Проверь себя
Упражнение № 1. Прочитайте текст. Определите его тип: это описание, повествование или рассуждение?
Как красива розовая чайка! Её часто называют «Жар-птица Севера». Грудь, шея, голова птицы окрашены в нежный розовый цвет, на шее узкое бархатисто-чёрное ожерелье, вокруг глаз – изящные коралло-красные кольца. Хвост клиновидный белого цвета с чёрным пятном на вершине. Клюв чёрный, ноги красные. Необыкновенно лёгок и красив её полёт.
• Озаглавьте этот текст. Что вы отразили в заголовке: основную мысль или тему?
Ответ:
Тип текста - описание. Заголовок: Жар-птица Севера. Заголовок отражает основную мысль текста.
Упражнение № 2. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Вет...р вес...ло шумит, судно вес...ло б...жит. (А. Пушкин)
2. О чём кр...чат в...робушки в последний день зимы? (В. Берестов)
3. Выб...гай поскорей посм...треть на сн...гирей! (А. Прокофьев)
4. Рыхлый снег т...мнеет в марте. (С. Маршак)
• Дайте характеристику одному из предложений.
• Подчеркните в последнем предложении главные члены. Выпишите словосочетания.
Ветер весело шумит, судно весело бежит. (Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Сложное предложение состоит из двух простых.)
О чём кричат воробушки в последний день зимы?
Выбегай поскорей посмотреть на снегирей!
Рыхлый снег темнеет в марте. (Предложение повеств., невоскл., простое, распр.)Словосочетания: снег рыхлый, темнеет в марте.
Упражнение № 3. Составьте несколько предложений на тему "Добрые дела красят человека". Подготовьтесь разобрать одно из них по членам предложения.
В каждом человеке светит маленькое солнце. Это наша доброта. Добрый человек стремится сделать счастливыми других людей. Добрый человек любит природу и бережёт её.
Упражнение № 4. Составьте и запишите диалог, состоящий из двух предложений-реплик: вопросительного предложения с обращением и повествовательного невосклицательного предложения.
- Маша, где ты была летом?
- Я гостила в деревне у бабушки и дедушки.