ГДЗ к страницам 98-109 учебника по русскому Климанова Бабушкина 4 класс часть 1. Тема: Слово и его значение.
147. Что такое слово? Для чего оно нам нужно? Обсуждая эти вопросы, вы можете воспользоваться высказываниями учёного-языковеда и известного писателя.
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. (Т. Шмелёва.)
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и выражений. (К. Паустовский.)
Спишите слова К. Паустовского.
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и выражений.
148. Прочитайте начало русской народной сказки «Медведь, волк и лиса». Знаете ли вы, каковы значения выделенных слов? В каком словаре вы можете уточнить значение выделенных слов?
Набрал Медведь ягод и грибов с пять коробов и пошёл продавать на базар. Идёт, песенки поёт:
По ягодки да по грибки
Полны коробы несу.
Сколько хошь бери за грош!
Растоварец мой хорош!
Спишите первое предложение.
Набрал Медведь ягод и грибов с пять коробов и пошёл продавать на базар.
Являются ли родственными слова короб — коробка — коробочка? (Да) А слова товар — товарный — растоварец? (Да)
В каком значении в тексте употреблено слово грош?
1. Старинная монета в полкопейки. (Ни гроша нет.)
2. Очень низкая цена. (Продам за грош.)
Подумайте, кто может употреблять слова хошь, растоварец. В какой речи употребляются эти слова?
Родственные слова: короб - коробка - коробочка, товар - товарный - растоварец.
Грош - очень низкая цена (в данном случае).
Слова "хошь, растоварец" употребляются в разговорной речи.
149. Составьте диалог из восьми-девяти предложений на одну из данных тем так, чтобы использовать не более десяти слов. Запишите диалог. Сумели ли вы точно и образно выразить свои мысли? (Правильный ответ "Нет", но в нашем диалоге всё же получилось выразить свои мысли довольно точно и образно.)
1. Экскурсия в зоопарк.
2. Любимая книга.
3. Путешествие, о котором я мечтаю.
Замечание от : фишка в том, чтобы на весь диалог использовать не более 10 слов на 8-9 предложений!!!
- Смотри, слон!
- Толстяк!
- Великан!
- Кусается?
- Добрый!
- Красавец.
- Да!
- Угости его.
150. Прочитайте текст. Объясните значение выделенных фразеологизмов, подобрав к ним слова-синонимы. Запишите фразеологизмы вместе с подобранными синонимами.
Всем известно: аз да буки — начало науки. Потому что без языка и колокол нем. А язык у тебя теперь, наверное, острее меча, и за словом ты в карман не полезешь. Если, конечно, читая книжки, ты не хлопал глазами, не клевал носом, не бил баклуши. Недаром говорят: у умной головы сто рук. Оттого и сила уму уступает. И люди оттого ученьем живут, что наукой свет держится.
Вспомните, какой словарь поможет нам узнать значение фразеологического (устойчивого) оборота. (Фразеологический словарь)
За словом в карман не полезешь - быстрый на ответ.
Хлопал глазами - был невнимательным.
Клевал носом - дремал.
Бил баклуши - бездельничал.
151. Запишите текст К. Станюковича, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы. По какому словарю вы можете проверить правильность написания слов? (По орфографическому)
Нависли тяжёлые грозовые тучи. Ураган с рёвом напал на корабль. Он срывал верхушки волн и покрывал всё вокруг седой пылью. Полил страшный ливень. Засверкала ослепительная молния. Из облаков стали падать огненные шары. Возле мачт стояли матросы с топорами. Вдруг самая большая мачта повалилась и наклонила корабль. Громадные волны были готовы залить его. Прошёл час, другой, третий. Эти часы казались веками. Наконец ураган стал затихать.
152. Выпишите из орфографического словарика в конце учебника пять слов с непроверяемыми согласными. Составьте с каждым из них предложение.
Восемь, кастрюля, вокзал, салют, портрет.
Восемь маленьких ребят играли в песочнице.
Новая кастрюля красовалась на плите.
Поезд прибыл на вокзал по расписанию.
На площади прогремел праздничный салют.
Художник нарисовал портрет великого писателя.
