Страница 97-103. Ответы по теме Корень

158. Прочитайте скороговорку сначала медленно, а потом быстро.

Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

Найдите и выпишите родственные слова, обозначьте в них корень.

Колпак, не по-колпаковски, переколпаковать, перевыколпаковать.

159. Выпишите по группам родственные слова, выделите корень, буквы безударных гласных подчеркните.

Чудо, диво, удивить, зелень, чудный, дивный, чудить, зеленеть, зелёный, тигр, зимний, гн..здо, Страница.ла, т..гриный, гн..здиться, стрелы, т..грица, з..мующий, гнёзда, Страница.лять, з..мовать.

Чудо, чудный, чудить.

Диво, удивить, дивный.

Зелень, зеленеть, зелёный.

Зимний, зимующий, зимовать.

Тигртигриный, тигрица.

Гнездо, гнездиться, гнёзда.

Стрела, стрелы, стрелять.

160.  Выделите корень в каждой из четырёх групп однокоренных слов, чередующиеся согласные подчеркните.
Водитель — вожу — вождение (д—ж—жд).
Собака — собачка — собачий (к—ч).
Бег — бежать — пробежка (г—ж).
Творог — творожный — творожок (г—ж).
Тихий — тихо — тишина (х—ш).

Водитель — вожу — вождение (д—ж—жд).
Собака — собачка — собачий (к—ч).
Бегбежать — пробежка (г—ж).
Творогтворожный — творожок (г—ж).
Тихий — тихо — тишина (х—ш).

161.  Спишите группы слов, убрав по одному лишнему слову. Выделите корень.
Вода — водитель — водяной — водичка.
Соль — солить — солёный — солома.
Сторож — сторожить — сторожевой — сторона.
Дорога — дорожный — бездорожье — дорого?й.
Весы — взвесить — вес — весна.

Вода — водяной — водичка. 
Сольсолить — солёный. 
Сторожсторожить — сторожевой.
Дорога — дорожный — бездорожье.
Весы — взвесить — вес.

162.  Прочитайте сказку. Назовите имя героя сказки.
                              * * *
   Жил-был один корень. Звали его Уч. Очень любил этот корень всех учить, поучать. Любил корень Уч и тех, кто учится, и тех, кто учит. И книжки учебные тоже любил.
   Однажды к нему в гости вместе с родственниками прокрались и неродственные, «чужие» слова. Пришли слова учёба, учебник, обруч, каблучок, учитель, обучение, лучик, ученик, учреждение, училище, учитывать.
Какие слова оказались лишними? Выпишите из выделенных слов только однокоренные слова. Обозначьте корень. Какое общее значение имеют все выписанные вами слова? (Значение отношения к учёбе)

Учёба, учебник,учитель, обучение,ученик, училище. 

Страница 99

 

 

163. Прочитайте начало сказки Дж. Родари. Выпишите имена членов луковой семьи, выделите корень.

Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлоча, Чиполлуча и так далее — самые подходящие имена для честной луковой семьи.

Имена честной луковой семьи: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлоча, Чиполлуча.

Попробуйте назвать героев по-русски, образовав имена с корнем лук.

Продолжите:

Лук, Лучок, Луковица, Луковичка, Луковка.

164. Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Предложения спишите.

Лучи солнца освещали (свет) луг, речку и берёзовую рощу.
На деревьях (дерево), траве (травушка) и кустах засверкала (посверкивая) роса (росы).
Проснулся ветерок (ветер) и стал ласково шелестеть (шелест) в листве (листья) берёз и клёнов.

Страница 100

165. Прочитайте стихотворение В. Берестова. Какое слово обыгрывает поэт? Как называют мальчишек, которые дерутся? (Петушки)

         Петушки

Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

Выпишите из стихотворения однокоренные слова, обозначьте корень.

Петушки, распетушились, петушиться.

Как вы думаете, что означает слово петушиться?

Петушиться - вести себя задиристо.

166. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите последнее предложение. Выпишите из текста все однокоренные слова, поставьте ударение, выделите корень.

Заголовок: Родина.
Душу переполняет любовь и нежность к своей родной земле, к Родине.
Ро?дина, родили?сь, роди?тели, родно?м, родни?к, родны?е, родно?й, Ро?дине.

