ГДЗ по теме Суффикс учебника русского языка 3 класс ч. 1 Климанова
Упражнение № 164 Прочитайте.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.
С. Маршак
• Выпишите из предложения однокоренные слова. Выделите в них корень и окончание.
(Ёж)[], (еж)/их\[а], (ёж)/ик\[]
• От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха?
• Выделите эти части слов знаком ^. Где они находятся: перед корнем или после корня?
Слово "ёжик" образовано от слова "ёж" с помощью суффикса -ик-.
Слово "ежиха" образовано от слова "ёж" с помощью суффикса -их-.
• Посмотрите на схему на с. 73 и скажите, как называется часть слова, которая стоит после корня.
Суффикс.
Упражнение № 165. Прочитайте.
дом звезда школа
домик звёздочка школьник
домище звёздный школьница
• Прочитайте слова из любой строки. В чём их сходство и различие? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово?
• Спишите. Выделите в словах все части слова.
Упражнение № 166. Прочитайте.
Тверь — древний русский город. С давних пор тверичи́ славились «резным по дереву мастерством». Знаменитые тверские деревянные ковши с рукояткой в виде конских головок можно встретить во многих городах России.
• Кого называют словом тверичи? Чем они славились?
Тверичи — жители древнего русского города Тверь. Они славились «резным по дереву мастерством».
• Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень, суффиксы -ич-, -ск- и окончание. В каких ещё словах есть суффикс -ск-?
Суффикс -ск- есть в словах московский, русский, английский.
• Скажите, как называют жителей города или села, в котором вы живёте. Запишите это название.
Москвичи.
Упражнение № 167. Прочитайте выразительно.
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки1 — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось...
С. Чёрный
• Понравилось ли вам описание воробья? Чем? Какие сравнения использовал автор? Удачны ли они?
• В чём различие слов воробей — воробьишка, лапа — лапка?
Уменьшительно-ласкательная форма слов "воробьишка", "лапка" образовалась с помощью суффиксов -ишк-, -к-.
• Спишите. Выделите в именах существительных суффиксы -к-, -ишк-. Объясните написание выделенных орфограмм.
Воробей мой, воробь/ишка\!
Серый, юркий, словно мыш/к\а.
Глазки — бисер, лап/к\и — врозь,
Лапки — боком, лап/к\и — вкось...
воробьишка (словарное слово);
воробей, воробьишка (ворóбушек);
воробьишка (разделительный мягкий знак);
воробьишка (воробушек), мышка (мышонок), глазки (глаза), лапки (лапа).
Разбор слова глазки:
глазки [глáск’и] - 2 слога
г [г] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
л [л] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., ударн.
з [с] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
к [к’] - согл., глух. парн., мягк. парн.
и [и] - гласн., безуд.
6 б., 6 зв.
Упражнение № 168. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов.
Надя, Коля, Серёжа, Вова, мама, папа, тётя, дед1, звезда, лиса, голова, ива, соловей, слово.
Суффиксы : -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-.
• Запишите. Выделите суффиксы в словах. Скажите, какое значение придают словам данные суффиксы.
Над/юшк\а, Кол/еньк\а, Серёж/еньк\а, Вов/очк\а, мам/очк\а, пап/очк\а, тёт/ушк\а, звёзд/очк\а, лис/оньк\а, голов/ушк\а, ив/ушк\а, солов/ушк\а, слов/ечк\о.
Данные суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
Звуко-буквенный разбор слова дед:
дед [д’эт] - 1 слог
д [д’] - согл., звонк. парн., мягк. парн.
е [э] - гласн., ударн.
д [т ] - согл., глух., парн., твёрд. парн.
3 б., 3 зв.
Упражнение № 169. Прочитайте слова. Объясните лексическое значение одного из слов.
Баянист, шахтёр1, охотник, лётчик, каменщик, лифтёр, ракетчик, библиотекарь, школьник, тракторист, боксёр, журналист, банкир.
Охотник - тот, кто занимается охотой.
• Прочитайте суффиксы. Найдите их в данных словах. Какого суффикса нет в словах? Подберите другие слова с такими суффиксами.
-ист: машин/ист; программ/ист;
-щик: проектиров/щик, кладов/щик;
-ёр: электромонт/ёр, акт/ёр;
-ник: садов/ник, началь/ник;
-чик: смет/чик, перевод/чик,
-тель: учи/тель, строи/тель;
-арь: врат/арь, секрет/арь;
-ир: ювел/ир, касс/ир.
Нет суффикса -тель.
• Спишите слова. Выделите в них суффиксы.
Баян/ист\, шахт/ёр\, охот/ник\, лёт/чик\, камен/щик\, лифт/ёр\, ракет/чик\, библиотек/арь\, школь/ник\, трактор/ист\, бокс/ёр\, журнал/ист\, банк/ир\.
