Страница 100. Проверь себя
1. Объясните, как найти в словах указанные части слова:
Снежок (корень).
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: снеж)ок — снег), снеж)инка, снеж)ный, за(снеж)енный.
Позвонит (приставка).
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой: по|звонит - звонит, пере|звонит, за|звонит.
Медвежонок (суффикс).
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом: межвеж/онок\ - медведь, медвеж/ата\.
Гроза (окончание).
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова: гроз[а] — гроз[ы] , за гроз[ой], в гроз[у];
2. Докажите, что слова вязать и вязкий не являются однокоренными.
Слова вязать и вязкий не являются однокоренными, потому что у них разное лексическое значение.
Вязать - изготовлять ткань или предметы одежды путём сравнительно неплотного переплетения нитей.
Вязать - вязание, завязать.
Вязкий - тягучий, липкий, клейкий.
Вязкий - вязкость.
3. Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.
Берег, берега, береговой, побережье.
Лишнее слово: берега (форма слова), остальные слова - однокоренные.
Дальний, синий, зимний, соседний.
Лишнее слово: синий (отличается от других слов составом слова: корень, окончание), в остальных - корень, суффикс, окончание.
Солнце, пальто, облако, весна.
Лишнее слово: пальто (употребляются только в одной форме).
4. В какие группы по составу можно объединить данные слова? Назовите часть слов, которая их объединяет.
Белый, побелеть, белизна, голубенький, покраснеть, желтизна, беленький, жёлтый.
Корень-окончание: белый, жёлтый
Корень-суффикс-окончание: белизна, желтизна, голубенький, беленький
Приставка-корень-суффикс-окончание: побелеть, покраснеть
Нарисуйте схему состава выделенного слова и подберите другое слово с таким же составом.
(бел)/еньк\[ий] корень-суффикс-окончание (зёрн)/ышк\[о]
5. Объясните, в каком порядке вы разберёте по составу слова записка и подоконник.
1. Определяем, что слова изменяются, находим окончание (записк[а] - окончание -а, подоконник[] - нулевое).
2. Выделяем в словах основу - часть без окончания (записк-, подоконник-).
3. Находим корень слова, для этого подбираем однокоренные слова (за(пис)ка - пис)ать, под(пис)ать, пере(пис)ать; под(окон)ник - окн)а, окон)ная).
4. Находим приставку. Для этого подбираем однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой: за|писка, под|оконник.
5. Находим в слове суффикс. Для этого подбираем однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом: запис/к\а, подокон/ник\.
6. Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями:
а) «маленькая узкая дорога»;
дорожка
б) «тот, кто строит дороги»;
дорожник
в) прилагательное к слову дорога;
дорожный
г) «трава, растущая вдоль дороги».
подорожник
7. Назовите слово.
Приставка, суффикс и окончание те же, что и в слове подберёзовик, корень — как в слове осинник.
подосиновик