ГДЗ к разделу Состав слова
Корень слова

Ответы к теме учебника Что такое корень слова?

Упражнение № 130. Прочитайте.

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики.

• Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов.
• Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму.

Ответ (гдз) к упражнению № 130 (Русский язык 3 класс Канакина )

Осин)овый, осин)ник, осин)ки, осин)ы, под(осин)овики.

Лексическое значение слов:

Осиновый - 1) Соотносящийся по знач. с существительное : осина, связанный с ним. 2) Свойственный осине, характерный для нее. 3) Принадлежащий осине.

Осинник – осиновый лес.

Осинки – уменьшительное, ласкательное к существительному осина.

Осины – лиственное дерево.

Подосиновик – съедобный гриб с красной или красно-жёлтой шляпкой, растущий обычно в лиственных лесах, особенно в осинниках.

Выделяем корень ОСИН.

Упражнение № 131. Прочитайте.

1. В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2. Мы вышли в светлый берёзовый лесок.4 (Г. Скребицкий) 3. Лесные владенья лесник бережёт - листка не сорвёт и зверька не спугнёт. (Л. Яхнин) 4. Долину окружали лесистые горы.4

• Найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов?
• Выпишите однокоренные слова и выделите слова и выделите в них корень.

Ответ (гдз) к упражнению № 131 (Русский язык 3 класс Канакина )

Лес), лес)ок, лес)ные, лес)ник, лес)истые.

Выделяем корень ЛЕС.

Лес - пространство, заросшее деревьями и другими растениями.
Лесок - небольшой лес.
Лесные - связанные с лесом, обитающие в лесу.
Лесник - лесной сторож.
Лесистые - обильно поросший лесом.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Мы вышли в светлый берёзовый лесок.

вышли (куда?) в лесок,
лесок (какой?) берёзовый,
лесок (какой?) светлый.

Долину окружали лесистые горы.
окружали (кого? что?) долину,
горы (какие?) лесистые.

Упражнение № 132. Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?

Чистота, сказывать, масло, побелка, белить, звонить, сказка, масляный, белый1, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.

• Найдите однокоренные слова. Запишите их группами. Выделите в словах корень.

Ответ (гдз) к упражнению № 132 (Русский язык 3 класс Канакина )

Чист/ота, чист/ить, чист/ый, чист/енький.
Сказ/ка, сказ/ывать, сказ/очный.
Масл/о, масл/яный, масл/ить, масл/ице.
По/бел/ка, бел/ить, бел/ый.
Звон/, звон/ить, звон/кий, звон/ок.

Звуко-буквенный разбор:

белый [б’элый’] - 2 слога
б [б’] - согл., звонк. парн., мягк., парн.
е [э] - гласн., ударн.
л [л] - согл., звонк. непарн., твёрд., парн.
ы [ы] - гласн., безуд.
й [й’] - согл., звонк. непарн., мягк., непарн.
5 б., 5 зв.

Упражнение № 133. В учебнике помещён словарь однокоренных слов. Найдите в нём слова с корнем -дал-, -дол-, -мир- и запишите их.

• Объясните лексическое значение этих слов. Выделите в однокоренных словах корень.

Ответ (гдз) к упражнению № 133 (Русский язык 3 класс Канакина )

Дал)ёкий, дал)еко, даль), из(дал)ека, даль)ний, у(дал)ить. Корень ДАЛ.

Дол), дол)ина, дол)инный. Корень ДОЛ.

Мир), мир)ный, мир)ить, по(мир)ить. Корень МИР.

Далёкий - находящийся на большом расстоянии.
Далеко - на большом расстоянии.
Даль - далёкое пространство, видимое глазом.
Издалека - от отдалённого места.
Дальний - находящийся на большом расстоянии.
Удалить - переместить на большое расстояние.

Дол - продолговатая впадина вдоль русла реки или между гор.
Долина - продолговатая впадина вдоль русла реки или между гор.
Долинный - относящийся к долине.

Мир - состояние покоя, спокойствие.
Мирный - миролюбивый, спокойный.
Мирить - восстанавливать согласие.
Помирить - восстановить согласие.

Упражнение № 134. Прочитайте.

Модельер, писатель, переводчик, строитель, программист, языковед, массажист, футболист, электрик.

• Объясните значение каждого слова с помощью однокоренного слова.
• Запишите слова в алфавитном порядке.

Ответ (гдз) к упражнению № 134 (Русский язык 3 класс Канакина )

Массажист - массаж.

Модельер - модель.

Переводчик - перевод.

Писатель - писать.

Программист - программа.

Строитель - строить.

Футболист - футбол.

Электрик - электричество.

Языковед - язык, ведать.

Упражнение № 135. Прочитайте.