• Обратите внимание, что с помощью данных суффиксов образуются слова-названия лиц по роду занятий.
Звуко-буквенный разбор слова шахтёр:
шахтёр [шахт’ор] - 2 слога
ш [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.
а [а] - гласн., безуд.
х [х] - согл., глух., непарн., твёрд. парн.
т [т’] - согл., глух. парн., мягк. парн.
ё [о] - гласн., ударн.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд., парн.
6 б., 6 зв.
Упражнение № 170. Прочитайте.
М..дведица, з..йчата, л..сёнок, скв..рчиха, т..гренок, гр..чата, м..дв..жонок, л..сица, з..йчонок, т..грята, скв..рчонок, гр..чиха, л..сята, з..йчиха, м..дв..жата, т..грица, гр..чонок, скв..рчата.
• Найдите однокоренные слова. От какого слова образовались слова каждой группы?
Медведь → медведица, медвежонок, медвежата;
Заяц → зайчата, зайчонок, зайчиха;
Лиса → лисёнок, лисица, лисята;
Скворец → скворчиха, скворчонок, скворчата;
Тигр → тигрёнок, тигрята, тигрица;
Грач → грачата, грачиха, грачонок.
• Запишите однокоренные слова группами, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы -онок, -ёнок, -ат-, -ят-, -иц-, -их-.
Медвед/иц\а, медвеж/онок\, медвеж/ат\а;
зайч/ат\а, зайч/онок\, зайч/их\а;
лис/ёнок\, лис/иц\а, лис/ят\а;
скворч/их\а, скворч/онок\, скворч/ат\а;
тигр/ёнок\, тигр/ят\а, тигр/иц\а;
грач/ат\а, грач/их\а, грач/онок\.
• Какие суффиксы образуют слова-названия детёнышей животных и выражают ласковое отношение к ним?
-онок, -ёнок, -ат-, -ят.
Упражнение № 171. Прочитайте слова. Образуйте от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов.
Берёза, стакан, ягода, трава, погода, ветер, город, гнездо, карандаш, морковь, дождь, зерно.
Суффиксы : -чик, -ик, -ок, -ышк-, -к-, -инк-.
• Запишите получившиеся слова. Выделите в них суффиксы. Скажите, какое значение они придают словам.
Берёз/к\а, стакан/чик\, ягод/к\а, трав/инк\а, погод/к\а, ветер/ок\, город/ок\, гнёзд/ышк\о, каркндаш/ик\, морков/к\а, дожд/ик\, зёрн/ышк\о.
Эти суффиксы придают уменьшительно-ласкательное значение.
Упражнение № 172. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Во поле б..рёзонька стояла. 2. С листьев д..ждинки скатываются на тр..винки.4 3. Как на тонен..кий л..док выпал белен..кий сн..жок. 4. Даже ноч..ю муравьишка не пропустит свой д..мишко. 5. Плывёт кораблик на в..сток.
1. Во поле берёзонька стояла. 2. С листьев дождинки скатываются на травинки4. 3. Как на тоненький ледок выпал беленький снежок. 4. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко. 5. Плывёт кораблик на восток.
• Объясните написание слов с пропущенными буквами. Найдите в этих словах суффиксы. Какое значение вносит в слово каждый из этих суффиксов?
Берёзонька, восток (словарные слова);
дождинки (дождь), травинки (трáвы), ледок (лёд), снежок (снег), домишко (дом);
тоненький, беленький - ь показывает мягкость согласного;
ночью - разделительный ь.
Эти суффиксы вносят в слова уменьшительно-ласкательное значение.
Разбор предложения:
С листьев дождинки скатываются на травинки.
Скатываются (куда?) на травинки. Скатываются (откуда?) с листьев.
Упражнение № 173. Прочитайте. Объясните название скороговорки.
Скороговорка за обедом
Супница, сметанница, сухарница, салатница, рыбница, горчичница, салфетница, гусятница, сахарница, сырница, конфетница, маслёнка, перечница, уксусница, хлебница, солонка.
М. Яснов
• Объясните значение каждого слова. Почему предметы получили такие названия? Проговорите скороговорку быстро.
Супница - большая глубокая миска с крышкой, из которой суп разливается по тарелкам.
Сметанница - посуда для сметаны.
Сухарница - ваза для сухарей.
Рыбница - посуда для рыбы.
Горчичница - небольшой сосуд для горчицы.
Салфетница - держатель для салфеток.
Гусятница - посуда для тушения мяса гуся (утки).
Сахарница - предмет чайной посуды, предназначенный для хранения сахара.
Сырница - посуда для хранения сыра.
Конфетница - вазочка для конфет.
Маслёнка - столовая посуда для хранения и сервировки сливочного масла.
Перечница - небольшой сосуд для хранения молотого перца с отверстиями.
