Стр. 95 ГДЗ по теме учебника "Основа слова"

Что такое основа слова?

Упражнение № 178 Рассмотрите схему. Назовите часть слова, с которой вы ещё не познакомились. Верно, это основа. Можете ли вы сказать, как найти эту часть в слове?

• Найдите основу слова и окончание в словах пушистый, снежинки, улетят. Выделите основу.

Упражнение № 179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне.4 Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у неё маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

• Найдите в тексте слова с корнем ящер-. Запишите эти слова группами: в одну - однокоренные слова, в другую - формы одного и того же слова.

• Выделите в словах все значимые части слова.

Однокоренные слова:

Формы слова:

Разбор предложения:

Ящерица лежала на камне.
Лежала (где?) на камне. 

Упражнение № 180. Рассмотрите форзац «Словообразование». Прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый.

• Спишите любую группу однокоренных слов. Выделите в них известные вам части слова.

Упражнение № 181   Прочитайте Памятку 5 «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разберите по составу слова мастерица, перышко, дошкольный. 

Упражнение № 182. Прочитайте.

замок — замок      собака — щенок
сырник — сырок   Томск — томичи
семь — семья       водолаз — вода
рука — ручка2       снегирь — снежок2
город — города     мороз — холод

• Какие пары слов являются однокоренными?

 сырник — сырок, Томск — томичи, водолаз — вода, рука — ручка.

Разбор слов ручка, снежок по составу:

Упражнение № 183. Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов.

Звёздочка, подсвечник, оленята, пришкольный, почки, зёрнышко, заморозки, подорожник, облако, дочка1, кормушка, поездка.

• Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова.

Корень и оконч.      Корень, суфф., оконч.      Прист., корень, суфф., оконч.
почк[и]                           звёздочк[а]                         подсвечник     
облак[о]                         оленят[а]                            пришкольн[ый]    
                                      зёрнышк[о]                         заморозк[и]
                                         дочк[а]                             подорожник
                                       кормушк[а]                         поездк[а]

Звуко-буквенный разбор слова «дочка»:

Дочка  [доч’ка] - 2 слога
д — [д] — согл., звонк. парн., твёрд. парн.
о — [о] — гласн., ударн.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
к — [к] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
а — [а] — гласн., безуд.
5 букв, 5 звуков.

Упражнение № 184. Прочитайте.

Р..сунок, к..ртоф..ль, г..рох, п..м..дор, ст..лица, в..сток, д..рога, з..вод, р..кета, за..ц, тв..рог, ч..рный, н..ябрь, м..л..ко.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

Рисунок, картофель, горох, помидор, столица, восток, дорога, завод, ракета, заяц, творог, чёрный, ноябрь, молоко.

• Подберите как можно больше однокоренных слов к одному из этих слов.

Рисунок - нарисовать, зарисовка, рисование, прорисовать, дорисовать, изрисовать, перерисовать, срисовать.

Упражнение № 185. Прочитайте. Найдите в предложениях лишние слова и объясните, почему они лишние.

1. По облачному небу плывут облака. 2. Ребята строят из снега снежную крепость. 3. Осенью деревья сбрасывают осенние листочки2.

• Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

По небу плывут облака.
Ребята строят снежную крепость.
Осенью деревья сбрасывают листочки.

Разбор слова листочки по составу:

 

Упражнение № 186. Прочитайте.

Однажды Ослик, Поросёнок и Медвежонок пекли пироги. И вдруг Ослик сказал: «А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки1 назывались так — пироги. Наверно, их тоже пекли?»

Г. Цыферов

• Как бы вы ответили на вопрос Ослика?

Пирога - узкая, длинная лодка у народов Центральной и Южной Америки и Океании. Её выдалбливали из ствола дерева.

• Являются ли выделенные слова однокоренными? Объясните свой ответ.

Выделенные слова не являются однокоренными, так как у них разное лексическое значение.

• Подберите к слову пироги однокоренные слова. Запишите.

Пироги - пирожки, пирожные.

Звуко-буквенный разбор слова лодки:

Лодки [лотк’и] - 2 слога
л — [л] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о — [о] — гласн., ударн.
д — [т] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
к — [к’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
и — [и] — гласн., безударн.
5 букв, 5 звуков.

Упражнение № 187. Прочитайте. Назовите слово.
Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, окончание, как в слове книга.

• Что обозначает составленное слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове.

Подружка - лицо женского пола, состоящее в дружеских отношениях с кем-либо.

• Придумайте загадку такого же типа.

Слово имеет такой же корень, как и в слове гулять, приставку, как в слове провести, суффикс, как в слове уборка, окончание, как в слове игра. Ответ: прогулка.

Упражнение № 188. Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь, какие пословицы здесь зашифрованы.

• Запишите составленные пословицы.

1. Труд кормит, а лень портит.
2. Поспешишь - людей насмешишь.

Упражнение № 189. Прочитайте словосочетания.

Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио.

• Запишите. Найдите в каждом словосочетании неизменяемое слово. Подчеркните его.

Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио.

Упражнение № 190.   Прочитайте. Объясните, что объединяет слова каждой пары?

Слова каждой пары объединяет одинаковый состав слова.

• Нарисуйте схему состава выделенного слова.

Серебристый

Упражнение № 191. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха1 быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

В. Бианки

• Определите тему и главную мысль текста.

Тема текста: Скворцы.
Главная мысль: Птицы прощались с родным домиком.

• Выделите в тексте три части соответственно плану:
1. Одинокий скворечник.
2. Прощальная песенка.
3. В далёкий путь.

• Напишите изложение текста по плану.

          Прощальная песня скворцов

   Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.
Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.
   Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

Звуко-буквенный разбор слова скворчиха:

Скворчиха [скварч’и’ха] - 3 слога
с [с] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
в [в] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
о [а] - гласн., безуд.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
ч [ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.
и [и] - гласн., ударн.
х [х] - согл., глух. непарн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., безуд.
9 б., 9 зв.