Язык и речь
Наша речь и наш язык
Виды речи
Упражнение № 1. Прочитайте выразительно стихотворение.
Каждый год звонок весёлый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс!
Пусть нам лета жаль немного —
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!
(В. Степанов)
• Определите тему и главную мысль текста.
• Спишите любое четверостишие. Проверьте себя.
Ответ:
Тема стихотворения: День Знаний в школе. Главная мысль: в сентябре начинается новый учебный год, дети с радостью идут в школу за знаниями.
Упражнение № 2. Прочитайте. Обсудите, как бы вы ответили на какой либо из этих вопросов.
• Для чего нужна человеку устная речь?
• Для чего люди изобрели письменную речь?
• Когда человек пользуется внутренней речью?
Ответ:
Устная речь нужна человеку для общения.
Письменная речь нужна, чтобы писать письма, то есть общаться на расстоянии, записывать что-то важное, передавать информацию потомкам.
Внутренней речью человек пользуется, когда думает.
Упражнение № 3. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
1. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
2. Хорошие речи приятно и слушать.
3. Говорит день до вечера, а слушать нечего.
4. По речи узнают человека.
5. Сначала подумай, потом говори.
• Как вы думаете, какую речь называют хорошей?
• Запишите одну из пословицу по памяти. Проверьте себя.
Ответ:
Хорошей речью называют грамотную речь.
1. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Во время беседы лучше говорить по одному и выслушивать собеседника. Когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Пословица говорит о культуре общения.
2. Хорошие речи приятно и слушать.
Грамотную, выразительную речь приятно слушать.
3. Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Эта пословица о болтунах и пустословах. Пословица порицает пустую болтовню, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.
4. По речи узнают человека.
В речи отпечатываются ум, душа, характер. Если слышишь речь грубую, со словами-паразитами, неграмотную, это говорит о низком уровне образованности человека. Человек учтивый и говорит вежливо.
5. Сначала подумай, потом говори.
Нужно обдумывать свои слова, прежде чем сказать что-то.
Упражнение 4. Рассмотрите рисунок.
• Определите тему рисунка. (1 сентября) Составьте по нему небольшой текст и расскажите его. Озаглавьте свой текст.
• Какой речью (устной, письменной или внутренней) вы пользовались, когда обдумывали содержание текста? (внутренней) Когда его рассказывали? (устной) А какой речью вы пользуетесь для того, чтобы записать текст? (письменной)
• Напишите небольшое сочинение на данную тему.
ГДЗ к упражнению:
Первое сентября
Первое сентября - День знаний. В этот день дети идут в школу. Начинается новый учебный год. На рисунке изображены первоклассники. Они дарят цветы своей учительнице. Детей провожают родители и бабушка. Они счастливы, что их дети пошли в школу. В школе ребята научатся читать и писать.
Для чего нужен язык?
Упражнение 5. Прочитайте. Отгадайте загадки.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Если б не было его, не сказал бы ничего.
• Почему отгадкой к данным загадкам будет одно и то же слово? Объясните его лексическое значение.
• В каком ещё значении употребляется слово-отгадка?
• Запишите любую загадку и отгадку.
Ответ к упражнению:
Отгадка к загадкам: язык.
Лексическое значение слова язык
1. Орган в полости рта у позвоночных животных и человека.
2. Орган человека, который участвует в образовании звуков речи.
3. Система словесного выражения мыслей, которая служит средством общения.
Загадка:
Всегда он в работе, когда мы говорим, а отдыхает, когда мы молчим. (язык)
Упражнение 6. Прочитайте высказывание Л. Успенского. Спишите.
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли.
• Обсудите, как вы поняли это высказывание.
Ответ к упражнению:
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли.
В высказывании Успенского говорится, что русский язык - это великое и могущественное средство общения между людьми России.
Упражнение 7. Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
- Добрый день, Маша! - Goodday,Dima!
- Здравствуй, Таня! - Hello? Anton!
