Слово и словосочетание
Чем словосочетание отличается от слова?
Упражнение № 79. Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и сочетания слов.
1. Альбом, альбом для марок. 2. Полка, книжная полка. 3. Лист, кленовый лист. 4. Стол, письменный стол.
• Выберите для каждого предмета более точное название. Что вы выбрали для названия: слово или словосочетание? Объясните свой выбор.
• Запишите название каждого предмета.
Ответ (гдз) к упражнению № 79
В словосочетани слово проявляет более полное своё лексическое значение.
Альбом для марок. Книжная полка. Кленовый лист. Письменный стол.
Упражнение № 80. прочитайте.
П...суда - чайная п...суда, ж...вотные - д...машние ж...вотные, ветка - ветка б...рёзы, гов...рит - тихо гов...рит, меб...ль - м...бель для кухни.
• Что вы представили, читая эти слова и словосочетания?
• Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Назовите изученные части речи в каждом словосочетании.
Ответ (гдз) к упражнению № 80
Чайная (прил.) посуда (сущ.), домашние (прил.) животные (сущ.), ветка (сущ.) берёзы (сущ.), тихо говорит (глаг.), мебель (сущ.) для кухни (сущ.).
Упражнение № 81. Прочитайте. Составьте словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса.
• Запишите составленные словосочетания.
• Объясните, когда упротребляют в речи глагол надеть, а когда глагол одеть. Составьте предложения с этими глаголами.
Ответ (гдз) к упражнению № 81
Одеть сестру, надеть шляпу, пилить пилой, идти в ногу, дарить бабушке, сильный ветер, лёгкий ветерок, сладкое яблоко.
Надеть - натянуть, покрыть, надвинуть одежду. Маша надела куртку. Мама велела надеть теплую одежду.
Одеть - облечь кого-то или что-то в какую-то одежду. Нужно одеть артистов в маскарадные костюмы перед выступлением.
Упражнение № 82. Прочитайте.
Установка ракеты - ракетная установка, кисель из яг...д - ... , сок из м...ркови - ... , следы оленя - ... , лист из т...тради - ... , м...л...ко от к...ровы - ... , варен...е из з...мл...ники - ... .
• Замените данные словосочетания другими, близкими по значению. Запишите, вставляя пропущенные буквы.
• Составьте предложение с любым словосочетанием. Укажите в каждом словосочетании главное слово (×), от которого вы ставили вопрос к зависимому слову.
Ответ (гдз) к упражнению № 82
Установка ракеты - ракетная установка, кисель из ягод - ягодный кисель, сок из моркови - морковный сок, следы оленя - оленьи следы, лист из тетради - тетрадный лист, молоко от коровы - коровье молоко, варенье из земляники - земляничное варенье.
На завтрак мама приготовила оладьи с земляничным вареньем.
х
Приготовила (что?) оладьи,
х
приготовила (когда?) на завтрак,
х
оладьи (с чем?) с вареньем,
х
вареньем (каким?) земляничным.
Что такое фразеологизмы?
Упражнение № 83. Прочитайте.
Тапир навек повесил нос,
Грустит он об одном:
Он собирался стать слоном.
Да так и не дорос…
Б.Заходер
• Кого называют словом тапир? А что означает выражение повесил нос? В прямом или в переносном значении оно употреблено?
Обратите внимание! Выражение повесил нос имеет переносное значение «расстраиваться». Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми.
Ответ (гдз) к упражнению № 83
Тапир - это травоядное животное, у которого есть небольшой висячий хобот.
Выражение повесил нос употреблено в переносном значении.
Упражнение № 84. Прочитайте в фразеологическом словаре толкование фразеологизмов брать на буксир, висеть на телефоне.
Выпишите из словаря эти фразеологизмы и их значения.
Ответ (гдз) к упражнению № 84
Брать на буксир. Помогать отстающему.
Висеть на телефоне. Часто и подолгу говорить по телефону.
Упражнение № 85. Прочитайте фразеологизмы. Когда так говорят?
гладить по головке унывать
падать духом быстро
надуть губы хвалить
во все лопатки мало
ломать голову думать
рукой подать обидеться
капля в море близко
• Выберите из правого столбика слова, которые объясняют фразеологизмы. Запишите парами по образцу.
Образец. Падать духом – унывать.
• Какому фразеологизму соответствует рисунок?
• Составьте предложение, употребив в нём одно из данных устойчивых сочетаний слов.
Ответ (гдз) к упражнению № 85
Гладить по головке – хвалить. Падать духом – унывать. Надуть губы – обидеться. Во все лопатки - быстро. Ломать голову – думать. Рукой подать – близко. Капля в море – мало.
Рисунок соответствует фразеологизму падать духом.
Не нужно падать духом, если задуманное не получилось.
Упражнение № 86. Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).
1. Филиппок пустился бежать во весь дух. (Л.Толстой) 2. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки. (Д. Мамин-Сибиряк) 3. Лягушка полетела вверх тормашками на землю (В. Гаршин) 4. Вот и пошли они куда глаза глядят. (Из сказки «Петух да Собака»)
• Спишите любые два предложения.
Ответ (гдз) к упражнению № 86
Фразеологизмы:
Во весь дух – очень быстро бежать. Душа в пятки – испугаться. Вверх тормашками – вниз головой. Куда глаза глядят – идти, не зная куда.
Упражнение № 87. Прочитайте.
М…рской бер…г, дружить с т…вар…щем, взяться за ум, остаться с носом, м…двежья берлога, м…двежья услуга, мягкая меб…ль, с гулькин нос.
• Запишите, вставляя пропущенные буквы.
• Найдите и подчеркните устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Объясните, как вы поняли их лексическое значение. Слышали ли вы эти фразеологизмы?
Ответ (гдз) к упражнению № 87
Морской берег, дружить с товарищем, взяться за ум, остаться с носом, медвежья берлога, медвежья услуга, мягкая мебель, с гулькин нос.
Морской (безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, проверочное слово мОре);
берег (безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, проверочное слово поберЕжье);
товарищем (товарищ - словарное слово);
медвежья (непроверяемая безударная гласная в корне слова);
мебель (непроверяемая безударная гласная в корне слова).
Взяться за ум – заставить себя работать. Остаться с носом - остаться ни с чем. Медвежья услуга - такая услуга, которая вместо помощи приносит вред. С гулькин нос - Очень мало.
Упражнение № 88. Прочитайте.
Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевык звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Н. Сладков
• Определите тему и главную мысль текста.
• Придумайте к тексту заголовок.
• Пользуясь Памяткой «Как подготовиться к изложению», напишите изложение текста по вопросам:
1. Когда появилась ёлочка?
2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
3. Какая стояла ёлочка?
Ответ (гдз) к упражнению № 88
Тема текста: о ёлочке. Главная мысль: текст о том, как деревья отмечали день рождения ёлочки.
Заголовок к тексту:
Ёлочкин день рождения
Осенью на свет появилась маленькая ёлочка. Деревья окружили малышку теплом и заботой.
Каждый год осенью они дарили ей подарки. Клён засыпал ёлочку красными и оранжевыми звёздочками. Ива обсыпала её жёлтыми рыбками. Осинка развешивала на лапки ели разноцветные фонарики.
Стояла ёлочка, широко раскинув зелёные ладошки, а на них лежали подарки друзей.