ГДЗ к страницам 111-127 Состав слова

170. Разберите слова по составу. Приведите при­меры слов с данными корнями и запишите их.
Договоришь, заговорили, заморозки, отморозить, переговоры, приморский, пригородный, загородный, придумать, задумать, отдумать, передумать.

Договор[ишь], заговори л[и], переговор[ы].
Заморозк[и], отморози ть, мороз[].
Приморск[ий], мор[е].
Пригородн[ый], загородн[ый], город[].
Придума ть, задума ть, отдума ть, передума ть, подума ть.

Авторы учебника решили прыгнуть "с места в карьер", и в первом же задании на состав слова дали глаголы в неопределеннолй форме. При этом в учебнике прямо не указано, считают его авторы суффиксом или окончанием. В современной трактовке это суффикс, не входящий в основу слова. А как считает ваш учитель?

171. Спишите слова. Разберите их по составу. Не забудьте о нулевом окончании.
Подводный, переезд, школьница, одноклассницы, вертолёт, прибрежный, теплоход, самокат, рассказчики.
Найдите сложные слова, составьте с ними предложения и запишите их.

Подводн[ый], переезд[], школьниц[а], одноклассниц[ы], вертолёт[], прибрежн[ый], теплоход[], самокат[], рассказчик[и].

Одноклассницы весело шептались после уроков. Теплоход плыл медленно. Родители купили мне самокат.

172. Образуйте новые слова с приставками в-, вы-, за-, до-. К какой части речи относятся образованные вами слова? (Глаголы)
Ехать, шить, ходить, копать, лететь.

Въехать, выехать, заехать, доехать. Вшить, вышить, зашить, дошить. Входить, выходить, заходить, доходить. Вкопать, выкопать, закопать, докопать. Влететь, вылететь, залететь, долететь.

173. Образуйте новые слова с приставками под-, при-, пере-, за-, в- от глаголов носить, писать, бежать и запишите их.

Подносить, приносить, переносить, заносить, вносить.
Подписать, приписать, переписать, записать, вписать.
Подбежать, прибежать, перебежать, забежать, вбежать.

174. Во всех ли словах выделенная часть слова является приставкой? Запишите слова с приставками.

1. Списать, спать, сорняк, сшить, сон, сделать.
2. Отъехать, отец, отломить, отмыть.
3. Поход, половик, пол, поехать.

Образуйте новые слова с приставками
— Не путайте предлог и приставку!

1. Списать, сшить, сделать, смыть.
2. Отъехать, отломить, отмыть, отлететь.
3. Поход, поехать, побежать.

175. Определите, где приставка, а где предлог. Раскрывая скобки, запишите сначала предложения, а потом словосочетания.
1. (По)ехал (по)дороге. 2. (У)бежало (у)бабушки мо­локо. 3. Солнышко (за)катилось (за)горы. 4. (За)дел (за)ветку. 5. (Под)лез (под)лодку. 6. (На)шёл (на)столе.

Предложения:
2. Убежало у бабушки молоко. 3. Солнышко закатилось за горы.

Словосочетания:
1. Поехал по дороге. 4. Задел за ветку. 5. Подлез под лодку. 6. Нашел на столе.

176. Составьте и запишите словосочетания глаголов с именами существительными, подходящими по смыслу. Обозначьте приставки.
1. Упустил, впустил (друзей, рыбку).
2. Взошёл, вошёл (в школу, на гору).
3. Надел, одел (пальто, сестру).
4. Забрался, взобрался (на дерево, в огород).
5. Сошёл, вышел (по лестнице, из автобуса).

1. Упустил рыбку, впустил друзей.
2. Взошел на гору, вошел в школу.
3. Надел пальто, одел сестру.
4. Забрался в огород, взобрался на дерево.
5. Сошел по лестнице, вышел из автобуса.

177.  Найдите в словах приставки и замените их приставками из скобок. Полученные слова запишите. Какая орфограмма появилась в новых словах? (разделительный ъ)
Поел (с-, об-). Пояснил (об-, раз-). Соединил (об-, раз-). Появление (об-, за-). Поехал (от-, об-, под-).
Составьте с получившимися словами словосочета­ния по образцу. Обозначьте приставки.
Образец. Съел обед. Объел кору.

Объяснил правило. Разъяснил ситуацию. Объединил группы. Разъединил детали. Отъехал от дома. Объехал лужу. Подъехал к городу.

