Страница 19. ГДЗ к уроку Текст

25. Прочитайте басню Льва Толстого. Определите тему текста (о чём он?) и главную мысль (зачем он написан?). Сравните два заглавия: Садовник и сыновья,  Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Какое из этих заглавий отражает тему, а какое — главную мысль текста? Найдите орфограммы. Запишите слова с пропущенными буквами и проверочные слова, где это возможно.

Тема: садовник и сыновья. Главная мысль: без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Хотел - хочет. Садовник, садовому, саду - сад. Сказал - скажет. Перекопали - перекопано. Хорошо - словарное слово. Плодиться - плод.

В проверочном слове гласную подчеркиваем двумя чертами, ставим везде ударение.

26. Прочитайте заглавия текстов. Распределите заглавия в две колонки: 1) тема текста; 2) основная мысль текста. Выберите любое из заглавий и составьте по нему небольшой рассказ. «В библиотеке», «Сколько интересных книг можно найти в библиотеке!», «Я и мои родители», «Родителей надо уважать», «Моя собака», «Как я люблю свою собаку!»

Тема текста:    "В библиотеке",   "Я и мои родители", "Моя собака".

Основная мысль: "Сколько  интересных книг можно найти в библиотеке", "Родителей надо уважать", "Как я люблю свою собаку!"

                          Как я люблю свою собаку!
  Брат подарил мне на день рождения маленького щенка. Он такой весёлый и бойкий! По утрам он будет меня звонким лаем. Мы идем с ним на прогулку, вместе бегаем, играем в мяч, резвимся. Когда я иду в школу, он провожает меня до двери и ждет с нетерпением моего возвращения. Он такой хорошенький! Я очень его люблю!

27. Бывают ли такие тексты, где тема одинаковая, а основные мысли разные? Объясните. Прочитайте и сравните два текста. Определите тему и главную мысль каждого текста.
1) Пришла осень. На улице стало холоднее. Воздух сделался чистым и прозрачным, словно хрустальным.
2) Наступила осень. На улице стало холодно и неуютно. Люди плотнее запахивают пальто и куртки. Спишите один из текстов и озаглавьте его.

1. Тема "Осень". Главная мысль: "У осени особая красота".

2. Тема: "Холодная осень". Главная мысль: "Осенью становится холодно и неуютно".

                            Осень
Пришла осень. На улице стало холоднее. Воздух сделался чистым и прозрачным, словно хрустальным. 

28. Прочитайте три текста. Сравните их.
1. На опушке леса росла ёлка. Она была высокая, стройная и гордо держала свои ветви. Шишки на ёлке были похожи на дорогие украшения. Это была настоящая лесная королева!
2. Мы вышли из чащи леса на опушку и увидели высокую ель. В тени её ветвей мы устроили привал. Ель укрыла нас от палящего солнца. Мы хорошо отдохнули и продолжили своё путешествие.
3. Для новогоднего праздника в Кремле отец и его помощник выбрали одну ёлку, потому что она была высокая, пышная, зелёная. Именно такое дерево могло украсить детский праздник в главном зале страны.   
Можете ли вы определить тип каждого из трёх текстов? Найдите текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение. Одинаковые ли темы этих текстов?

1. Описание.
2. Сообщение.
3. Рассуждение.

Тема текстов: "Лесная ель".

29. Прочитайте стихотворение Афанасия Фета. Запишите его по памяти.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

К какому типу текстов можно отнести это стихотворение (описание, повествование, рассуждение)? Что является предметом описания? Продолжите: равнина, … .

Это текст-описание.

Равнина, луна, свет, снег, сани, бег.

30. Ваня получил задание составить текст-описание. Определите, текст какого типа у него получился. Объясните ваш ответ.
             Новые карандаши
   Мама купила мне коробку карандашей. Я пришёл домой, взял новые карандаши и альбом и стал рисовать ребят на катке. Рисунок получился весёлый и интересный. Мне нравятся мои карандаши (какие они?).
Дополните текст описанием.
Напишите два-три предложения о карандашах. Опишите их цвет, коробку, в которой они лежали. Какие части речи вы использовали?

Получился текст-сообщение.

Мне нравятся мои карандаши. Они деревянные, длинные, разноцветные. В коробке пять цветов. Мои карандаши рисуют очень ярко.

31. Прочитайте текст. Всё ли здесь правильно?
           Экскурсия
   Вечером автобус привёз ребят назад. Около школы их ждали родители. Дети рассказали им обо всём, что увидели днём на экскурсии.
   Автобус привёз школьников на озеро Селигер. Они полюбовались прекрасными видами природы, осмотрели древний храм. Экскурсовод рассказал ребятам много интересного об истории этого храма.
    В воскресенье утром все ученики третьего класса поехали на экскурсию.

Связаны ли части текста по смыслу? Можно ли их менять местами? Запишите исправленный текст.

Чтобы получился текст, нужно поменять его части местами.

                                   Экскурсия
    В воскресенье утром все ученики третьего класса поехали на экскурсию.
   Автобус привёз школьников на озеро Селигер. Они полюбовались прекрасными видами природы, осмотрели древний храм. Экскурсовод рассказал ребятам много интересного об истории этого храма. 
   Вечером автобус привёз ребят назад. Около школы их ждали родители. Дети рассказали им обо всём, что увидели днём на экскурсии.