Есть 1 замечание. В «Морфемно-орфографическом словаре русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1996) в слове родник корнем считается все слово родник. Слова род, родить, Родина, родник связаны лишь этимологически. Существительное родник исторически образовалось от родный 'рождающий'. Родник мыслился как источник, рождающий реку. То есть это не однокоренные слова, а родственные. Видимо, авторы учебника этим словарем не пользовались и у них предполагается, что родник входит в цепочку однокоренных слов. Большинство учителей так же выделяют в слове родник корень род  и считают за ошибку выделение корня родник. На самом деле это не правильно. В слове родник в современном понимании корень родник, но если выделить корень род, это опять же не ошибка, потому что единого мнения у филологов на этот счет нет и некоторые старые словари корнем считают род. Попытайтесь объяснить этот нюанс своему ребенку. Хорошо бы и учителю кто объяснил, ну да ладно.

С родной земли - умри, не сходи.

Страница 101

167. Прочитайте рифмованные строки и запишите их по памяти.

Страна, земля, стрела, волна,
Трава, игла, звезда, стена,
Роса, зерно, следы, столы,
Листочки, озеро, малы.

Слова первой строки разберите по образцу.

Страна? - стра?ны, земля? - зе?мли, стрела? - стре?лы, волна? - во?лны.

168. Запишите по памяти строки из стихотворения А.Пушкина.

Встаёт заря во мгле холодной,
На нивах шум работ умолк;
С  своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк…

Определите, все ли безударные гласные в выделенных словах можно проверить ударением. (Нет)

Встаёт - встать, рабо?т - не проверить, своей - свой, волчихою - волк, голо?дной - го?лод, доро?гу - не проверить.

169. Подумайте, правильно ли написаны выделенные слова. Подберите к выделенным словам однокоренные проверочные слова. Исправьте ошибки.

1. Все спустились с горы, а Митя всё слизал.    
2. Андрей полоскал свою собаку.  
3. Кот Барсик слезал всю сметану в чашке. 
4. Татьяна поласкала бельё в реке.   
5. Учитель примерил поссорившихся одноклассников.   
6. Сестра долго примиряла новое платье. 

ГДЗ

Страница 102

170. Прочитайте. Какие буквы согласных звуков пропущены в корне слова? Как их проверить? Запишите словосочетания.
Острые зу..ки, ходить на задних ла..ках, кана..ка с водой, поймать ры..ку в речке, книжный шка.., рассказывать ска..ки, обратиться с про..ьбой, больной зу.., чайная ло..ка.

ГДЗ Русский язык 3 класс. Учебник 1 часть. Климанова, Бабушкина. Ответы на задания

171. Хотели бы вы поехать на море во время каникул? Рассмотрите рисунок. Прочитайте словосочетания. Определите, какие буквы пропущены в корнях слов. Составьте рассказ по рисунку, используя данные словосочетания.

Песчаный пляж (пляжа) был полон детворы. Ребята купались в реке. Ваня замёрз (замерзать) от долгого купания и вышел на берег. У берега стояла лодка (лодочка). Ваня с папой будут кататься на этой лодочке вечером.

Страница 103

172. Прочитайте предложения.
Какое правило надо знать, чтобы вставить пропущенные буквы? (Написание непроизносимых согласных) Во всех ли словах на месте пропуска надо вставлять букву? (нет)

     1. Росинка дрожала на тонком листке; речонка дышала, шурша в тростнике (тростинка). (К.Бальмонт.) 2. Мороз и солнце (солнышко); день чудесный (чудеса)! (А.Пушкин.) 3. Здравствуйте (здравие), русская молодка, раскрасавица-душа, белоснежная лебёдка, здравствуй (здравие), матушка-зима! (П.Вяземский.)

173. Рассмотрите рисунок. Какая часть слова стала корнем? (Общая) Как пишутся все корни? (одинаково)
Нарисуйте "дерево" для любой группы слов. Корни подчеркните.

Кот - котёнок, кота, коту, котика.    
Друг - друга, другу, подруга, подруге, друзья, дружба. 
Гриб - грибы, грибной, грибами, грибочек.