178. Запишите слова под диктовку друг друга. Организуйте взаимопроверку.

   Съездить в город, подъёмный кран, съедобный гриб, съёмка фильма, съехать с горы, съёжиться от холода, съезд учителей, разъярить медведя, подъехать к даче, поиск книги, разучить песню, отыскать ручку, разыграть сценку, безобидный зверёк, поехать на троллейбусе.

Во всех ли словах надо писать разделительный твёрдый знак? (Нет)

179. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

1. Мы объехали весь свет, за морем житьё не худо. (А. Пушкин.) 2. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. 3. На работу с радостью, а с работы с гордостью. 4. Ивашка подошёл к старику и объяснил ему, в чём дело. (А. Гайдар.) 5. Не будь овцой, так волк не съест. 6. Славяне жили большими семьями. 7. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 

180. Объясните правописание разделительного мягкого знака в словах. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

  Хорошее здоровье, медвежья берлога, павлинье перо, белоснежные цветки вьюнка, козье молоко, шумное веселье, поставить пьесу, весеннее половодье, работать на компьютере.

Составь с любыми из данных словосочетаний два-три предложения.

Среди зарослей крапивы виднелись белоснежные цветки вьюнка. Весеннее половодье принесло немало хлопот. Воробьи затеяли шумное веселье на крыше дома.

181. Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получился текст. Озаглавьте его и запишите.
1. В ней разместилась съёмочная аппаратура.
2. А через день началась съёмка фильма о при­ключениях Васи Клюквина.
3. В школе повесили объявление о начале съёмок фильма.
4. И вот к воротам школы подъехала машина с надписью «Киносъёмка».
5. Все с радостью и волнением ждали их начала.
6. Многие ребята изъявили желание участвовать в съёмках.

Слова с разделительными твёрдым и мягким знаками подчеркните. Укажите падеж каждого выделенного имени существительного.

Киносъемка

   В школе повесили объявление о начале съёмок фильма. Все с радостью и волнением ждали их начала. Многие ребята изъявили желание участвовать в съёмках. И вот к воротам школы подъехала машина с надписью «Киносъёмка». В ней разместилась съёмочная аппаратура. А через день началась съёмка фильма о приключениях Васи Клюквина.

В школе - П.п., о начале - П.п., с радостью и волнением - Т.п., желание - В.п.

182. Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте приставки в словах.

1. И лес шумит сильней, когда деревьев мало.
2. Дерево сильно корнями, а человек — друзьями.
3. Труд объединяет людей.
4. Кто смел, тот и съел
5. Одним конём всё поле не объездишь.
6. В семье — наше счастье.

183. Образуйте от данных имён существительных новые слова с помощью суффиксов -еньк-, -ёнок, -ик.
Молодой, белый, утка, тигр, дом, кот, нос, стол, новый, сад..

Молоденький, беленький, утёнок, тигрёнок, домик, котёнок, носик, столик, новенький, садик.

184. Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разное отношение говорящего к предметам. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами.

1. Кто глазищами хлопает, а ножищами топает?
2. У кого глазки самые красивые, а ножки самые быстрые?
3. У мышки — хвостик, у волка — хвостище.

Глазищами - глазки, ножищами - ножки, хвостище - хвостик.
Ручища - ручки, когтища - коготки.

Разное отношение помогают передать суффиксы.

185. От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -еньк-, -очк-, -ок, -ик, -чик. Запишите их, разобрав каждое по составу.
Курносый нос. Зелёная ель. Белый кот. Молодая дочь. Маленький шкаф. Шерстяная кофта.

Курносеньк[ий] носик?. Зелёненьк[ая] ёлочк[а]. Беленьк[ий] котик?. Молоденьк[ая] доченьк[а]. Маленьк[ий] шкафчик?. Шерстян[ая] кофточк[а].

186. Образуйте с помощью суффиксов слова — названия разных профессий и специальностей. Запишите эти слова.
Строить — строитель, вертолёт — …,  скрипка — …, двор — …, пианино — …, учить — …, химия — …, барабанить — … .

Строить — строитель, вертолёт — вертолётчик,  скрипка — скрипач, двор — дворник, пианино — пианист, учить — учитель, химия — химик, барабанить — барабанщик.

