Страница 118-121. ГДЗ 7 гуру к уроку Как образуются слова
206. Определите, какая часть слова помогает образовать слова в каждой строчке. Выделите суффиксы. Как изменилось значение каждого слова? (Значение удаления от чего?либо; уменьшительности; название профессии.)
1 строка. Суффикс -ель- (выделяем его в словах) указывает на того, кто что-то делает.
2 строка. Суффикс -ик- (выделяем его уголочком) придает словам значение уменьшительности.
3 строка. Приставка у- придает значение удаления от чего-либо.
И вот назревает вопрос, зачем выделять суффиксы в последней группе слов, если там словообразующим элементом выступает приставка? Но если нужно, выделяем суффиксы а, ы, е. ТЬ и ТИ в школьной программе считается окончанием.
Но на самом деле, в современной трактовке, там по 2 суффикса в слове: убежать, уехать, ускакать - суффиксы а, ть; уплыть - ы, ть; улететь - е, ть; уползти - ти. При этом ть, ть не входят в основу слова. Какая точка зрения по этому поводу у вашего учителя, знает только она сама.
207. Как образовались новые слова? (С помощью приставок) Спишите их, выделите те части слова, с помощью которых образованы слова каждой группы.
208. Найдите суффикс в старинных словах, обозначающих профессии людей. Если не знаете значения этих слов, обратитесь к толковому словарю. Пахарь, гвоздарь, ложкарь, рыбарь. Какое из данных слов сейчас употребляется не с суффиксом -?арь, а с другим суффиксом? С каким&
Суффикс -арь. Слово рыбарь сейчас не употребляется, а говорится рыбак, суффикс -ак.
209. Попробуйте образовать современные слова с суффиксом -арь. Встречаются ли такие слова в нашей речи? (Нет) А какие суффиксы используются сегодня?
Суффиксы -ёр, -ель, -чик, -щик, -ист. Лётчик, компьютерщик, атомщик, журналист, баянист.
210. Образуйте новые слова с одним из суффиксов -чик, -щик, -ист от данных корней.
Лётчик, компьютерщик, танкист, юрист, артист, переплётчик.
211. Попробуйте догадаться, как образовались приведённые ниже слова. Спишите их, выделяя корни.
212. Образуйте сложные слова и запишите их. Выделите в словах корни, подчеркните соединительные гласные.
213. Выпишите только сложные слова. Выделите в них корни, подчеркните соединительные гласные.
214. Образуйте группу родственных слов с одним из корней по выбору: -лет-, -зим-, -брос-, -крас-.
Летать, полёт, лётчик, летательный, летучий, полетел, прилетел, улетел, подлетел, слетел.
Зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье, перезимовал, озимые, зимник.
Бросок, бросить, подбросить, забросить, сбросить, выбросить, бросовый.
Красивый, красота, прекрасный, красотка, украсить.
Выделите корни.
215. Прочитайте весёлое стихотворение. Найдите необычные слова, которые придумал поэт. Как он их образовал? (Это сложные слова, у них несколько корней). Запишите ответы на вопросы, опираясь на смысл необычных слов в стихотворении.
Зазавтракомчитальное, напапуобижальное, кричальнопогремучее, покомнатепрыгучее.
Что делал папа за завтраком? Папа за завтраком читал.
Что делала мама? Мама обижалась на папу.
Что делал брат? Брат кричал и гремел погремушкой.