Слово и слог. Звуки и буквы

Гласные звуки

Упражнение № 112. Рассмотрите таблицу «Гласные звуки». Подготовьте сообщение о том, что вы знаете о гласных звуках и буквах, обозначающих гласные звуки.

Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным:

(дождь, дождик) дожди, дождливый.

Ответ к упражнению № 112 

Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и]

Обозначаются буквами а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я.

Гласный • состоит из голоса • при произнесении гласного звука воздух через рот проходит звук свободно, без преград (со стороны губ, зубов, языка)

• образует слог: у|рок

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Упражнение № 113. Прочитайте.

В(о, а)лна, с(и, е)стра, гр(и, я)да, зв(и, е)зда, встр(и, е)чать, ж(и, е)лтеть, см(а, о)треть, ч(и, е)тать, к(а, о) вёр, ст(а, о)рик, р(и, е)чной, св(и, е)стеть, с(о, а)лёный, стр(и, е)жи, под(а, о)рить.

• Выберите букву для обозначения безударного гласного звука в каждом слове. Запишите слова.

Ответ (гдз) к упражнению № 113 (Русский язык 3 класс Канакина )

Волна, сестра, гряда, звезда, встречать, желтеть, смотреть, читать, ковёр, старик, речной, свистеть, солёный, стрижи, подарить.

Упражнение № 114. Прочитайте.

Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свёкла?

Ю. Тувим

• Что обозначает каждое выделенное слово? Спишите названия овощей. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.

• Как вы думаете, чем закончился спор овощей? Составьте свой текст на тему «Спор овощей».

Ответ (гдз) к упражнению № 114 (Русский язык 3 класс Канакина )

Картошка, капуста, морковка, горох, свёкла.

Спор овощей

На кухонном столе уже час не умолкал спор овощей: кто из них полезней и вкусней. Свёкла даже стала пунцовей обычного. Она заявила, что ни борщ, ни винегрет без неё не обходится. Капуста сказала, что её добавляют в щи и делают из неё самую любимую всеми начинку для пирожков. Морковь, распустив косу, произнесла, что морковный сок самый витаминный. Картошка вымолвила, что она - королева огорода!
- Я - самая душистая! - заявила Петрушка.
Пришла хозяйка и решила их спор: она надела фартук и взялась за дело. Очень вкусный и полезный борщ получился!

Упражнение № 115. Прочитайте загадки. Объясните отгадки к загадкам.

1. Растёт на грядке ветка, а на ней красные детки. (_о_и_о_ы)

2. Летом – в огороде, свежие, зелёные, а зимой – в бочке, жёлтые, солёные. (О_ у__ы)

• Запишите загадки и отгадки. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.

Ответ (гдз) к упражнению № 115 (Русский язык 3 класс Канакина )

Растёт на грядке ветка, а на ней красные детки. (Помидоры)

Летом – в огороде, свежие, зелёные, а зимой – в бочке, жёлтые, солёные. (Огурцы)

Упражнение № 116. Прочитайте. Устно составьте текст на одну из тем. Какой тип текста у вас получился: тест-описание, текст- повествование или текст-рассуждение?

Вот так морковка!
Летом (осенью) в огороде.
Как я готовлю салат из овощей.
Какой овощ я люблю и почему?

Ответ (гдз) к упражнению № 116 (Русский язык 3 класс Канакина )

Вот так морковка! - описание или повествование

Летом (осенью) в огороде. - повествование

Как я готовлю салат из овощей. - повествование

Какой овощ я люблю и почему? - рассуждение

Какой овощ я люблю и почему?

Мой любимый овощ – это картофель. Это очень полезный и вкусный продукт. А какие полезные вещества есть в картофеле? В картофеле есть: калий, аскорбиновая кислота, белки. Картофель вкусен в любом виде.

Вот так морковка!
(текст-повествование)

Пришёл заяц в огород полакомиться. Капусты наелся, захотел морковку деткам на угощение унести. Потянул за зелёный хвостик, не хочет морковка поддаваться. Тянет снова - морковка будто к земле приросла. Засвистел косой - прибежали другие зайцы на подмогу. Вытянули морковку. А она огромная - хватит на всю зиму зайчат кормить.
- Вот так морковка! - удивились зайцы.

Согласные звуки

Упражнение № 117.

Рассмотрите таблицу «Согласные звуки». Подготовьте сообщение о том, что вы знаете о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки.

