Страница 10-15. Цель речевого общения
8. Рассмотрите схему общения.
Цель - Беседа (диалог) - результат
Цель - это то, для чего мы ведем беседу или диалог. В результате общения мы достигаем эту цель, то есть получаем ответ на вопрос или узнаем то, что нам было нужно.
9. Составьте по схеме текст об особенностях и целях речевого общения. Вам помогут подготовить ответ приведённые ниже выражения.
Добиться взаимопонимания; получить (передать) сообщение, информацию; воздействовать на собеседника; узнать что-то новое, необходимое; прийти к общей цели, добиться общего результата.
Какой текст у вас получился: научный или художественный? Запишите его.
Цели речевого общения могут различаться. Кто-то ставит цель добиться взаимопонимания с собеседником или воздействовать на собеседника. Другие стремятся получить или передать сообщение, важную информацию. Третьи хотят узнать что-то новое, необходимое.
Чтобы прийти к общей цели и добиться общего результата, собеседники должны раскрыть свою точку зрения и внимательно выслушать друг друга.
10. Прочитайте четыре диалога.
Определите цель общения в каждом из диалогов. В каких из них собеседники достигли цели, а в каком нет? Почему? Кто из собеседников не ведёт диалог, а пререкается и потому не достигает цели? У кого вообще нет речевого взаимодействия?
Найдите в текстах предложения, различные по цели высказывания и по интонации.
1. — Как твоё имя, девочка? (Вопр., невоскл.) — обратилась Королева к Алисе.
— Алиса, с позволения Вашего Величества, — весьма учтиво ответила Алиса. (Л. Кэрролл.)
Цель - знакомство. цель достигнута. Собеседники вежливы друг с другом.
2. — Яблоня! Яблоня! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу. (Побуд., невоскл.)
— У моего батюшки и садовые не едятся, — сказала девочка.
Яблоня ей ничего не сказала. (Повеств., невоскл.)
Цель - получение информации. Цель не достигнута, потому что девочка ответила грубо.
3. — Яблоня-матушка, спрячь меня! (Побуд., воскл.)
—Поешь моего лесного яблочка!
Девочка поскорее поела и спасибо сказала. Яблоня её заслонила ветвями, прикрыла листьями. Гуси-лебеди не увидали девочку, пролетели мимо.
Цель - добиться помощи. Цель достигнута, потому что девочка вежлива.
4. — Здорово, кума! (Повеств., воскл.)
— На рынке была.
— Аль ты глуха?
— Да купила петуха.
— Прощай, кума!
— Пять алтын дала.
Цель - получение информации. Цель не достигнута, потому что кума глуха и отвечает невпопад. Речевого взаимодействия нет.
11. Определите, какому из пяти основных правил общения посвящена каждая из данных пословиц.
1. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. 2. Во многословии не без пустословия. 3. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 4. И невелика беседа, да честна. 5. Красно поле пшеном, а беседа умом. 6. Глухому с немым нечего толковать. 7. Ложь не красит человека. 8. Ласковым словом и камень растопишь. 9. Недоброе слово больней огня жжёт.
Запишите любые пять пословиц. Подчеркните в словах известные вам орфограммы.
Сравните количество звуков и букв в выделенных словах.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать. И невелика беседа, да честна. Красно поле пшеном, а беседа умом. Глухому с немым нечего толковать. Ложь не красит человека.
Спорь [спор’] - 5 б., 4 зв.
Пустословия - [пустаслов’ий’а] - 11 б., 12 зв.
Честна [ч’эсна] - 6 б., 5 зв.
12. Какие словосочетания определяют цель и характер вашего общения при работе в парах? Запишите их.
Пререкаемся, проверяем знания друг друга, вспоминаем правила, помогаем друг другу; ведём диалог, обижаем собеседника, объясняем друг другу то, что непонятно.
Проверяем знания друг друга, вспоминаем правила, помогаем друг другу; ведём диалог, объясняем друг другу то, что непонятно.
13. Прочитайте и спишите высказывание известного физика А. Эйнштейна. Что даёт, по мнению учёного, обмен предметами? А что даёт обмен мыслями, идеями?
Если у нас есть по яблоку и мы обменяемся ими, то у каждого останется по яблоку.
Если мы обменяемся идеями, то у каждого станет по две идеи.
По мнению учёного обмен предметами оставляет с одним предметом, а обмен мыслями приумножает их.
14. Прочитайте часть древнегреческого мифа о храбром юноше Персее. Подумайте, какова была цель общения соседей с Персеем. Была ли достигнута цель?
В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая горгона Медуза. Она превращала в камень всех, кто смотрел на неё.
К счастью, жил в этом городе храбрый Персей. Он никогда никого не боялся... Соседи рассказали ему о горгоне Медузе.
— Злая, бессердечная колдунья! — вскричал он. — Пойду и уничтожу её.
Соседи грустно покачали головами и сказали:
Много было таких смельчаков, которые хотели сразиться с горгоной Медузой. Но никто из них не вернулся сюда: она всех превратила в камни.