Какой частью речи являются записанные слова? (Существительные)

187. Выпишите слова с суффиксами, которые указывают на ласковое отношение к героям сказки. Суффиксы выделите.

   Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

Братца, беленький, козлёночек, стожок.

188. Сравните слова с суффиксами -ик и -ек.

сыночек — сыночка
столик — столика
цветочек — цветочка
прутик — прутика
кусточек — кусточка
ёжик — ёжика

При изменении формы слова гласная в суффиксе -ек исчезает, а в -ик остается.

189. Запишите слова по образцу, вставляя бук­ву е, и или ё в суффикс.
Образец. Ротик — ротика, голосочек — голосочка.

Ротик, голосочек, сыночек, носик, карандашик, свёрточек, дружочек, братик, окунёк, лесочек, голубочек, ветерочек, столик, орешек, замочек.

С тремя из этих слов составьте и запишите предложения.

Ротик — ротика, голосочек — голосочка,  сыночек — сыночка, носик — носика, карандашик — карандашика, свёрточек — свёрточка, дружочек — дружочка, братик — братика, окунёк — окунька, лесочек — лесочка, голубочек — голубочка, ветерочек — ветерочка, столик — столика, орешек — орешка, замочек — замочка.

У маленького котёнка носик и ротик розовые, а голосочек тоненький.

190. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Одинаковые ли правила вы примените для проверки этих орфограмм? Запишите в скобках те слова, которые вы использовали для проверки орфограмм.

1. Как мой садик (садика) свеж и зелен! (А. Плещеев.)
2. Все листики (листиков) на этом деревце были сделаны из драгоценных камней.
3. Мастер выпилил (пилит) из дерева красивую фигурку.
4. Поешь же, миленький дружочек (дружочка)! Вот лещик (лещика), потроха, вот стерляди кусочек (кусочка)! (И. Кры­лов.)
5. Белеет (белый) парус одинокий в тумане моря голу­бом. (М. Лермонтов.)
6. Нежный детский голосочек (голосочка) звенел в поле.

191. Отгадайте загадку. Спишите её.

Я есть у дуба,
Я есть у зуба,
Я есть у слов
И у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту!
Корень.

Сравните: корень слова — корень дуба.
В каком словосочетании слово корень имеет прямое, а в каком — переносное значение?

Корень слова - переносное значение.

192. Запишите однокоренные слова по группам. Разберите их по составу.
Сладкий, колесо, вечера, зимний, лень, садовник, сладок, вечерний, перелётные, сладостный, ленивый, лететь, колёсный, садовод, лентяй, перелёт, зимушка, зимовать, услада, колесить, садик.

Сладк[ий],  сладок?, сладост н[ый], услад[а].
Колес[о], колёсн[ый], колеси ть.
Вечер[а], вечерн[ий].
Зимн[ий], зимушк[а], зимова ть.
Лень?, ленив[ый], лентяй?. 
Садов ник?, садовод?, садик?.
Перелётн[ые], лете ть, перелёт?.

193. Прочитайте строки из русской народной сказки про Финиста — Ясного сокола. Найдите и выпишите однокоренные слова. Разберите их по составу.
   И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что теперь помнят.

Жить-пожива ть, нажива ть.

194. Прочитайте строки из произведения К. Па­устовского. Выпишите слова, однокоренные со словом дремать. Выделите в них корень. Укажите, какой частью речи является каждое выписанное слово.
   Лесной край к северу от Оки назывался дремучим. Я исходил по тамошним лесам десятки километров вместе с Аркадием Гайдаром. Мы не раз говорили о старом народном выражении «дремучие леса», восхищаясь точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали леса, лесные озёра и реки. По берегам рек росли цветы — кукушкины слёзы, которые народ назвал дрёмой.

Запишите ответы на вопросы.

1. Как назывался лесной край к северу от Оки?

   Лесной край к северу от Оки назывался дремучим.

2. О чём говорил писатель с Аркадием Гайдаром? Чем они восхищались?

Писатель с Аркдием Гайдаром говорил о старом народном выражении "дремучие леса". Они восхищались точностью русского языка.

3. Почему лесные дебри называли дремучими?

Лесные дебри называли дремучими, потому что они как бы цепенели в дремоте.

4. Как в народе называют кукушкины слёзы?

Кукушкины слезы в народе называют дремой.