• Почему букв, обозначающих согласные звуки, меньше, чем согласных звуков?
• Одинаковое ли количество в русском языке согласных:

а) звонких и глухих;
б) твёрдых и мягких?

Ответ (гдз) к упражнению № 117 (Русский язык 3 класс Канакина )

Согласный состоит из голоса и шума или только шума, звук при произнесении согласного звука воздух встречает во рту преграду (со стороны губ,
зубов, языка)
Вместе с гласным звуком образует слог: за|ря
Согласные звуки бывают парные и непарные по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.
Твёрдые
звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р]
глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц]

Мягкие
звонкие: [б‘], [в‘], [г‘], [д‘], [з‘], [л‘], [м‘], [н‘], [р‘], [й‘]
глухие: [п‘], [ф‘], [к‘], [т‘], [с‘], [х‘], [ч‘], [щ‘]

Буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ
Мягкость согласного звука на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, а также буквой ь (мягкий знак), твёрдость – буквами а, о, у, э, ы.

Упражнение № 118. Произнесите слова.

лист октябрь чай флаг

• Охарактеризуйте согласные звуки, которые есть в данных словах (твёрдый или мягкий, глухой или звонкий, парный или непарный).

Ответ (гдз) к упражнению № 118 (Русский язык 3 класс Канакина )

[л‘] – звонкий непарный, мягкий парный;
[с] – глухой парный, твёрдый парный;
[т] – глухой парный, твёрдый парный;

[к] – глухой парный, твёрдый парный;
[т‘] – глухой парный, мягкий парный;
[б] – звонкий парный, твёрдый парный;
[р‘] – звонкий непарный, мягкий парный;

[ч‘] – глухой непарный, мягкий непарный;
[й‘] – звонкий непарный, мягкий парный;

[ф] – глухой парный, твёрдый парный;
[л] – звонкий непарный, твёрдый парный;
[к] – глухой парный, твёрдый парный.

Упражнение № 119. Прочитайте.

жи - ши чу – щу ча – ща чт, чн, чк, щн, нч

• Расскажите, что вы знаете о правописании данных буквосочетаний.
• Придумайте по одному примеру к каждому буквосочетанию. Запишите их.

Ответ (гдз) к упражнению № 119 (Русский язык 3 класс Канакина )

Буквосочетания жи – ши пишутся с буквой и: жизнь, уши.

Буквосочетания ча - ща пишутся с буквой а: задача, роща.

Буквосочетания чу – щу пишутся с буквой у: чудо, щука.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик.

Упражнение № 120. Прочитайте памятку «Как сделать звуко-буквенный разбор слова». Пользуясь образцом, произведите звуко-буквенный разбор одного из данных слов.

роса ключ день

Ответ (гдз) к упражнению № 120

Звуко-буквенный разбор слова "роса"

Роса [расá] – 2 слога

р – [р] согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
о – [а] – гласный, безударный;
с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
а – [а] – гласный, ударный.
4 буквы, 4 звука.

Звуко-буквенный разбор слова "ключ"

Ключ [кл’уч’] – 1 слог

к – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
л – [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
ю – [у] - гласный, ударный;
ч – [ч‘] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный.
4 буквы, 4 звука.

Звуко-буквенный разбор слова "день"

День [д‘ен’] – 1 слог

д – [д‘] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;
е – [е] – гласный, ударный;
н – [н‘] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
ь – [-].
4 буквы, 3 звука.

Упражнение № 121. Прочитайте. Составьте пословицы.

Чучело только        гнев укрощает.
Ласковое слово       век1 не прожить.
Чужим умом            видом пугает.

• Запишите пословицы. Объясните их смысл. Подчеркните буквосочетания, в которых надо запомнить написание буквы, обозначающей ударный гласный звук.

Ответ (гдз) к упражнению № 121 (Русский язык 3 класс Канакина )

Чучело только видом пугает.

Ласковое слово гнев укрощает.

Чужим умом век не прожить.

Звуко-буквенный разбор слова "век"

Век – [в’эк] – 1 слог.

в – [в’] – звук согласный, мягкий, звонкий парный;
е – [э] – звук гласный, ударный;
к – [к] – звук согласный, глухой парный, твёрдый.
3 буквы, 3 звука.

Упражнение № 122. Произнесите слова.

Объясните, какой буквой вы обозначите парный по глухости-звонкости согласный звук в каждом слове. Запишите слова, обозначая парный согласный звук буквой.

