Страница 15. ГДЗ к уроку Культура устной и письменной речи

19. Рассмотрите схему речевого общения. Назовите собеседников и вопросы, которые помогают им в общении.
На что надо обращать внимание, когда с кем-то разговариваешь? Как вы обычно говорите с друзьями? Зачем (с какой целью)? Запишите.

1. Я говорю с людьми (зачем?) чтобы сообщить что-то, спросить о чём-то, попросить сделать что-то.

2. Я разговариваю со своими друзьями (как?) вежливо, тихо, спокойно, с уважением.

20. Дополните предложения обращением и словами вежливости. 

Простите, пожалуйста. Извини, Аня. Не сердитесь, Иван Петрович.

21. Объясните, с какой целью общаются дети. Выпишите из их диалога предложения с вежливыми словами. Есть ли в этих словах орфограммы?

Здравствуй, Алёша! Прости, пожалуйста, Саша, но я не смогу прийти к тебе в гости. Спасибо за поздравление! До  свидания, Саша!

Доказываем, что ДО - предлог:  до скорого свидания.

22. Прочитайте, как Сергей Михалков описал мальчика, который не хотел следить за своей речью.
Допишите предложения, используя слова поэта:
Надо говорить внятно, … . Культурный человек следит за … . Какого человека можно назвать культурным?

Надо говорить внятно, понятно, красиво, чисто, ясно. Культурный человек следит за своей речью.

23.  Выберите из скобок верный вариант, который со-ответствует нормам русского языка. Запишите предложения грамотно. Ребята (хотят, хочут) пойти в кино всем классом. (Ихняя, их) машина стоит в гараже. Марина всегда (кладёт, ложит) свои вещи на место. Володя (поклал, положил) учебники в портфель.

Ребята хотят пойти в кино всем классом. Их машина стоит в гараже. Марина всегда кладёт свои вещи на место. Володя положил учебники в портфель.

24. Прочитайте рассказ Виктора Голявкина. Почему общение ребят кажется таким смешным?
Можно ли этот диалог назвать общением? (Это пререкание) Есть ли у смешного слова, которое придумал мальчик, какое-то значение?  (Нет) Какие звуки придают слову воинственный оттенок? (п, р, д) Помогите Ане и Ване выбрать заглавие для рассказа: Болтуны,  Кто же всё-таки вы такие? Объясните свой выбор. (Ребята не выясняли, кто они такие, а просто болтали) Какой совет вы можете дать ребятам? (Не обзывайтесь друг на друга)

устно