Дремуч[им] (прил.), в дремот[е] (сущ.), дрема л[и] (глагол), дрём[ой] (сущ.)

195. Аня никак не могла запомнить, как пишется глагол шёл. Учительница посоветовала ей подобрать несколько однокоренных глаголов. Аня выполнила задание. Помогите Ване оценить её работу.

Ушёл, зашёл, нашёл, вышел, пошёл - написано правильно. Ушол - неправильно.

196. Запишите строки из сказки С. Маршака, вставляя подходящие по смыслу однокоренные слова.

Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ежик.

Образуйте с помощью суффиксов названия «членов семьи» оленя, мамонта, жирафа, страуса. Запишите получившиеся слова.

Олень, олениха, оленёнок.
Мамонт, мамонтиха, мамонтёнок.
Жираф, жирафиха, жирафик.
Страус, страусиха, страусёнок.

197. Какие правила надо знать, чтобы верно вставить буквы в корнях данных слов? (1. Написание безударных гласных 2. Написание парных по глухости-мягкости согласных 3. Написание непроизносимых согласных )

1. Вокруг тишина, надо терпеть, промелькнул мотылёк, уметь говорить, плохая оценка, уцепился за соломинку, пахнет смолой, птицы хлопочут.
2. Вершки и корешки, белая берёзка, красивая указка, резьба по дереву, принёс обед, низкая скамейка, звериные повадки, сладкий приз, делать зарядку, нарядная блузка.
3. Яростная схватка, гигантские шаги, высокая лестница, боевая колесница, грустный вечер, перекрёстный огонь, хвастливая речь, жалостливая песня, честная игра, уместный вопрос, съестные припасы.

198. Замените имена прилагательные в данных словосочетаниях антонимами. Запишите по образцу. Выделите корень в каждом подобранном слове.
Образец. Маленький город — гигантский город.
Маленький город. Знакомая местность. Весёлая песня. Печальная весть. Несчастный случай. Письмен­ный ответ. Незнакомый писатель.

Маленький город  — гигантский город. Знакомая местность - неведомая местность. Весёлая песня - грустная песня. Печальная весть - радостная весть. Несчастный случай - счастливый случай. Письмен­ный ответ - устный ответ. Незнакомый писатель - известный писатель.

199. Проверьте, хорошо ли вы знаете правила написания гласных и согласных в корне слова. Запишите любые две группы слов, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните проверочные слова там, где они даны.

1. Ветерок, ветер, ветреный. Бегуны, пробежка, бежать. Глазной, глаз, глазик, глазеть. Молодой, молодость, молоденький. Морской, море, моряк.
2. Поварёнок, варить, варка. Бобы, бобовый, бобок,  бо6. Мириться, мир, мирный, мирить. Полевой, поле, поля, поляна.
3. Грибки, грибной, грибочек. Шубка, шуба, шубейка. Грядка, гряда, грядочка.
4. Яростный, грустный, прелестный, воскресный, опасный, местный, лестный.

Определите, на какую орфограмму подобраны слова в каждой группе. Вспомните правила проверки этих орфограмм.

200. Помогите Ане проверить написанное. Если есть ошибки, исправьте их. Запишите четверостишие верно.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развевает.
А на крыше витерок
Развивает мой флажок.

Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше ветерок
Развевает мой флажок.

201. Спишите слова с удвоенными согласными. Выделите корень в каждом слове. С пятью слова­ми составьте и запишите предложения.
Класс, суббота, грипп, кассир, аллея, колонна, антенна, русский, коллеги, ссора, бассейн, территория, килограмм, программа, телеграмма.

Примечание от . Спорным вопросом в русском языке остается кило- и теле-. Они всегда считались корнями, вошедшими в русский язык из иностранного языка. Но теперь, по какой-то неизвестной причине, а может из-за некомпетентности, некоторые учителя их обозначают как приставку. Если кто-нибудь из вас докопается до истины, дайте знать в комментариях.

Класс, суббота, грипп, кассир, аллея, колонна, антенна, русский, коллеги, ссора, бассейн, территория, кило грамм, программа, теле грамма.
Наш класс занимался уборкой территории школы. Наступила долгожданная суббота. Тенистая аллея вела к озеру. В городе построили новый бассейн. Программа экскурсии включает в себя перевозку на автобусе. 

