Текст. Предложение. Словосочетание
Текст

Что такое текст?

Упражнение № 11. Прочитайте.

В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незамéтный, коричневáто-серый, как воробушек, но имел такой чудесный голос, что не было ему равного певца.
Н. Богословский

• Докажите, что вы прочитали текст. (В нем несколько предложений, связанных между собой по смыслу) Определите тему и главную мысль текста. (Тема: соловей. Главная мысль: незаметная птичка обладает чудесным голосом) Озаглавьте его. (Соловей)
• Запишите заголовок и текст. Подчеркните имена прилагательные.

Ответ к упражнению:

Соловей

В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незаметный, коричневато-серый, как воробушек, но имел такой чудесный голос, что не было ему равного певца.

Упражнение № 12. Прочитайте.

   Около ямки ходят утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.
   Наташа подбежала к ямке и увидела в ней пушистый жёлтенький шарик. Лежит на спинке, головкой вертит, ножками и крылышками трепыхает, а встать не может.
   Девочка достала из ямки утёнка и пустила на землю. Утёнок побежал к матери, братцам и сестрёнкам.
В. Киреева

• Почему автор выделил в тексте три части?
• Придумайте заголовки к каждой части и ко всему тексту.
• Спишите любую часть текста, а перед ней запишите заголовок этой части.
• Подчеркните в предложениях глаголы. Какую роль они играют в изображении картины, нарисованной писателем? (Глаголы называют действия, которые совершают герои рассказа.)

Ответ к упражнению:

1. Утиная семейка
Около ямки ходят утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.

2. Утёнок в беде
Наташа подбежала к ямке и увидела в ней пушистый жёлтенький  шарик. Лежит на спинке, головкой вертит, ножками и крылышками  трепыхает, а встать не может.

3. Спасение утенка
Девочка достала из ямки утёнка и пустила на землю. Утёнок побежал к матери, братцам и сестрёнкам.

Какие бывают тексты?

Упражнение № 13. Рассмотрите схему «Типы текстов».

Объясните её название. Расскажите, какие бывают тесты и как их различить. Какой вопрос можно задать к каждому из текстов?

• Прочитайте ещё раз тексты упр. 11 и 12. Какой из них является текстом-описанием, а какой – текстом-повествованием? Объясните свой ответ.
• Если бы мы создавали мультфильмы к текстам упр. 11 и 12, то содержание какого текста мы могли бы передать в одном кадре? В нескольких кадрах?
• Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами.
2. Почему нельзя собирать мухоморы?
3. Красив гриб-боровик!

Ответ к упражнению:

Текст из упр 11 - это текст-описание, так как описывается внешний вид птички и ее пение. Текст из упр. 12  - повествование, в нем рассказывается случай из жизни утиной семейки. Мультфильм из 1 кадра получится из текста  упр. 11.

1. Как мы ходили в лес за грибами. Текст- повествование. В нем сообщается о чем-либо.

2. Почему нельзя собирать мухоморы? Рассуждение. В нем объясняется, доказывается что-либо, говорится о причинах явлений и событий.

3. Красив гриб-боровик! Описание. В нем описывается внешний вид гриба.

Упражнение № 14. Прочитайте. Обсудите, как составить из этих предложений текст.

1. Да какой орех! 2. Всем орехам орех! 3. В лесу рос куст орешника. 4. Сам круглый, бока золотистые, сверху светлая шапочка набекрень. 5. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветви длинные, гибкие. 6. Вот из-под листика большой орех выглядывает. 7. К осени на ветках орешки созрели.

А.Сахаров

• Прочитайте составленный текст. Определите тип текста: это описание или повествование? (Описание) Объясните значение выделенных предложений и сочетаний слов.
• Озаглавьте текст. Запишите заголовок и текст. Подчеркните имена прилагательные. Какую роль они выполняют в тексте?

Ответ к упражнению:

Всем орехам орех!

   В лесу рос куст орешника. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветви длинные, гибкие. К осени на ветках орешки созрели. Вот из-под листика большой орех выглядывает. Да какой орех! Всем орехам орех! Сам круглый, бока золотистые, сверху светлая шапочка набекрень. 
   Имена прилагательные помогают описать куст орешника и орех, речь становится красочной, более выразительной, образной.
   Да какой орех! Всем орехам орех! Шапочка набекрень. Эти предложения говорят о том, что орех большой и красивый. Эти предложения усиливают эмоциональность предложений и текста.

Тип текста - описание.

Упражнение № 15. Прочитайте.

Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой? Землю и Венеру окрашивает их газовая оболочка (атмосфера). У Земли это голубой кислород, а у Венеры плотная, облачная атмосфера, и издали она кажется серебристой.

И. Широнова

• Это текст-описание или текст-рассуждение?
• Объясните написание выделенных орфограмм.
• Спишите первое предложение. Подчеркните в нём имена существительные. 

Ответ к упражнению:

Это текст-рассуждение.

Собственные имена существительные пишутся с большой буквы (Земля, Венера).
Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака (оболочка, облачная).
Проверяемые согласные в корне слова (кислород - кислорода).
Безударные гласные в корне слова (издали - даль).
Словарное слово (серебристый).
Почему из космоса Земля кажется голубой, а Венера серебристой?

Упражнение № 16. Вспомните интересный случай, который произошёл с вами или очевидцем которого вы были. Составьте повествовательный текст на эту тему: сначала расскажите о том, как всё началось, потом опишите сам случай (событие), в конце скажите, чем всё закончилось.

• Подготовьтесь рассказать свою историю.

За грибами

   Однажды мы с друзьями пошли в лес по грибы. Ходим, листики разгребаем, ищем спрятавшиеся под ним грибочки. Вот мы нашли один грибок, он из земли вырван и на ветку  дерева одет. Идем дальше. Смотрим, второй гриб, третий, и все одеты на сучок. А на дереве белка шуршит. Это она так на зиму грибы сушит!