Уксусница - сосуд для подачи на стол уксуса.
Хлебница - приспособление в виде небольшой коробки для хранения хлеба.
Солонка - небольшой сосуд для соли, подаваемой к столу.
Предеметы посуды получили названия по тем продуктам, предметам, для которых предназначены в обиходе.
• Спишите. Выделите суффиксы -ниц-, -ёнк-, -онк-.
Суп/ниц\а, сметан/ниц\а, сухар/ниц\а, салат/ниц\а, рыб/ниц\а, горчич/ниц\а, салфет/ниц\а, гусят/ниц\а, сахар/ниц\а, сыр/ниц\а, конфет/ниц\а, масл/ёнк\а, переч/ниц\а, уксус/ниц\а, хлеб/ниц\а, сол/онк\а.
Упражнение № 174. Прочитайте. Из какой басни И.Крылова этот отрывок?
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть1
должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!..»
• Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему автор употребил в речи Лисицы именно такие слова?
Голубушка, шейка, глазки, сказки, пёрышки, носок, голосок, светик. Такие слова автор употребляет, чтобы показать, что лисица притворяется ласковой, доброй.
• Спишите. Выделите в именах существительных и именах прилагательных знакомые суффиксы, а в глаголах приставки.
Звуко-буквенный разбор слова быть:
быть [быт’] - 1 слог
б [б] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.,
ы [ы] - гласн., ударн.
т [т’] - согл., глух. парн., мягк. парн.
ь [-]
4 б., 3 зв.
Упражнение № 175. Прочитайте, вставляя пропущенные суффиксы.
Суффиксы: -еньк-, -н-, -ск-, -лив-, -ов-, -ист-.
• Спишите словосочетания, вставляя пропущенные суффиксы. Выделите суффиксы. Подчеркните в корнях словарных слов непроверяемые орфограммы.
Машин/н\ое масло, картин/н\ая галерея, мебель/н\ый магазин, рус/ск\ий язык, город/ск\ой парк, дожд/лив\ая погода, жёлт/еньк\ий цыплёнок, серебр/ист\ый иней, орех/ов\ая скорлупа, малин/ов\ый сок.
• Составьте предложение с любым словосочетанием.
Серебристый иней сверкал на ветвях.
Упражнение № 176. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные при помощи суффикса -оват- или -еват-. Запишите. Выделите суффиксы.
Рыжий — рыжеватый, белый — беловатый, синий — ..., зелёный — ..., серый — ..., красный — ... .
Рыжий — рыж/еват\ый, белый — бел/оват\ый, синий — син/еват\ый, зелёный — зелен/оват\ый, серый — сер/оват\ый, красный — красн/оват\ый.
• В чём различие в значении слов каждой пары? Устно составьте предложения с любой парой имён прилагательных.
Первое слово каждой пары обозначает основной цвет, а второе слово - оттенок.
Мы завели рыжего кота. В лесу я разглядел какой-то рыжеватый гриб.
Упражнение № 177. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе».
• Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил?
• Всмотритесь внимательно: какими вы увидели море, волны? Опишите небо и облака. Какие они? Какими вы представили птиц? Почувствовали ли вы, как легко, свободно и плавно парят они над морем? Куда несётся парусный корабль? Как изобразил его художник? Обратите внимание на скалистый берег. Что вы видите на горных утёсах?
• Чем запомнилась вам эта картина? Поделитесь своими впечатлениями.
• Составьте небольшой текст - описание картины. Запишите.
1 вариант текста:
На картине А. Рылова «В голубом просторе» изображён морской пейзаж, все пространство полотна занято морем и небом, которые сливаются на горизонте, создавая ощущение бесконечного голубого простора.
В синем небе среди белых пушистых облаков летит стая белых лебедей, а под ними плывёт парусник под белыми парусами. Верхняя часть картины пронизана лучами солнца.
Всё на этой картине движется: парят птицы, скользит по воде парусник, перекатываются волны, летят облака.
Картина пробуждает мысли о путешествиях, дальних странах, морских приключениях.
1-й вариант текста:
А. А. Рылов неслучайно дал такое название своей картине. Всё пространство произведения занимает голубой простор бесконечного неба с кучевыми белоснежными облаками. И на его фоне изображены белые лебеди с огромными крыльями. Они парят легко и свободно, будто купаются в тёплых лучах солнца. Внизу тёмно-синяя волнистая поверхность моря. Колыхание волн лёгкое и беззаботное, а по ним скользит парусный кораблик. Он и сам, словно птица, кажется, едва касается воды, парит над нею. Вдали видны заснеженные скалы островов.
Вся картина исполнена плавного, но стремительного движения, полного жизни и света. Во мне это полотно рождает ощущение вырвавшейся на свободу жизни, радостного рождения нового, светлого мира.