться, а потом растянулся у печки.
   С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

Составьте план текста. Перескажите текст по составленному плану. Выделенные предложения спишите и подчеркните в них главные члены предложения.

План:
1. Появление кота.
2. Кот - бродяга и бандит.
3. Поимка кота.
4. Кота покормили.
5. Кот прижился и перестал воровать.

К нам повадился какой-то котЗвали его за глаза Ворюгой. Кот ел больше часа.