• На каком языке общаются дети? Как вы об этом узнали? (Дети общаются на русском и английском языках. Это можно узнать по словам)
• Удалось ли вам прочитать второй диалог? Почему? (Второй диалог могут прочитать те, кто знает английский язык)
• Какие языки изучают ученики вашей школы? (Русский, английский...)
• Какой язык для тебя родной? Почему? На каком языке говорят в вашем городе (посёлке, селе, деревне)?
• На каком языке общаются люди разных национальностей в России? (Люди разных национальностей в России общаются на родном языке и на русском языке.)
Упражнение № 8. Прочитайте. Спишите предложение.
Хорошо говорить и писать люди учатся всю жизнь.
• Какая мысль заключена в предложении?
• Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы хорошо говорить и писать?
Ответ к упражнению:
Хорошо говорить и писать люди учатся всю жизнь.
Самая большая ценность народа – это язык. Русский язык красивый, богатый и сложный в изучении. В нем много правил. Чтобы говорить и писать правильно, нужно изучать его всю жизнь. Уметь хорошо говорить и писать нужно не только писателю или ученому. Даже написанное письмо характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь.
Чтобы грамотно писать, нужно знать все правила русского языка, уметь применять их на практике, знать много слов и использовать их в своей речи.
Упражнение № 9. Прочитайте. Спишите.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А Куприн
• Каков русский язык? Что подчеркивает Александр Иванович Куприн? Как вы поняли значение выделенных слов? В каких случаях русский язык становится именно таким?
Ответ к упражнению:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Русский язык мелодичен, речь похожа на музыку. Выразителен означает, что в нем много слов с самыми разными оттенками значений. Гибок значит, что при знании тонкостей языка им можно выразить любую мысль. Вместителен означает, что любую информацию о мире можно рассказать с помощью языка.Русский язык становится именно таким при грамотном подходе и умелом использовании.
Упражнение № 10. Прочитайте выразительно. Спишите. ...А. Пушкин
• Какие слова выражают авторское отношение к золотой поре осени? (Очей очарованье, приятно мне, люблю)
• Найдите в этих поэтических строках подтверждение мысли А.Куприна о русском языке. (Читая стихи Пушкина, мы наслаждаемся мелодичностью, певучестью и красотой русского языка.)
Ответ к упражнению. Списываем:
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…А. Пушкин
Проверь себя
Упражнение № 1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?
Слушание, говорение, чтение и письмо - это речь. Язык - система словесного выражения мыслей, которая служит средством общения. Это удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. С помощью языковых средств люди передают друг другу мысли, выражают чувства. С помощью средств языка мысли и идеи людей сохраняются долгое время, например, в письменных текстах.
Упражнение № 2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?
Чтобы понимать окружающих, чтобы хорошо учиться, нужно знать русский язык. Это самое главное средство, с помощью которого человек учится жить, познаёт окружающий мир. У человека умного, образованного, и речь грамотная. Важно хорошо владеть русским языком потому, что на этом языке созданы великие произведения, на русском языке писали Пушкин и Гоголь, Толстой и Чехов, Блок и Есенин. Кроме русского, я бы хотел овладеть английским языком, чтобы понимать англичан и читать в оригинале произведения великих английских писателей.
Упражнение № 3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?
1. Видна птица по перьям, а человек по речам.
2. Много сказано, а послушать нечего.
3. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Ответ к упражнению:
1. Человека можно понять по тому, что и как он говорит.
2. Пословица о людях, которые много говорят, но в их речах мало смысла.
3. Когда не знаешь суть дела, лучше промолчать, чем сказать глупость.
Упражнение № 4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь? (К красной девице)
…Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать.
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
А. Пушкин
• Почему речь богатыря можно назвать красивой? (Потому что она мелодична, использовано много красивых слов) Спишите речь богатыря.
• Найдите в этом отрывке слова, которые часто используются в народной поэтической речи.
Ответ к упражнению:
А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
Списываем речь.
Диво, названый братец, красная девица, милая сестрица.