153. В каком словаре можно найти:
объяснение значения устойчивых словосочетаний гол как сокол, ахиллесова пята, попасть впросак (в словаре фразеологизмов);
сведения о происхождении слов копейка, солдат, берёза, понедельник (в этимологическом словаре);
сведения о произношении слов скучно, лёгкий, об ударении в словах щавель, шофёр, позвонишь (в орфоэпическом словаре).
154. Прочитайте толкование слова собака. Какие главные признаки этого предмета указываются?
Собака — домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, к которому относятся также волк, лисица и др.
Попробуйте сами объяснить значения слов яблоко, диван, роза. Запишите составленные толкования. Сравните их с толкованиями, которые даются в толковом словаре.
Яблоко - фрукт округлой формы, растущий на яблоне. Диван - предмет мягкой мебели, на который могут сесть сразу несколько человек. Роза - цветок с бархатистыми лепестками и приятным запахом.
155. Прочитайте предложения. Выпишите выделенные имена существительные в составе словосочетания по образцу, укажите падеж.
1. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (И. Тургенев.) 2. Во время перевозки зверинца по железной дороге сбежал пеликан. (К. Паустовский.) 3. Выхожу один я на дорогу. (М. Лермонтов.) 4. По первой пороше охотники пошли на охоту. (И. Соколов-Микитов.) 5. Старый охотник жил в лесной избушке с собакой Музгаркой. (Д. Мамин-Сибиряк.)
Образец...
Шёл (где? по чему?) по алле[е]— алле[я], в Д. п.
Во время (чего?) перевозк[и] — перевозк[а], в Р. п.
(Кто?) пеликан[] — пеликан[], в И. п.
Выхожу (куда? на что?) на дорог[у] — дорог[а], в В. п.
Пошли (куда? на что?) на охот[у] — охот[а], в В. п.
Жил (где? в чём?) в избушк[е] — избушк[а], в П. п.
Жил (с кем?) с собак[ой] — собак[а], в Т. п.
Изменяется ли лексическое значение имён существительных при изменении их по падежам? (нет)
156. Какие слова перечислены в каждой из групп?
1. Полезный — вредный; подъём — спуск; правда — ложь; хвалить — ругать; вход — выход; длинный — короткий; добро — зло.
2. Темнота, мрак, потёмки, мгла; пища, еда, питание, продовольствие; волноваться, тревожиться, беспокоиться.
3. Горный ключ, ключ от двери; клуб пара, шахматный клуб; у собаки лайки, перчатки из лайки; разъярённые быки, быки нового моста.
1) Антонимы.
2) Синонимы.
3) Омонимы.
157. Продолжите ряды слов-синонимов своими примерами. Если затрудняетесь, воспользуйтесь словами для выбора.
Ошибка, оплошность, промах, просчет.
Просить, клянчить, умолять, канючить.
Приказ, указание, команда, повеление, распоряжение.
Шалить, озорничать, баловаться, проказничать, дурачиться.
Слова для выбора: канючить, промах, умолять, команда, повеление, проказничать, просчёт, баловаться, распоряжение, дурачиться.
158. Прочитайте стихотворные строки. Из какого они произведения?
Запишите эти строки по памяти.
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала.
И со страху наш мужик
Закопался под сенник.
Найдите в стихотворных строках синонимы. Письменно разберите каждое слово-синоним как часть речи. Продолжите ряд синонимов, обозначающих состояние сильного страха перед опасностью.
Боязнь — сущ., н.ф — боязнь, ж.р., ед.ч., И.п.
(Со) страху — сущ., н.ф. — страх, м.р., ед.ч., Р.п.
Боязнь, страх, паника, ужас, испуг.
Пояснение от : склонения по учебникам Климановой еще пока не проходили, но если учитель дал вам эту тему вне программы, тут нужно указать и его. Боязнь - 3 скл., страх - 2 скл.
159. Прочитайте предложения. Сравните значения слов бежать и мчаться. Какое дополнительное значение появляется у слова мчаться?
Докажите, что слова бежать и мчаться — это синонимы. (Мчаться - это быстро бежать)
1. Много я часов бежал, и наконец, устав, прилёг между высоких трав. (М. Лермонтов.) 2. Мальчик изо всех сил мчался по улице, чтобы не опоздать на урок.
