Стр. 72-79 Второстепенные члены предложения
106. Прочитайте и спишите предложения. Догадайтесь, из какого произведения они взяты (Сказка о рыбаке и рыбке. А.Пушкин). Подчеркните главные члены и определения в каждом предложении. Отметьте слова, к которым относятся определения.
1. Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудох. 2. Вот пошёл он к синему морюх. 3. Отпустил он рыбкух золотую и сказал ей ласковое словох. 4. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое морех.
107. Прочитайте стихотворение Василия Фетисова «Синий вечер» и подумайте, для чего в нём несколько раз употребляется одно и то же прилагательное.
Вечерх зимний в небех синем
Звёздых синие зажёг.
Ветви сыплют синий инейх
На подсиненный снежокх.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки.
И зевает синий пёсх
Возле синей будких.
Спишите стихотворение, подчеркните все определения и отметьте слова, к которым они относятся.
108. Попробуйте объяснить, какую роль могут выполнять определения в тексте. Для этого прочитайте стихотворные строки Михаила Лермонтова, исключив из них все определения. Остался ли текст таким же выразительным?
Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлёвской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается…
Определения делают текст более красочным, выразительным.
109. Сделайте текст более выразительным, вставив на месте пропусков подходящие по смыслу определения. Можете обратиться к словам для выбора. Получившийся текст запишите.
В Москве много … парков, за которые этот город любят и сами москвичи, и гости столицы. …аллеи, клумбы с … цветами, … лужайки делают …парки … местом отдыха. Здесь можно покататься на … каруселях, съесть … мороженое. Можно даже натолкнуться на … белочек, которые совсем не боятся людей. А в некоторых парках можно кататься на лодочке, загорать на … пляжах. … парки — …украшение города!
Слова для выбора: благоухающими, ручных, липовые, детских, песчаных, прекрасных, вкусное, зелёные, московские, московские, любимым, настоящее.
В Москве много прекрасных парков, за которые этот город любят и сами москвичи, и гости столицы. Липовые аллеи, клумбы с благоухающими цветами, зелёные лужайки делают московские парки любимым местом отдыха. Здесь можно покататься на детских каруселях, съесть вкусное мороженое. Можно даже натолкнуться на ручных белочек, которые совсем не боятся людей. А в некоторых парках можно кататься на лодочке, загорать на песчаных пляжах. Московские парки — настоящее украшение города!
110. Спишите предложения. Найдите в них дополнения, выпишите их по образцу вместе со словами, от которых они зависят, и с вопросами. Подчеркните дополнения.
1. Маша рисует картины пастелью. 2. Папа принёс домой замечательного щенка. 3. Он взял щенка у своего старого друга. 4. Теперь я буду гулять со щенком каждое утро.
Образец: Рисует (что?) картины. Рисует (чем?) … .
Рисует (что?) картины. Рисует (чем?) пастелью.
Принёс (кого?) щенка. Принёс (куда?) домой.
Взял (кого?) щенка. Взял (у кого?) у друга.
Буду гулять (с кем?) со щенком.
111. Спишите предложения, вставляя недостающие по смыслу слова и пропущенные окончания слов. Укажите главные и второстепенные члены предложения.
1. Мама подарила мне чудесн.. … . 2. Я прочитал интересн.. … . 3. Младший брат рисует цветн.. … . 4. Сестра поехала в гости к … . 5. Я ухаживал за больн.. … . 6. Наташа познакомилась с … .
1. Мама подарила мне чудесную картину. 2. Я прочитал интересную книгу. 3. Младший брат рисует цветными мелками. 4. Сестра поехала в гости к тёте. 5. Я ухаживал за больным братишкой. 6. Наташа познакомилась с Машей.
112. Вставьте в детское стихотворение Владимира Орлова «Кто кого боится?» пропущенные слова. Какими членами предложения являются эти слова? (Дополнением)
Кого боится мышка?
Скажите поскорее.
Она боится кошки
И больше никого.
Кого боится кошка?
Огромной злой собаки,
Огромной злой собаки
И больше никого.
Кого боится злая
Огромная собака?
Хозяина боится
И больше никого.
Зато хозяин храбрый,
Кого ему бояться?
Боится он хозяйки
И больше никого.
Но никого на свете
Хозяйка не боится.
Конечно, не боится
Хозяйка никого!
Но как же не боится?
