Страница 123-133. Части речи

216. Прочитайте строки из сказки А.Пушкина.
Попробуйте разделить все слова текста на группы. По каким признакам вы это сделаете? Что такое части речи? (Это имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения и др.) Спишите текст, обозначьте орфограммы.

Остров на_море лежит,
Град на_острове стои?т
С_златогла?выми церквя?ми,
С_терема?ми и сада?ми... 

217. Прочитайте и запишите по памяти стихотворение О.Высотской. Какие еще слова можно отнести к указанным в стихотворении частям речи?

Школа, существительное, глагол, прилагательное, день - это имена существительные. Просыпается, пришёл - это глаголы. Весёлый, новый, школьный - имена прилагательные.

218.  Рассмотрите рисунок. Прочитайте названия частей речи и вопросы к ним. Все ли части речи вам знакомы? Ко всем ли частям речи можно поставить вопросы? Объясните свой ответ.

К предлогам вопрос поставить невозможно.

219. Прочитайте фразы из басен И.Крылова. Распределите все слова по частям речи, используя вопросы.

1. Волксущ. изпр. лесусущ. впр.  деревнюсущ. забежалгл.. 2. Попрыгуньясущ. Стрекозасущ. летосущ. красноеприл. пропелагл.. 3. Голоднаяприл. кумасущ. Лисасущ. залезлагл. впр. садсущ..

220. Прочитайте слова из трех столбиков. Определите, к какой части речи относятся слова каждого столбика. На какой вопрос они отвечают? (1 - что? существительные. 2 - какой? прилагательные. 3 - Что сделать? глаголы.)
Догадайтесь, какие слова надо вставить вместо пропусков. Запишите слова по группам в таком порядке: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Сущ.           Прил.            Гл.
что?            какой?          что сделать?
снежок       снежный        заснежить
дружба       дружный       подружиться
лёд             ледяной        заледенеть
чистота       чистый          очистить
смелость     смелый          осмелиться
краска        красочный      покрасить

221. Прочитайте текст. Слова каких частей речи используются в каждом предложении? (сущ, глаголы, предлоги) Ко всем и словам можно поставить вопрос? (нет, к предлогу нельзя)
Спишите текст, выбрав заглавие к нему... Обозначьте кратко части речи: сущ., глаг., прил. Есть ли предлоги в тексте? (да) Как их нужно писать с другими словами? (раздельно)

Зимнийприл. лессущ.

     В_зимнемприл. туманесущ. встаётглаг. холодноеприл., тусклоеприл. солнцесущ.. Зимняяприл. стужасущ. околдовалаглаг. лессущ.. Спятглаг. под_снегомсущ. кустысущ.. От_морозасущ. потрескиваютглаг. деревьясущ.. Их ветвисущ. согнулисьглаг. под_тяжестьюсущ. снегасущ..
     Однако жизньсущ. в_лесусущ. продолжаетсяглаг.. На_снегусущ. видныглаг. следысущ. животныхсущ. и птицсущ..

222. Спишите строки из стихотворения С.Есенина. Определите, к каким частям речи относятся слова стихотворения.

Улыбнулисьглагол (что сделали?) сонныеприл. (какие?) берёзкисущ. (что?).

Растрепалиглаг. (что сделали?) шёлковыеприл. (какие?) косысущ. (что?).

Шелестятглаг. (что делают?) зелёныеприл. (какие?) серёжкисущ. (что?),

И горятглаг. (что делают?) серебряныеприл. (какие?) росысущ. (что?).

223. Прочитайте текст, устно озаглавьте его. Найдите орфограммы в выделенной части текста.
Запишите ответы на вопросы. Куда садовник поставил клетку с попугаем? Что сделал попугай? Что принялся делать новый хозяин сада? Как попугай ел яблоко?

Садовник поставил клетку с попугаем под высокую яблоню. Попугай вылетел из клетки, взобрался на верхушку дерева и издал устрашающий крик. Новый хозяин сада поудобнее устроился на ветке и принялся завтракать. Он срывал яблоко своим мощным клювом, брал его в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть.