— Прочтите стихотворные строки А. Пушкина.
Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий.
В прямом или переносном значении употребляется в этих строках слово мчатся? (в переносном)
160. Прочитайте словосочетания.
1. Свежий воздух, свежий хлеб, свежая новость.
2. Тёмная ночь, тёмное лицо, тёмная рубашка.
3. Лёгкая ноша, лёгкая задача, лёгкая жизнь.
Подберите синонимы к каждому имени прилагательному в разных его значениях. Запишите их по образцу.
Образец. Свежий воздух — прохладный и чистый воздух, свежий хлеб — мягкий хлеб, свежая новость — недавно появившаяся новость.
Темная ночь - непроглядная, кромешная ночь; темное лицо - загорелое, смуглое или печальное лицо; темная рубашка - черная или рубашка тёмных тонов.
Легкая ноша - ноша с малым весом; легкая задача - простая, нетрудная задача; легкая жизнь - удачливая, счастливая жизнь.
161. Найдите антонимы в шуточном стихотворении Дж. Родари «Тараторка» и выпишите их парами. Объясните значение слова в заглавии. (Тараторка - слова, которые можно тараторить, быстро повторять.)
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.
Антонимы: молчат - говорят, стоят - совершают путешествия, далеко - близко, высоко - низко, приехать - уехать, сидеть - стоять, безделье - дело.
162. Игра «Кто быстрее?». Запишите слова-антонимы парами.
Горячий, открыть, тонкий, грубый, холодный, мягкий, добро, толстый, ласковый, ледяной, раскалённый, жёсткий, хвалить, огромный, опускать, поднимать, бранить, крохотный, верхний, ненавидеть, нижний, любить, зло, юноша, прекрасный, безобразный, старик, закрыть.
Горячий - холодный, открыть - закрыть, тонкий - толстый, грубый - ласковый, мягкий - жесткий, добро - зло, ледяной - раскаленный, хвалить - бранить, огромный - -крохотный, опускать - поднимать, верхний - нижний, ненавидеть - любить, юноша - старик, прекрасный - безобразный.
163. Ученики третьего класса изучали синонимы и заменили некоторые слова в стихотворных строках А. Пушкина. Вот что у них получилось.
Ураган мглою небо покрывает,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она закричит,
То заплачет, как малыш.
Восстановите авторский текст. Запишите восстановленные стихотворные строки. Как вы объясните учащимся третьего класса, что в художественном произведении не следует заменять слова автора другими словами?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Если в художественном произведении заменить авторские слова, получится уже не авторский текст, нарушится рифма, изменятся образы, которые показывал автор.
164. Спишите стихотворные строки. Объясните значения выделенных слов. Как называются такие слова?
Много разных есть ключей:
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ, дверной.
Д. Лукич
Это омонимы.
165. Сравните словосочетания. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
1. Спит ребёнок — спит река. 2. Железная труба — железный характер. 3. Изумрудная брошь — изумрудная трава. 4. Лёгкая ноша — лёгкая жизнь.
166. Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? Сколько значений у слов звезда и земля?
Составьте два-три предложения со словом звезда или со словом земля так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в разных своих значениях.
В каком значении необходимо употребить слово земля, чтобы к нему подошёл синоним земной шар? синоним родина? синоним дачный участок?
Наша земля дает богатый урожай.
За долгую жизнь он объехал разные земли.
Из космоса Земля кажется маленькой.
На груди командира красовался орден - Золотая Звезда Героя.
В черном бархате неба замелькали звезды.
167. Спишите предложения. Обведите слова, употреблённые в переносном значении.
1. Моя мама всегда волнуется за меня. 2. Пошёл мальчик к синему морю. 3. Море ржи волнуется под ветром. 4. Уж смотрит небо ясным взором. (И. Бунин.) 5. Дед ласково смотрит на внука.
168. Прочитайте стихи В. Орлова. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.
Что делают часы?
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
169. Прочитайте загадку. В каком значении (прямом или переносном) употребляется слово зелёная?
Это чёрная?
Нет, красная!
А почему она белая?
Потому что зелёная.
Смородина.
В переносном, слово означает неспелая.