ГДЗ к разделу Культура общения
Страница 6. Собеседники. Диалог
1. Кто с кем общается, обменивается мыслями? Назовите тему каждой беседы.
Общаются друг с другом ребята. Первый рисунок - учеба. Второй - отдых.
2. Напишите несколько предложений о том, как вы провели лето. Начните так: Летом я…
Моё лето
Летом я гостил у своей бабушки. Она живёт в Омске. Это очень красивый город. Я ходил в музей города и узнал много нового и интересного. В Омске я нашел новых друзей. В следующем году я планирую снова навестить мою бабушку.
3. Если вам трудно составить текст самостоятельно, то запишите ответы на вопросы. Вспомните, когда надо употреблять прописную букву. В каких городах побывала Аня? Какое озеро она видела в Сибири? Где отдыхал летом Ваня? Что он видел в Кремле?
Аня была в Новгороде, Пскове, Ярославле, Самаре. В Сибири Аня видела озеро Байкал.
Ваня всё лето провёл в Москве. Он был в Кремле. Ваня видел Царь-пушку и колокольню Ивана Великого, был в Оружейной палате и Историческом музее.
4. Прочитайте пословицы, которые помогут вам в общении с друзьями. Как вы понимаете смысл пословиц? Советуем вам записать и запомнить их.
На добрый привет дай добрый ответ.
Сначала подумай, потом скажи.
Недоброе словo больней огня жжёт.
5. Познакомьтесь с героем рассказа Леонида Каминского. Определите, как мальчик общается со своим другом: устно или письменно? Правильно ли он оформил письмо? Есть ли в письме обращение и подпись?
Спишите первые четыре предложения из письма Юры. Какие слова с непроверяемыми написаниями и слова с проверяемыми орфограммами есть в этих предложениях? Можно ли письмо мальчика назвать текстом? Объясните почему.
Письмо оформлено правильно. Обращение в первом предложении. Подпись - в последнем.
Здравствуй, друг Серёга! Пишет тебе Юра Шурупов. Я отдыхаю у бабушки в деревне. Здесь хорошо.
Письмо можно назвать текстом, потому что в нем есть законченное повествование и предложения соединены по смыслу.
6. Прочитайте 2 текста. Определите тему и главную мысль каждого текста.
1- Дары осени. Осенняя природа дарит нам не только свою красоту, но и плоды природы.
2- Поздняя осень. Осень готовится к встрече с зимой.
Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут подосиновики, зеленоватые сыроежки и душистые рыжики.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква.
Страница 10
7. Прочитайте и спишите строки из стихотворения Ивана Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Какую часть речи чаще всего использует поэт? Почему?
Поэт чаще всего использует прилагательные, чтобы показать красоту осени, точнее описать её.
8. Отгадайте загадки. Спишите загадки, объясните правила написания выделенных орфограмм.
Стоят старички — красные шапочки, кто подойдёт — тот и поклонится. (Подосиновики)
Шёл долговяз — в землю увяз. (Дождь)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
ЧК пишется без мягкого знака. РУК - проверочное слово РУКИ. НОГ - проверочное слово НОГИ.
9. Нравится ли вам осень? Рассмотрите рисунок вверху страницы. Составьте текст об осени. У него могут быть разные цели:
1) просто сообщить о приметах осени;
2) рассказать о её красоте, передать настроение. Запишите ваш вариант, используя слова и выражения из прочитанных текстов. Начните так: Вот и наступила осень…
Вот и наступила осень. Лес переливается лиловыми, золотыми и багряными красками. Под деревьями еще можно найти грибы. В моховых болотах много клюквы. Красива и щедра золотая осень!
10. Рассмотрите собеседников, изображённых на рисунках. Придумайте диалоги, которые они могли бы вести. Выберите слова и выражения, которыми можно охарактеризовать детей, изображённых на рисунках.
1 рисунок. Кричат, хмурятся, не слушают друг друга. Осуждают собеседника, ищут в нём недостатки. Обижаются, злятся. Не умеют договариваться. Слушают друг друга.
2 рисунок. Говорят спокойно, терпеливо, внимательно. Хотят понять друг друга. Дают совет, убеждают. Терпеливо объясняют. Умеют договориться.
1) - Я забил мяч прямо в ворота!
- Нет, ты попал в штангу!
- Ты не умеешь играть в футбол! Убирайся с ворот!
2) - Я могу проводить тебя до дома?
- Да.
- Давай я понесу твой портфель.
11. Умеете ли вы вести диалог с друзьями? Расскажите, о чём вы говорите, понимаете ли вы друг друга, удаётся ли вам договориться. Назовите те слова, которые могут охарактеризовать ваш диалог с другом (подругой). Мы говорим (к а к ?) … . Мы (что делаем?) … .
Собеседники - люди, которые беседую друг с другом, прислушиваются друг к другу, не перебивают и умеют договориться.
Мы говорим (как?) спокойно, терпеливо, внимательно.
Мы (что делаем?) ищем в собеседнике что-то доброе, терпеливо объясняем, стараемся понять друг друга.
12. С доски стёрты важные слова, и теперь трудно понять, чем различаются пререкание и диалог. Допишите стёртые слова. Слова для выбора: согласие, обида, ссора, улыбка, крик, уважение, злость, терпение, понимание, доброе слово, ругань, умение слушать собеседника. Уточните значение слова пререкание.
Пререкание - обида, ссора, крик, злость. Диалог - согласие, улыбка, уважение, терпение, понимание, доброе слово.
13. Прочитайте строки из стихотворения Владимира Орлова. Кто ведёт диалог?
Кто первый?
— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили!
— Я дружил!
— И я дружил!
— Что же вы не поделили?
— Я забыл!
— И я забыл!
Объясните, почему взрослый собеседник хочет перевести пререкание ребят в диалог. Предложения какого типа использует автор, чтобы показать взволнованную речь мальчиков?
Диалог пытается вести взрослый, а дети спорят. Автор использует восклицательные предложения.
14. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Запишите любую пословицу по памяти.
Умей сказать, умей и послушать.
Ктo спорит, тот ничегo не стоит.
Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.
15. Составьте и запишите небольшой текст о своем друге (подруге). ...
У меня есть друг. Его зовут Максим. Мы вместе любим гулять и придумывать разные игры. Максим всегда вежлив, внимательно слушает меня и не перебивает. Он всегда терпеливо объясняет мне свою мысль. Мы с ним никогда не обижаем друг друга.
16. Прочитайте стихотворение Юрия Энтина. Найдите строки, содержащие главную мысль. Выпишите их. Образуйте из них побудительное предложение и запишите его.
Последнее предложение содержит главную мысль.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Не ссорьтесь с друзьями!
17. Что в общении с друзьями и родителями для вас самое главное? Закончите предложения, выделите орфограммы.
1. Мне хотелось бы, чтобы друзья и родители любили меня, сочувствовали мне, прощали ошибки, были верны своему слову, были внимательны ко мне, вели себя вежливо и достойно.
2. Мне не хотелось бы, чтобы друзья и родители делали мне замечания, ругали меня, обращались со мной грубо, обманывали меня.
18. Запишите по памяти золотое правило общения. Не забывайте его.
Не делай другому тогo, чегo не желаешь себе.