— Но не могу же я сидеть сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Сегодня же накажу её за злые дела.
Запишите и разберите по составу выделенные слова. Охарактеризуйте каждое записанное слово как часть речи.
Цель общения соседей - избавление от Медузы. Цель достигнута, так как Персей идет сражаться с Медузой.
Крылатая (горгона) прил., н.ф. - крылатый, ж.р., ед.ч., И.п..
Бессердечная (колдунья) - прил., н.ф. - бессердечный, ж.р, ед.ч., И.п..
Смельчаков (кого?) - сущ., н.ф. - смельчак, нариц., одуш., м.р, 2 скл., мн.ч., Р.п.
Накажу - глаг., н.ф. - наказать, буд.вр., ед.ч.
Крылат[ая], бессердечн[ая], смельчак[ов], накаж[у].
15. Прочитайте советы. Какими из них вы воспользуетесь в общении со своими друзьями и близкими?
1. Будьте приветливыми и доброжелательными. 2. Живите в мире между собою. 3. Побеждай зло добром. 4. Делай добро и никого не бойся. 5. О добром деле говори смело. 6. Люби ближнего твоего, как самого себя. 7. Покоряй сердца любовью, а не страхом. 8. Не ножа бойся — языка. 9. Подумай, обдумай да молви. 10. Будьте долготерпеливы ко всем.
Спишите предложения. Определите тип каждого предло-жения по цели высказывания. Почему здесь использованыпредложения данного типа?
1. Будьте приветливыми и доброжелательными. 2. Живите в мире между собою. 3. Побеждай зло добром. 4. Делай добро и никого не бойся. 5. О добром деле говори смело. 6. Люби ближнего твоего, как самого себя. 7. Покоряй сердца любовью, а не страхом. 8. Не ножа бойся — языка. 9. Подумай, обдумай да молви. 10. Будьте долготерпеливы ко всем.
Все предложения побудительные. Они использованы, чтобы дать совет людям.
16. Спишите текст из старинной рукописи. Скажите, какие мысли, по вашему мнению, звучат современно.
К ближним надо быть всегда предупредительным, быть внимательным к их нуждам, желаниям, вкусам, склонностям и интересам, терпеливым к их слабостям и недостаткам.
Любовь к ним должна проявляться в нежном, ласковом, заботливом обращении.
Успокоить ближнего есть добродетель, и притом великая.
Определите количество букв и звуков в выделенных словах. Объясните причину расхождения.
К ближним надо быть всегда предупредительным, быть внимательным к их нуждам, желаниям, вкусам, склонностям и интересам, терпеливым к их слабостям и недостаткам.
Любовь к ним должна проявляться в нежном, ласковом, заботливом обращении.
Успокоить ближнего есть добродетель, и притом великая.
Быть [быт] - 4 б, 3 зв., мягкий знак не даёт звука.
Желаниям [жылан’ий’ам] - 8 б., 9 зв., буква я даёт 2 звука.
Проявляться [прой’ивл’аца] - 11 б., 10 зв., тьс произносится как ц.
Добродетель [дабрад’эт’ил’] - 11 б., 10 зв., мягкий знак не даёт звука.
17. Прочитайте отрывок из произведения Н. Носова. Подумайте: что составляет основу текста — диалог или монолог?
— Надо будет объяснить ребятам, чтобы они бережно обращались с книжками, — говорю я.
— А вы напишите плакат: «Осторожней обращайся с книгой. Книга не железная».
— Тогда нужно написать: «Береги книгу, она дорого стоит», — предложил Костя.
— Тоже не годится, — ответил я, — есть книжки дешёвые, так их рвать нужно, что ли?
— Давайте напишем так: «Книга — твой друг. Береги книгу», — сказала Лика.
Я подумал и согласился:
— По-моему, это подойдёт. Книга — друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, её нужно беречь, как друга.
К какому выводу пришли собеседники? Было ли их общение успешным? Какой новой мыслью обогатился каждый из собеседников?
Какова цель речевого общения детей? Письменно ответьте на данный вопрос.
Диалог. Общение было успешным, ребята пришли к общему выводу, что книга - это друг, которого нужно беречь.
Цель общения состоит в том, чтобы найти способ объяснить ребятам, что нужно бережно обращаться с книжками.
18. Закончите предложения, используя слова для выбора, и запишите их.
В общении с близкими следует говорить … . Человек передаёт своё плохое настроение другим,если он … . Я радуюсь, когда люди … .
Слова для выбора: грубо, приветливо, безразлично, радостно, уныло, терпеливо, нетерпеливо; сердит, раздражён, мрачно настроен, уныл, плаксив; приветливы, добры, жизнерадостны, заботливы, внимательны, вежливы.
В общении с близкими следует говорить приветливо, радостно и терпеливо. Человек передаёт своё плохое настроение другим, если он сердит, раздражён, мрачно настроен, уныл или плаксив. Я радуюсь, когда люди приветливы, добры, жизнерадостны, заботливы, внимательны, вежливы.