Страница 114-117. Окончание
199. Прочитайте стихотворные строки. Вспомните, кто их автор. (Пушкин)
Определите, чем различаются выделенные слова. (Окончанием) Разные ли предметы они называют? (Одинаковые) Вносит ли окончание новый оттенок в значение слова или нет? (Нет)
200. Прочитайте текст, слова в котором "потеряли" свои окончания. Легко ли читать такой текст? (Нет)
Запишите, вставив пропущенные окончания.
Зачем космонавту скафандр
Можно ли космонавт[у] находиться на борт[у] космического корабл[я] или выходить в открытый космос в обычной одежд[е]? Нельзя! И вот почему. В скафандре есть запас воздуха. Это может спасти космонавт[а] во время аварии. Скафандр может быть "грелкой", если в корабл[е] холодно. Он может дать прохладу в жар[у]. В скафандре есть радио. Поэтому космонавт может разговаривать с товарищ[ами], выходя в открытый космос.
Истори[я] полёт[а] человек[а] в космос относительно невелика. Она началась с полёт[а] Юри[я] Гагарин[а]. Он первым поднялся в космос на одноместном корабл[е] "Восток-1". А первым в открытый космос вышел советский космонавт Алексей Леонов.
201. Сравните группу слов. Выделите окончания слов, изменяя их по вопросам: кого? чего? кому? чему? какого? какому? Основу слова подчеркните.
Какие части слова вы еще можете выделить в основе? Обозначьте их условными знаками.
Сов[а], совушк[а], совёнок[], совин[ый]. Гриб[ы], грибник[и], грибок[], грибн[ой]. Бород[а], бородк[а], подбородок[]. Пол[е], полюшк[о], полев[ой].
Кого? Чего? Сов[ы], совушк[и], совёнк[а]. Гриб[ов], грибник[ов], грибк[ов]. Бород[ы], бородк[и], подбородк[а]. Пол[я], полюшк[а].
Кому? Чему? Сов[е], совушк[е], совёнк[у]. Гриб[ам], грибник[ам], грибк[ам]. Бород[е], бородк[е], подбородк[у]. Пол[ю], полюшк[у].
Какого? Какому? Совин[ого], совин[ому]. Грибн[ого], грибн[ому]. Полев[ого], полев[ому].
202. Прочитайте строки из стихотворения И.Никитина. Спишите, выделите в словах окончания.
203. Допишите к данным окончаниям основу слова. Изменяемую часть слова (окончание) выделите.
По дом[ам], по болот[ам], по голуб[ям], по пол[ям], по звер[ям].
С дом[ами], с болот[ами], с голуб[ями], с пол[ями], со звер[ями].
204. Спишите группы слов и разберите их по составу.
205. Распределите слова по схемам. Дополните каждую группу двумя-тремя своими примерами слов с тем же составом.
1. Перелески, записка, пригородный. Подножка, придорожный, подарки.
2. Дружба, мамочка, домики. Зайчики, собачка, кошечка.
3. Записи, засуха, выходы. Входы, подруга, заслуги.
4. Тетради, реки, сёстры. Кроты, кусты, мосты.Разберите слова по составу в соответствии со схемой в ряду.
Составьте и запишите с этими словами три-четыре предложения, подчеркните в них главные члены.
Дома маму ждала записка от сына.
На берегу реки стояли маленькие домики.
Засуха в прошлом году погубила всю зелень.
Ученик достал из портфеля свои тетради.