Ответ (гдз) к упражнению № 122 (Русский язык 3 класс Канакина )

Рыбка (проверочное слово: рыбы), тропка (проверочное слово: тропинка), утюг (проверочное слово: утюги), паук (проверочное слово: пауки), мороз (проверочное слово: морозы), ребус (проверочное слово: ребусы), ягодка (проверочное слово: ягоды), ветка (проверочное слово: веточка).

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный звук стоял перед гласным звуком: (дубы, дубок) дуб, дубки.

Упражнение № 123. Прочитайте скороговорку М. Грозовского «На кухне».

Чашка1 и кружка спорят друг с дружкой,
Кто из них в доме нужней.
Ложка и блюдце звонко смеются
И утешают друзей:
- К чашечке – блюдечко.
В кружечку – ложечка.
Каждый по-своему нужен немножечко.

• Что обозначает выражение друг с дружкой?
• Найдите пары однокоренных слов – названий посуды. В каком из них букву, обозначающую парный согласный звук, надо проверять? Запишите эти слова. Какое слово будет проверочным для каждого из них?

Ответ (гдз) к упражнению № 123 (Русский язык 3 класс Канакина )

Выражение друг с дружкой обозначает вместе.

Чашка – чашечке (проверочное), кружка – кружечку (проверочное), ложка – ложечка (проверочное), блюдце - блюдечко (проверочное).

Звуко-буквенный разбор слова "чашка"

Чашка [ч‘ашка] – 2 слога.

ч – [ч‘] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
а – [а] - гласный, ударный;
ш – [ш] – согласный, глухой парный, твёрдый непарный;
к – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
а – [а] – гласный, безударный.
5 букв, 5 звуков.

Упражнение № 124. Прочитайте.

Хирур(к, г), сунду(к, г), ква(с, з), укро(п, б), расска(с, з), сугро(п, б), штра(ф, в), наря(т, д), огоро(т, д), гара(ш, ж), гря(т, д)ка, морко(ф, в)ка, улы(п, б)ка, камы(ш, ж), ко(к, г)ти, ука(с, з)ка, варе(ш, ж)ка.

• Выберите букву для обозначения парного согласного звука в корне каждого слова. Объясните свой выбор. Запишите слова правильно.
• Подчеркните буквы, которыми обозначены непарные твёрдые согласные звуки. 

Ответ (гдз) к упражнению № 124 (Русский язык 3 класс Канакина )

Хирург (проверочное слово: хирурги), сундук (проверочное слово: сундуки), квас (проверочное слово: квасить), укроп (проверочное слово: укропом), рассказ (проверочное слово: рассказы), сугроб (проверочное слово: сугробы), штраф (проверочное слово: штрафы), наряд (проверочное слово: наряды), огород (проверочное: слово огороды), гараж (проверочное слово: гаражи), грядка (проверочное слово: грядочка), морковка (проверочное слово: морковина), улыбка (проверочное слово: улыбочка), камыш (проверочное слово: камыши), когти (проверочное слово: коготок), указка (проверочное слово: указывать), варежка (проверочное слово: (много) варежек).

Разделительный мягкий знак

Упражнение № 125. Прочитайте.

Чтоб не было несчастья,
Запомните, друзья1,
Что на проезжей части
Играть нельзя!

А. Усачёв

• Определите главную мысль стихотворения.
• Найдите в словах букву, которая звука не обозначает. Какую роль она выполняет в каждом из слов?
• Спишите. Одной чертой подчеркните мягкий знак – показатель мягкости согласного звука, двумя – разделительный мягкий знак.

Ответ (гдз) к упражнению № 125 (Русский язык 3 класс Канакина )

Главная мысль стихотворения - нельзя играть на проезжей части.

ь (мягкий знак) не обозначает звука, он служит для обозначения мягкости в словах.

Чтоб не было несчастья,

Запомните, друзья,

Что на проезжей части

Играть нельзя!

Звуко-буквенный разбор слова "друзья"

Друзья [друз‘й’а] – 2 слога.

д – [д] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
р – [р] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
у – [у] – гласный, безударный;
з – [з‘] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;
ь – [-]
я – [й‘] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
   - [а]– гласный, ударный.
6 букв, 6 звуков.

Упражнение № 126. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Человек вспомнил о мышке, когда изобрёл компьютер. Одно из устройств, с помощью которого управляют компьютером, так и называется «мышка». Она похожа на мышку: маленькая, юркая, с хвостиком.

• Что обозначает каждое выделенное слово?
• Найдите на рисунке «мышку».
• В каких словах употреблён разделительный мягкий знак, а в каких – мягкий знак как показатель мягкости согласного звука?
• Спишите второе предложение. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.