Она боится мышки,
Боится толькомышки
И больше никого!
113. Найдите в предложениях из повести Аркадия Гайдара обстоятельства, выпишите их вместе с теми словами, от которых они зависят, поставьте к ним вопросы.
1. Жил человек в лесу возле Синих гор. 2. Поднимались к небу остроконечные утесы. 3. Над ними сияло холодное голубое небо 4. Дул в лицо свежий ветер. 5. Из-за быстрых туч стремительно выкатилась луна. 6. Сани лихо развернулись и подкатили к домишкам. 7. Белобокие сороки бестолково скакали с дерева на дерево. 8. Весело умчались в лес озорные зайцы. 9. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. 10. Меж густых кедровых ветвей бойко прыгали серые юркие белки.
Жил (где?) в лесу возле Синих гор.
Поднимались (куда?) к небу.
Сияло (где?) над ними.
Дул (куда?) в лицо.
Выкатилась (откуда?) из-за быстрых туч.
Подкатили (куда?) к домишкам.
Скакали (как?) бестолково. Скакали (откуда? куда?) с дерева на дерево.
Умчались (куда?) в лес.
Стрекотали (где?) в тишине. Стрекотали (как?) резко.
Прыгали (где?) меж ветвей. Прыгали (как?) бойко.
114. Дополните предложения обстоятельствами, подобрав по вопросам нужные слова. Запишите полученные предложения.
1. (Где?) лежит белый пушистый снег. 2. (Когда) медведь спит (где?). 3. Петь можно (как?), а говорить (как?). 4. К своим товарищам я отношусь (как?). 5. Нельзя разговаривать с людьми (как?). 6. (Когда) я поеду (куда?).
1. (Где?) На улице лежит белый пушистый снег. 2. (Когда?) Зимой медведь спит (где?) в берлоге. 3. Петь можно (как?) громко , а говорить (как?) тихо. 4. К своим товарищам я отношусь (как?) дружелюбно. 5. Нельзя разговаривать с людьми (как?) грубо. 6. (Когда) Летом я поеду (куда?) на дачу.
115. Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните её название. Спишите текст. Укажите падежи имён существительных.
* * *
Больше всего на свете доктор любил зверей. В комоде у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка.На диване жил колючий ёж. В сундуке жили белые мыши.А в комнате стояла старая лошадь рядом с кроватью.
К. Чуковский
В выделенных предложениях найдите главные и второстепенные члены, подчеркните их.
Доктор Айболит
Больше всего на свете (П.п.) доктор (И.п.) любил зверей (Р.п.). В комоде (П.п.) у него жили зайцы (И.п.). В шкафу (П.п.) у него жила белка (И.п.). На диване (П.п.) жил колючий ёж (И.п.). В сундуке (П.п.) жили белые мыши (И.п.). А в комнате (П.п.) стояла старая лошадь (И.п.) рядом с кроватью (Т.п.).
К. Чуковский
116. Прочитайте предложения. Найдите в них главные и второстепенные члены, подчеркните обстоятельства.
1. Под берёзой растёт большой гриб. 2. В лесу живут лисы и барсуки. 3. На столе лежат яблоки. 4. С севера подул холодный ветер. 5. Около дома я заметил небольшую норку. 6. По дороге едет машина с песком. 7. Я посадил в землю цветок и полил его.
Обратите внимание, в каком падеже стоят существительные, которые в предложении играют роль обстоятельств (Т.п., П.п., Р.п, Д.п, В.п.). Как вы думаете, в каком падеже имя существительное не может играть роль обстоятельства? (И.п.)
117. Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните главные и второстепенные члены в выделенных предложениях. Укажите, какими частями речи они выражены.
Я живу в домике. Всё Рижское взморье в снегу. Снег сущ. всё время сущ. слетает гл. с сосен сущ. длинными прил. прядями сущ.. Слетает гл. он мест. от ветра сущ. и оттого, что по соснам сущ. прыгают сущ. белки сущ.. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Дом сущ. стоит гл. у самого моря сущ.. Море не замёрзло. Снег лежит до кромки воды. На нём видны следы зайцев. Иногда дикие прил. гуси сущ., прилетевшие прил. в этом году сущ. слишком рано, садятся гл. на воду сущ. и кричат гл.. Тревожный прил. крик сущ. гусей сущ. разносится гл. по берегу сущ..
К. Паустовский