Страница 104-109. ГДЗ 7 гуру к теме Приставка

174. Прочитайте начало текста. Дополните последнее предложение своими словами.
Найдите в последнем предложении родственные слова. Чем они различаются? Как называется эта часть слова? (Приставка)

Канарейка вылетела из клетки, перелетела на окно и улетела. 

175. Прочитайте стихотворные строки, придуманные Ваней. Как вы думаете, о каком герое К. Чуковского в них идёт речь (Айболит)? Какие слова в них имеют общую часть. Как она называется? (приставка)

Если вдруг попадёшь ты в беду,
Я к тебе прибегу, прилечу, приплыву.

Выпишите слова с одинаковыми приставками. Докажите, что все они имеют общий оттенок значения приближение к чему-либо. Какая часть слова придаёт это значение словам? (Приставка при-) Вспомните и запишите свои примеры слов с приставкой при- со значением присоединения.

Прибегу, прилечу, приплыву.  

Приклеить, прилепить, прицепить, приварить, прижать, приковать.

176. Спишите текст. На месте пропусков запишите приставку за-, чтобы показать, что действие началось.

Туристы поставили палатку. Принесли сухие ветки. Вскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила в котелке вода.

177. Образуйте от данных слов однокоренные слова с приставками, которые указывали бы на начало, удаление, приближение и конец движения.

Начало движения - поплыл, полетел, пополз, побежал.
Удаление - отплыл, отлетел, отполз, отбежал.
Приближение - подплыл, подлетел, подполз, подбежал.
Конец движения - приплыл, прилетел, приполз, прибежал.

178. Подберите к каждому слову однокоренное слово с противоположным значением по образцу. Какие приставки для этого надо использовать?

Вход, приход, вышел, пришёл, въехал, отъехал.

ГДЗ Русский язык 3 класс. Учебник 1 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

179.  Соедините глагол с существительным, образуйте словосочетания и запишите их.

Надел пальто - одел ребёнка. Взошёл на гору - вошёл в класс. Забрался в огород - взобрался на дерево. Сошёл по лестнице - вышел из автобуса.

180.  Образуйте и запишите новые слова с данными приставками. Какую букву надо поставить между корнем и приставкой? (ъ) В каких словах? Почему?
Придумайте и запишите с любыми из данных слов два-три предложения.

Поехал, отъехал, объехал, подъехал. Поел, съел, объел, подъел. Пояснить, объяснить, разъяснить. Соединить, объединить, разъединить.

Сёма съел двадцать пельменей. Грузовик объехал дом и подъехал к воротам. Общение помогает объединить людей.

181. Прочитайте и запишите словосочетания. Где вместо пропусков вы поставите твердый знак (ъ), а где - мягкий знак (ь)? Объясните свой выбор.  (Твердый знак ставим после приставок, мягкий - в остальных частях слова и между ними.)

Крутой подъём, звонкие ручьи, интересное объявление, осенние листья, сухие сучья, скорый отъезд, понятно объяснить.

182. Запишите словосочетания. Предварительно объясните, какую букву надо вставить.

Снежные хлопья, новое платье, красивый вьюнок, верные друзья, оленьи рога, кошачья походка, птичьи гнёзда, необъятные просторы.

Широки и необъятны просторы нашей Родины.

И вот тут для желающих докопаться до истины опять дилемма. В словах необъятные, необъятны, согласно словарю Тихонова (1996 год)  приставка не-, корень -объя-; а по Кузнецову и Ефремову (1986 год) две приставки  не- объ-, корень: -я-. И по первому наше правило из учебника для третьего класса о том, что ъ всегда после приставок, терпит крах. А по второму выходит, что у нас жутко странный корень из одной буквы, по которому происхождение слова не понятно. Но учитель, скорее всего, одобрит, если ребенок выделит в этих словах 2 приставки, чтобы не противоречить учебнику.

183. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Соловьи, копьё, перья, крылья, стулья, статья, скамья, объезд, съёжиться, семья, ручьи, съедобный, объяснить, прольётся.

184. Прочитайте и спишите весёлое стихотворение Владимира Лунина, вставляя пропущенные буквы.
                     * * *

Волк ужасно разъярён —
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки —
Объегорил злого волка.

185. Спишите предложения, раскрывая скобки. Перед каждым существительным с предлогом запишите вопрос. Выделите приставки.

ГДЗ Русский язык 3 класс. Учебник 1 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

Саша написал (на чём?) на доске правило.

И опять возможность подискутировать. Слово нашла.  С одной стороны, исторически это слово образовано от шла и нашла (набрела) на находку, то есть приставка на-, корень -ш-. Но с другой стороны, исторический корень поменял своё значение и в современности есть 2 значения слова: нашла что-то и нашла на что-то. И современный словарь Тихонова выделяет  их в разные слова и корни у них разные. В частности, в слове нашла (щенка) по Тихонову корень наш-. Но, как мы уже поняли, Климанова, Бабушкина и иже с ними руководствуются древними принципами словообразования, и посему ваш учитель, скорее всего, так же посчитает правильным выделить в  слове нашла приставку на-.

186. Составьте из беспорядочно перечисленных слов предложения, запишите их. Приставки выделите.

ГДЗ Русский язык 3 класс. Учебник 1 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

187. Прочитайте стихотворные строки Н.Цыганова. Запишите их, раскрыв скобки.

А речка извивается,
По травушке скользит,
То в ямке потеряется,
То снова заблестит.

188.  Прочитайте песенку Колобка, запишите её по памяти. Предлоги подчеркните.

Я Колобок, Колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён
В печку сажён,
На окошке стужён...

189. Прочитайте предложения. Определите, в каких выделенных словах имеются приставки, а в каких — предлоги. Ответ объясните. Спишите, раскрывая скобки.

 1. К нам в_окно луна глядит, малым деткам спать велит. (А.Блок.)
 2. С_криком в_воздухе кружится стая галок и ворон. (Н.Некрасов.)
 3. Однажды с студёную зимнюю пору я из_лесу вышел. (Н.Некрасов.)
 4. Рыбаки в_шалаше пробудилися, сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. (И.Никитин.)
 5. Мой сад с каждым днём увядает, помят он, поломан и пуст. (А.Майков.)
6. Я спал, и смыла пена белая меня с_родного корабля. (Н. Гумилёв)