202. Составьте небольшой текст, используя слова и словосочетания из первой или из второй группы. Запишите получившийся текст. Подчеркните в словах удвоенные согласные.
1. Субботний день, наш класс, экскурсия, интересная программа, осенние деревья, территория заповедника, коллекция листьев, интересный рассказ.
2. Город Одесса, телеграмма, гостить, лето, теннис, подарки, музей, коллекция металлов, коллеги дяди.

 1. В прекрасный субботний день наш класс отправился на экскурсию по территории заповедника. Была намечена интересная программа. Осенние деревья пестрили яркими красками. Мы набрали коллекцию разноцветных листьев. По дороге обратно мы слушали интересный рассказ учителя о том, почему листья осенью меняют свой цвет.

203. Прочитайте рассказ В. Осеевой. Выделите в нём три части. Озаглавьте каждую часть. Запиши­те план.

Горькая вода

   Толя с Витей возвращались домой из леса.
   По дороге шла старушка с ведром воды. Видно было, что ей тяжело.
   Витя побежал помогать старушке, а Толя прошёл мимо. Старушка от всего сердца благодарила мальчика.
   Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Постучал в одну избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она приветливо встретила Толю, дала воды. Мальчик покраснел. Он торопливо выпил воды и вы­бежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

Какие орфограммы встретились в тексте? Объясните их.
Выпишите из текста предложения с однородны­ми членами. Подчеркните эти члены предложения.

План
1) Встреча со старушкой.
2) Витя помог старушке.
3) Доброта и стыд.

Она приветливо встретила Толю, дала воды.
Он торопливо выпил воды и выбежал на улицу.

Найдите и выпишите сложное предложение с союзом а.

Витя побежал помогать старушке, а Толя прошёл мимо.

204. Объясните, какие буквы пропущены в корнях слов. Запишите любые два-три предложения, вставляя пропущенные буквы.

1. Леса вдали (даль) виднее, синее (синий) небеса (небо). Заметней и чернее на пашне полоса (полосы). (А. Блок.) 2. Пахло горячей сосновой (сосны) корой (корка) и сухой земляникой (земли). (К. Паустовский.) 3. Звучит в горах (горы), весну (вёсны) встречая (встреча), ручьёв прерывистая речь. (М. Волошин.) 4. Ещё прозрачные леса (лес) как будто пухом зеленеют (зелень). Пчела за данью полевой (поле) летит (полёт) из кельи восковой (воск). (А. Пушкин.)

205. Отгадайте загадки. Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой.
1. Стоит над водой, трясёт бородой. 2. Вся дорожка усыпана горошком. 3. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 4. Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. 5. Где солнце стоит, туда и он глядит. 6. Летом зелёненький, а зимой голенький.
Подсказка: Млечный Путь, камыш, капуста, картофель, лапша, лес, подсолнух.
Запишите выделенные слова. Подчеркните в них орфограммы. Подберите, где это возможно, и запишите проверочные слова.

1) Камыш. 2) Млечный путь 3) Картофель 4) Капуста 5) Подсолнух 6) Лес

Стоит -стоя,  водой - водный, трясёт - тряска, бородой - бороду, бородка, дорожка - дороженька, горошком - горошек, землёй - землю, гнездо - гнёздышко, свила - вить, нанесла - нёс, матрёшка - матрёшечка, ножке - ноженьки, солнце -солнышко, глядит - взглянет, зелёненький - зелень, зимой - зимушка, голенький.

206. Прочитайте строки из сказки. Как она называется? (Золотая рыбка) Выпишите родственные слова. Включите ли вы в число однокоренных слов оба выделенных слова? Почему?
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!»
А. Пушкин

Рыбку, рыбка - формы одного слова.
Рыбачил, рыба, рыбка - однокоренные слова.

207. Прочитайте текст, спишите его. Найдите в словах текста все известные вам орфограммы и обозначьте их. Подчеркните главные члены в выделенных предложениях.

   Яльмар  побежал к воде и уселся в маленькую лодку. Шесть лебедей  повлекли лодочку мимо зелёных лесов. Удивительные рыбы с серебристой и золотистой чешуёй плыли за лодкой. Красные и голубые, большие и маленькие птицы  летели за Яльмаром двумя длинными вереницами. Комары толклись , майские жуки гудели. Все они хотели проводить Яльмара, и у каждого была для него сказка.
Г.-Х. Андерсен

208. Спишите предложения. Выделите в словах основу и окончание. Не забывайте обозначать нулевое окончание.
1. По дорожкам, по снегам, по лесным лужайкам прискакал на праздник к нам длинноухий зайка. (М. Клокова.) 2. И расцветут изумрудной красой листья душистые, новые. (И. Бунин.) 3. Первый зим­ний снежок белым пухом летит; первый лёгкий мороз веселит и бодрит. (А. Пушкин.)