32.  Прочитайте текст.
                            Два родника
  В жаркой степи было два родника. К родникам приходили утомлённые жарой люди и пили воду.
  И вдруг один родник испугался, что исчезнет в нём вода. Он перестал давать воду людям, держал её только для себя. И вода в нём пропала.
   Другой родник поил своей прозрачной водой всех, кто хотел пить. И чем больше отдавал он из своего богатства, тем больше воды посылала ему земля.
  Рука дающего не оскудеет!
Определите тему (Два родника) и основную мысль текста (Рука дающего не оскудеет!). Найдите в нём вступление, основную часть и заключительную часть. Спишите вступление и заключительную часть текста. Придумайте заглавие, которое отражало бы основную мысль текста.

                                 Рука дающего не оскудеет!
 
  В жаркой степи было два родника. К родникам приходили утомлённые жарой люди и пили воду. 

  Рука дающего не оскудеет!

33. Прочитайте текст Константина Паустовского. Найдите в тексте три части: вступление (начало), основную часть (середину) и заключительную часть (концовку).

Определите, к каким частям текста относится каждый
пункт плана:
1. Приближение лесного пожара.
2. Встреча с зайцем.
3. Спасение.
К какому типу относится текст Константина Паустовского? Спишите заключительную часть текста. Найдите орфограммы в выделенных словах.

Заяц вывел деда из огня. Дед подобрал зайца и принёс домой. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

34. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему небольшой рассказ, используя слова для выбора. Какой текст у вас получился (описание, повествование, рассуждение)? Запишите ваш рассказ. Устно составьте план. Слова для выбора: белый пароход, широкая река, строят гнёзда, первые цветы, голубые незабудки, чёрные грачи.

   Весна. Разлилась широкая река. Снова может плавать по ней белый пароход.
   Распустились первые цветы. Голубые незабудки радуют глаз.
   Прилетели перелётные птицы. Чёрные грачи строят гнёзда для своих будущих птенцов.

35. Прочитайте два текста.
1. Белая  берёза   
Под моим окном 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром.     
На пушистых ветках   
Снежною каймой   
Распустились кисти   
Белой бахромой.   
И стоит берёза   
В сонной тишине,   
И горят снежинки   
В золотом огне.  С. Есенин
2. Берёза — это дерево с белой корой и с сердцевидными листьями. Берёза растёт в районах Северного полушария с умеренным и холодным климатом.
Одинаковые или разные темы этих текстов? Определите, в каком тексте автор ставит перед собой задачу дать точную информацию, а в каком — красочно изобразить предмет, заставить любоваться им.

Темы текстов одинаковые. 1 текст - описание. 2-й ставит задачу дать точную информацию.

36. Прочитайте тексты и определите, какой из них научный, а какой — художественный.
Какой из этих текстов может быть использован в энциклопедии или в школьном учебнике, а какой — в рассказе? Какие слова в последнем предложении текста «Белый гусь» помогают нам «увидеть», как высоко держал свою шею гусь (будто нёс на голове стакан воды, это сравнение)? Запишите последнее предложение по памяти. Обозначьте известные вам орфограммы.

1 - для энциклопедии или учебника (научный), 2-й - для рассказа (художественный). 

Гусь всегда высоко держал свою длинную шею, будто нёс на голове стакан воды.

Страница 30. Ответы к странице учебника Проверь себя

1. Прочитайте выражения в столбиках.
Относитсяк кустарникам. Высотаот 40 см до 3 м. Растёт в умеренноми тёплом климате.

Душистые цветы. Острые шипы. Изумрудные листья. Блестящие капли росы на листьях и цветах по утрам. Прекрасные цветы наполняют сад чарующим ароматом.

Вы догадались, о каком растении идёт речь? (Роза) Выражения из какого столбика лучше использовать в научном тексте, а из какого — в художественном? Составьте эти тексты. Один из них запишите.

1-й - в научном, 2-й - в художественном.

У розы душистые цветы и острые шипы. Свежи её изумрудные листья. Блестящие капли росы на листьях и цветах по утрам ласкают взгляд. Прекрасные цветы наполняют сад чарующим ароматом. 

2.  Прочитайте предложения. Связаны ли они по смыслу? (Нет) Поставьте предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Определите его тип (повествование, описание или рассуждение). Как вы думаете, он научный или художественный? Запишите текст, который у вас получился.
1) Хвост так и ходил ходуном, как заводной.
2) Я угостил его пирожком и пошёл домой.
3) Но вот завод кончился, щенок сел на землю и тихонько заскулил.
4) Вчера я шёл из школы и встретил щенка.
5) Он был рыжий, с чёрным носом и смешным вертлявым хвостом.

Вчера я шёл из школы и встретил щенка.  Он был рыжий, с чёрным носом и смешным вертлявым хвостом. Хвост так и ходил ходуном, как заводной.  Я угостил его пирожком и пошёл домой.  Но вот завод кончился, щенок сел на землю и тихонько заскулил.