Одним из значений слова стол в древне-русском языке было «престол» (трон, «княжение»). Стол (престол) находился в столице княжества. На престолах восседали князья, а позднее – цари. Города, где были княжеские или царские столы – престолы (троны), стали называть стольными городами, а потом столицами.

• Найдите в тексте однокоренные слова. Какие из них не употребляются в современной речи? Почему?
• Являются ли в современном русском языке однокоренными слова стол и столица? Подберите к каждому из них родственные слова.
• Выпишите однокоренные слова группами.

Ответ (гдз) к упражнению № 135 (Русский язык 3 класс Канакина )

Стол), пре(стол), (стол)ице, столь)ными.

Княж)ение, княж)ества, князь)я, княж)еские.

Цар)и, цар)ские.

В современном русском языке слова стол и столица не являются однокоренными.

Упражнение № 136. Выпишите из текста слова с чередованием звуков [к//ч’], [г//ж]. Выделите в словах корень. Подчеркните буквы, которыми обозначены чередующиеся звуки.

Ответ (гдз) к упражнению № 136 (Русский язык 3 класс Канакина )

[к//ч'] Яблок)о - яблоч)ко, восток) - восточ)ный.

[г//ж] Дорог)а - дорож)ный, снег) - снеж)ок.

Упражнение № 137. Прочитайте. Подберите к каждому из данных слов однокоренное имя существительное с чередующимся согласным звуком.

Творог - творожок, … - г…рошинка, … - молочный, … - сн…жинка, … - обл…чное, … - м…двежий, … - в…лчица, … - д…роженька.

• Запишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень. Подчеркните буквы, обозначающие чередующиеся звуки.

Ответ (гдз) к упражнению № 137 (Русский язык 3 класс Канакина )

Творог) - творож)ок, горох) - горош)инка, молок)о - молоч)ный, снег) - снеж)инка, облак)о - облач)ное, медведь) - медвеж)ий, волк) - волч)ица, дорог)а - дорож)енька.

Упражнение № 138. Прочитайте сложные слова. Объясните их лексическое значение.

носорог    ледоход    пылесос
водолаз    вертолёт    сталевар
ледокол    углевоз    овощевод
змеелов    скалолаз    камнепад
стеклорез пешеход    рыболов

• Выскажите своё мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
• Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
• Выделите в сложных словах корни. Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.

Ответ (гдз) к упражнению № 138 (Русский язык 3 класс Канакина )

В данных словах два корня, которые соединены при помощи соединительных гласных о и е. Эти слова называются сложными.

Упражнение № 139. Прочитайте.

Я выгл…нул в окно узнать, какая п…года. На ул…це воздух был серым. С неба л…тели либо сн…ж…нки, либо д…ждевые капли. Я1 подумал: «Снегодождь. Опять снегодождь».

Ю. Коваль

• Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что наблюдал? Удачно ли выбрано слово?
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание выделенных букв в сложном слове.

Ответ (гдз) к упражнению № 139 (Русский язык 3 класс Канакина )

Я выглянул в окно узнать, какая погода. На улице воздух был серым. С неба летели либо снежинки, либо дождевые капли. Я подумал: «Снегодождь. Опять снегодождь».
Автор придумал слово "снегодождь". Удачно.
Снегодождь - 2 корня снег-, -дождь

Звуко-буквенный разбор слова "Я"

Я [й’а] - 1 слог
   [й’] - согласн., звонк. непарн., мягк. непарн.
я〈
   [а] - гласн., ударн.
1 б., 2 зв.

Упражнение № 140. Прочитайте. Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Объясните свой ответ.

1. Водопад, водовоз, водитель, водомер.
2. Луноход, скороход, лесовод, снегоход.
3. Ветер, вихрь, ветерок, ветромер.

• Спишите однокоренные слова. Выделите в них корень

Ответ (гдз) к упражнению № 140 (Русский язык 3 класс Канакина )

Лишние слова. 1. Водитель. 2. Лесовод. 3. Вихрь.
Вод)о(пад, вод)о(воз, вод)о(мер.
Лун)о(ход, скор)о(ход, снег)о(ход.
Ветер), ветер)ок, ветр)о(мер.

Упражнение  141. Прочитайте. Запишите слова в порядке указанных значений. Выделите в словах корень, который «хранит» общее значение данных однокоренных слов.

Заморский, морской, мореплаватель, моряк, море, приморский, мореход.

1. Часть океана — большое водное пространство.
2. Прилагательное к слову «море».
3. Путешественник по морям.
4. Синоним к слову «мореплаватель».
5. Тот, кто служит во флоте.
6. Находящийся за морем.
7. Находящийся у моря.

• Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Мор)е, мор)ской, мор)еплаватель, мор)еход, мор)як, за(мор)ский, при(мор)ский.
Мы сидели на берегу моря и смотрели на проплывающие корабли.