1. По дорожк[ам], по снег[ам], по лесн[ым] лужайк[ам] прискакал? на праздник? к нам  длинноух[ий] зайк[а]. (М. Клокова.) 2. И расцвет[ут] изумрудн[ой] крас[ой] листь[я]  душист[ые], нов[ые]. (И. Бунин.) 3. Перв[ый] зим­н[ий] снежок? бел[ым] пух[ом] лет[ит]; перв[ый] лёгк[ий] мороз? весел[ит] и бодр[ит]. (А. Пушкин.)

209. Прочитайте слова в левом и правом столбиках.
В каком столбике приведены разные слова, а в каком — разные формы одного и того же слова?
гриб             грибы
грибник        грибами
грибок          грибов
грибной         о грибах

1 столбик - однокоренные слова.
2 столбик - формы одного слова.

 

210. Выделите корни в каждом слове, подчеркните соединительную гласную.
Снегопад, землекоп, снегоход, пулемёт, кашевар, птицелов, водопад, скороход, тепловоз, языковед, атомоход, землемер.

Снегопад, землекоп, снегоход, пулемёт, кашевар, птицелов, водопад, скороход, тепловоз, языковед, атомоход, землемер.

211. Запишите словосочетания, вставляя соеди­нительные гласные в сложные слова.

Сочинить стихотворение, урожай корнеплодов, красивый водопад, белый пароход, хороший глазомер, смелый водолаз, знаменитый мореход, трудолюбивый человек, голубой небосвод, утреннее чаепитие, пешеходный переход, лежать на солнцепёке.

С тремя любыми словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Учитель нам задал сочинить стихотворение. Белый пароход отчалил от пристани. Голубой небосвод стал розовым в лучах заката.

212. Замените каждое словосочетание одним сложным словом. Если это необходимо, используйте суффиксы. Запишите по образцу.
1. Тот, кто рубит лес. 2. Аппарат для рубки мяса. 3. Аппарат, который сам летает по воздуху. 4. Машина, которая косит сено. 5. Орудие для метания огня. 6. Хранилище для овощей. 7. Тот, кто ловит птиц.
Образец. Тот, кто рубит лес, — лесоруб[].

1. Тот, кто рубит лес, — лесоруб?. 2. Аппарат для рубки мяса - мясорубк[а]. 3. Аппарат, который сам летает по воздуху, - самолёт?. 4. Машина, которая косит сено, - сенокосилк[а]. 5. Орудие для метания огня - огнемёт?. 6. Хранилище для овощей - овощехранилищ[е]. 7. Тот, кто ловит птиц, - птицелов?.

213. Прочитайте стихотворение, написанное уче­ницей начальной школы Маргаритой.
Снег лёг везде,
И даже в старой борозде
Лежит серебряный снежок,
И весь в снегу предречный бережок.

Какое необычное слово придумала девочка? (Предречный) Как вы объясните его значение? (Находящийся перед рекой) Помогут ли вам в этом знания о составе слова? (Да)

214. Найдите необычные слова, которые дети употребили в своей речи. Многие из таких слов записал К. Чуковский. Догадайтесь, по образцу каких слов образованы эти необычные слова.
1. — Какие мы с тобой сорители!
2. — Улиционер (то есть милиционер) помог мне найти дорогу домой.
3. Бабушка смазала руки мазелином (то есть вазе­лином).
4. — Я уже намакаронился (то есть наелся мака­рон).
5. — Я разорвал рукав и ногав (то есть штанину).
6. На улице был настоящий бурьян (то есть плохая погода, буря).
7. Списатель, опоздатель, доскостир, буквята (то есть строчные буквы).

Сорители - строители.
Улиционер - милиционер.
Мазелин - вазелин.
Намакаронился - наелся.
Ногав - рукав.
Бурьян - ураган.
Списатель, опоздатель - писатель, руководитель.
Доскостир - полотер.
Буквята - ребята.