Страница 36-40. ГДЗ по теме учебника Слог. Ударение
48. Прочитайте слова и запишите их, разделив на слоги. Объясните, как определить количество слогов в слове.
Язык, змея, шея, обед, человек, огонь, пшеница, привет, вдруг.
Сколько гласных, столько и слогов.
Я-зык, зме-я, ше-я, о-бед, че-ло-век, о-гонь, пше-ни-ца, при-вет, вдруг.
49. Назовите возможные варианты переноса слов. Запишите их.
груп-па, вос-кресенье, воскре-сенье, объяв-ление, объявле-ние, акку-ратный, аккурат-ный, ово-щи, пас-сажир, пасса-жир, язык, учи-тель, обед, вкус, ар-буз, вок-зал, указ.
50. Спишите, разделив слова-отгадки на слоги.
К нам приехали с бахчи полосатые мячи. Ар-бу-зы.
Синее платье, жёлтая подкладка, а всё вместе сладко. Сли-ва.
51. Спишите слова, разделив их для переноса. К каждой группе слов подберите слова с обобщающим значением.
По-ми-дор, кар-то-фель, ка-пус-та, мор-ковь - это ово-щи.
Со-ро-ка, во-ро-на, во-ро-бей - это пти-цы.
Трам-вай, трол-лей-бус, ав-то-бус - это транс-порт.
52. Прочитайте стихотворные строки. Сравните их по звучанию. Где больше слов с открытыми слогами (2), а где — с закрытыми (1)?
Стук,
Бряк,
Скрип колёс,
Через речку
Шёл обоз.
Л. Квитко
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
А. Пушкин
Спишите строки из стихотворения А. Пушкина. Подчеркните слова с открытыми слогами. Произнесите их и докажите, что они создают впечатление свободного и радостного движения. Найдите в тексте слова, написание которых следует проверять.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
53. Что вы знаете об ударении и ударном слоге? Спишите предложения, расставьте знаки ударения.
1. Мама сварила мне вкусные рожки?.
2. У нашего козлика есть маленькие ро?жки.
Придумайте одно-два предложения со словами замок — замок.
На холме стоял прекрасный каменный замок. Его дверь была заперта на замок.
Благодаря чему различаются по значению выделенные пары слов? (Благодаря ударению.
54. Спишите текст К. Паустовского. Поставьте в словах ударения. Есть ли в тексте родственные слова? Какое слово может для них стать проверочным?
Ты роди?лся в Росси?и. Здесь тво?я жизнь. То?лько здесь твоё не?бо родно?е, дере?вья родны?е, родна?я трава. Ро?дина начина?ется с де?тства.
Родился, родное, родные, родная - Ро?дина.
55. Запишите считалку по памяти. ...И. Токмакова
Обратите внимание на созвучия слов в каждой строке. Где стоит ударение? Что этим достигается? (одинаковый ритм строк)
Скачет всадник на коне,
На буланом скакуне,
Королю везёт поклон,
Передаст и выйдет вон.
56. Прочитайте текст и озаглавьте его. Объясните, почему возникло непонимание.
Как Алёша принимал лекарства
Алёша заболел. Нужно лекарство принять. Взял он бутылочку с лекарством, а там написано:
«Инструкция. Микстура от кашля. Принимать три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».
Выпил Алёша ложку лекарства и стал громко пищать. На писк прибежала испуганная мама.
— Почему ты пищишь, сынок? — спросила она.
— Я лекарство принял. А здесь написано: «После приёма пищи».
— Ах ты, глупышка! Ведь ты неверно прочёл. Три раза в день после приёма пищи, а не пищи! — улыбнулась мама.
Спишите инструкцию. Поставьте ударение в слове пищи.
Инструкция. Микстура от кашля. Принимать три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пи?щи.
Попробуйте составить инструкцию по приёму витаминов, используя вопросы:
Какая от витаминов польза? (Витамины помогают организму бороться с болезнями)
Как их принимать? (Принимать витамины нужно так, как написано в инструкции)