224. Прочитайте необычно произведение "Пуськи бятые". Попробуйте определить хоть одну часть речи в тексте, где нет ни одного знакомого вам слова. Эти слова придумала Л.Петрушевская.
Попробуйте, используя вопросы, дописать строки:

Имя сущ. (кто?) калуша, бутявка, калушата, напушка, пуськи.

Глагол (что делала?) сяпала, увазила, (что делает?) волит, (что сделали?) присяпали, стрямкали, вычурили, (что сделала?) вздребезднулась, усяпала.

Имя прил. (какая? какие?) некузявая, бятые.

225. Прочитайте текст. Объясните, слов какой части речи больше всего потребовалось для обозначения игрушек, их свойств и действий. (сущ., прил, глаг.)
Выпишите выделенные слова. Подчеркните и объясните орфограммы в выделенных словах.

Праздниксл.слово, медведисл.слово, машинкисл.слово, мячи? - мяч, пирамидкисл.слово- пирамида, шары? - шар, дудки - дудочка, больши?е - бо?льше, зелёные - зе?лень, взмахну?ла - взма?х, начали, ката?ться - ка?тит, стучать, кричать, рычать, смея?ться - смех.

226.  Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными словами укажите, к какой части речи они относятся.
* * *
Владимир  Иванович  Даль — русский  учёный, который жил в XIX веке. В. И. Даль был м..ряком, потом врачом, он писал повести, рассказы и ска..ки. Но главным делом его ж..зни было изучение рус..кого языка и сост..вление сл..варя.

Владимир  Иванович  Даль — русский  учёный, который жил в XIX веке. В. И. Даль был моряком, потом врачом, он писал повести, рассказы и сказки. Но главным делом его жизни было изучение русского языка и составление словаря.

Не забывайте подписать части речи над выделенными словами.

227.  Соберите «мозаику». Прочитайте слова. К каким частям речи они относятся? Запишите их в три группы: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы. 
бежит плыть приключение холодная лодка золотой морской волна чайка парус несутся песок катят

1) Приключение, лодка, волна, чайка, парус, песок.
2) Холодная, золотой, морской.
3) Бежит, плыть, несутся, катят.

228.  Найдите в стихотворении предложения с перечислением.
А я рано утром (за)лез (на)сосну.
Я увидел вдали голубую страну,
Голубых людей,
Голубых лошадей,
Голубых-голубых индюков.

А я поздно вечером (в)лез (на)сосну.
Я увидел вдали золотую страну,
Золотых людей,
Золотых лошадей,
Золотых-золотых индюков… И. Токмакова
Запишите одну из частей стихотворения. Подчеркните однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются — главными или второстепенными?

А я рано утром залез на  сосну. 
Я увидел вдали голубую страну
Голубых людей
Голубых лошадей
Голубых-голубых индюков

А я поздно вечером влез на  сосну. 
Я увидел вдали золотую страну
Золотых людей
Золотых лошадей
Золотых-золотых индюков

229.  Прочитайте стихотворение. Слов какой части речи в нём больше всего? (существительных) Выпишите из текста два имени собственных и два — нарицательных. Как вы думаете, почему слово весна в заглавии написано с прописной буквы? (Это имя)
    Идёт Весна по городу
Это чья же теплота,
Это чья же доброта?
Заставляет улыбаться
Зайца, курицу, кота?
Идёт Весна по городу!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова,
Весна Маевна Черешникова!
                                  Ю.Мориц

Весна, Мартовна - имена собственные. Доброта, теплота - имена нарицательные.

230.  Прочитайте строки из стихотворения о Москве — старинном русском городе, столице России. Что вы представляете, когда читаете эти строки?
                              * * *
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана-звонаря?
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
                    Ф. Глинка
Выпишите из стихотворения слова, которые находит поэт для описания старинной Москвы. Образец. Москва — город (какой?) … . Запишите первое четверостишие по памяти, однородные члены предложения подчеркните.

Москва — город (какой?) чудный, древний, старинный, сердечный.

Город чудный, город древний, 
Ты вместил в свои концы 
И посады, и деревни
И палаты, и дворцы!