Ответ (гдз) к упражнению № 126 (Русский язык 3 класс Канакина )

Мышка – животное. «Мышка» - часть компьютера. Хвостик – маленький хвост.

Разделительный ь – компьютер, помощью.

Мягкий знак как показатель мягкости – маленькая.

Пишем:

Одно из устройств, с помощью которого управляют компьютером, так и называется «мышка».

Упражнение № 127. Прочитайте.

Компьютер, самолёт, паровоз, маленький, кроссворд, обезьяна, варенье, вьюга, хоккей, апрельский (день1).

• Подумайте, какое из выделенных слов самое «молодое».
• Какие изученные орфограммы есть в данных словах?
• Запишите слова. Разделяйте их чёрточкой для переноса там, где он возможен.

Образец . Ком – пью – тер, … .

Ответ (гдз) к упражнению № 127 (Русский язык 3 класс Канакина )

Самое молодое слово - компьютер.

Орфограммы: разделительный мягкий знак, парные согласные по глухости-звонкости, удвоенные согласные, проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слово.

Ком – пью – тер, са – мо – лёт, па – ро – воз, ма – лень – кий, крос – сворд, обезь – яна, ва – ренье, вью – га, хок – кей, ап – рель – ский.

Звуко-буквенный разбор слова "день"

День [д‘ен’] – 1 слог.

д – [д‘] – звук согласный, звонкий парный, мягкий парный;
е – [е] – звук гласный, ударный;
н – [н‘] – звук согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
ь – [-].
4 буквы, 3 звука.

Упражнение № 128. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши1 врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие - будто зайчата в валеночках ходят.

Е. Чарушин

• Определите тип текста: это описание или повествование?
• В каком предложении выражена главная мысль и дана оценка зайчатам?
• Какими правилами можно объяснить правописание выделенных орфограмм?
• Запишите заголовок и текст. Подчеркните в предложениях имена прилагательные волнистой линией.

Ответ (гдз) к упражнению № 128 (Русский язык 3 класс Канакина )

Тип текста : тест-описание.

Главная мысль. Ну и славные были зайчата!

Выделенные орфограммы: безударные гласные в корне слова, сочетание ча, чн, чк, ши, мягкий знак для обозначения мягкости, парные по глухости звонкости согласные.

Славные зайчата

Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики!
           ~~~~~~~                                   ~~~~~~~~
Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки
                             ~~~~~~~~~~ ~~~~~~~
мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.
~~~~~~~~~~~~

Безударные гласные: зайчата - зáйцы, глаза - глаз, большие - бóльше.
Сочетания ча-ща с а: зайчата.
Сочетания жи-ши с и: уши, большие.
Сочетания чк, чн, нч, щн без мягкого знака: коричневые, валеночках.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука: большие.
Парные по звонкости/глухости согласные звуки: лапки (лапы), мягкие (мягок).

Звуко-буквенный разбор слова уши:

уши [ýшы] - 2 слога.
у [ý] - гласн., ударн.
ш [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.
и [ы] - гласн., безуд.
3 зв., 3 б.

Упражнение № 129. Прочитайте. Озаглавьте тест.

   Лесная полянка. Посередине две берёзки. Рядом в зелёном брусничнике красная сыроежка.
   Сыроежка была такая огромная и такая старая. Края загнулись вверх. Она напоминала большую тарелку, наполненную водой.
   Вдруг с берёзы слетела серая птичка, села на край сыроежки. Птичка носиком - тюк! - в воду. Попила водички и полетела на берёзу.

М. Пришвин

• Почему в тексте выделены три части?
• Определите тему каждой части и придумайте к ним заголовки.
• Какая часть (или части) текста является описанием?
• Запишите ответы на вопросы:

1. Где росла сыроежка?
2. Каков внешний вид сыроежки? На что она была похожа?
3. Что делала птичка на краю сыроежки?

Ответ (гдз) к упражнению № 129 (Русский язык 3 класс Канакина )

Вступительная часть, основная часть, заключительная часть.

Заголовки к каждой части текста: 1. Две берёзки.
2. Сыроежка.
3. Птичка.

Первая и вторая части текста являются описанием.

Ответы на вопросы:

1. Сыроежка росла в зелёном брусничнике.

2. Сыроежка была такая огромная и такая старая. Она напоминала большую тарелку, наполненную водой.

3. Птичка пила водичку на краю сыроежки.