Ответы к теме "Афанасий Афанасьевич Фет"

Вопросы и задания на стр. 202

Проверьте себя

1. Вы прочитали небольшой очерк о поэзии Фета. Что в нём для вас оказалось новым, неожиданным?

 В биографии Афанасия Фета новым мне предстали сведения о том, что А. Фет пережил много горестей и страданий в своей судьбе. В итоге даже его фамилия стала нарицательным, Фет ассоциировалось с бед.  "Если спросить,-писал он, - как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им-Фет." В целом оказалось невероятным, то что Фет никак не мог носить имя своего отца, потому что тот вступил в брак с его матерью Шарлоттой Фет. Случилось это после рождения поэта. 

2. Какие стихотворения поэта вам известны? Прочитайте их вслух, когда будете пересказывать статью о Фете.

Великий и знаменитый русский поэт 19 века Афанасий Афанасьевич Фет написал много прекрасных стихотворений о русской природе и о совей Родине. Их читают и изучают в школе уже с первых классов, поэтому известных и популярных стихотворений у А. Фета много.

"Весенний Дождь" в котором потянуло медом и купались воробьи.
"Все вокруг и пестро"- лирическое восьмистишье про нежный лик.
"Ель рукавом мне тропинку" - про то как путник заблудился в лесу и услышал звук рога.
"Еще весны душистой нега" - о ранней весне, когда еще не поет соловей.
"Майская ночь" - о красоте майской ночи.
"Зреет рожь" - про пору жатвы.
"Ива" - в котором ива сравнивается с водопадом.
"Как беден наш язык" - о поэте, который может ловить крылатый звук.
"Ласточки пропали", "На заре ты ее не буди", "Ночь крещенская", "Одинокий дуб", "Печальная береза", "Сосна так темна", "Теплым ветром потянуло", "Я пришел к тебе с приветом".

3. Какие «намёки», краски, звуки наполняют мир стихотворений поэта?

Цитируя его биографию: 
 «Проникая в сердечко природы и человека, Фет познаёт бытие через тонкие намёки, чуть видимые приметы в природе либо людской душе. <...> Фет ценит звук и краску, пластику и запах. Рвение выразить неописуемое через секундную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных параметров поэзии Фета». 


«Ель рукавом мне тропинку завесила...». Фет А.А.

Ответы на вопросы и задания к стр. 203-204

Размышляем о прочитанном

1. Как вы понимаете строки стихотворения: «ель рукавом мне тропинку завесила», «кругом всё гудёт и колышется», «тонко взывающий рог», «сладостен зов мне глашатая медного»?

Ель рукавом мне тропинку завесила - лес кажется непроходимой чащей.
Кругом все гудет и колышется - лес живой, все в нем в движении, от зверей и ветра, который колышет ветви.
Тонко взывающий рог - вдали слышен рожок.
Выражение «Сладостен зов мне глашатая медного!» означает, что ему приятно, сладостно слышать звук рога — «глашатая медного», в который трубят охотники. 

2. Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк (стихов) в стихотворении?

 Передать эмоциональное состояние одинокого путешественника в лесу поэту помогают такие приёмы: 
созвучие (а именно частое повторение гласного звука "У" в первых 6 строчках пробуждает ощущение гула, эха, завывания и само собой ужаса),
употребление коротких и колких предложений, постоянное повторение слова - предложения «Ветер»,
сочетание в одной строке текста четырёх слов состояния (шумно, страшно, обидно, забавно).

Чередование длинных и маленьких строк в стихотворении создаёт ощущение такта, танца. В особенности это передает строка:
...Листья кружатся у ног.

Стр. 204. Творческое задание

О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где «всё гудёт и колышется»? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении («Шумно, и жутко, и грустно, и весело...»)? Или о той радости, которая рождается звуком рожка («тонко взывающий рог»)? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

В стихотворении идет речь об одиноком путнике в лесу. В лесу он встречает множество звуков, всё гудёт и колышется — «Ель рукавом мне тропинку завесила». Возможно, что ему даже немного боязно там находиться в полном одиночестве, потому что шумно и жутко, но в то же время он наслаждается природой.

Путник устал и ему хочется скорее покинуть ставший негостеприимным лес и вот он слышит звук рога. Этот звук вызывает у странника радость, он понимает, что скоро его мытарства закончатся.

Это стихотворение скорее о усталости человека на долгом жизненном пути, чем о природе.

Фонохрестоматия

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?

Актриса читает очень выразительно и проникновенно.

2. Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)?

Это как бы временное и мимолетное состояние, когда всё на миг замерло, успокоилось. Автор рисует перед читателями неподвижную картину, так кажется только вначале.

3. Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу, одновременно? Если да, то когда это было? Почему?

Расскажите о себе.

4. Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?

Лирический герой придает неживой природе свойства живой, мы задумываемся, как ель материнской рукой затронула струны души автора, и чувство очищения, радости бытия, душевного трепета и волнения передаётся с книжной страницы. Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с однородными членами. такие приемы позволяют читателю представить более образно представленную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки– эмоциональный отклик на увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы.

5. Какие чувства звучат в строке «Сладостен звон мне глашатая медного!»? Почему звук рога кажется лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии?

 А вот после, возникающее в шуме ветра смятение развеивается во второй части стихотворения под звуки людского присутствия «тонко взывающий рог» , «зов глашатая медного». Меняется и настрой лирического героя – два восклицательных предложения («Сладостен зов мне глашатая медного! » и «Мёртвые что мне листы!») явно нам говорят об этом.

6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения.

Читаем стих выразительно.


«Ещё майская ночь». Фет А.А.

Вопросы к стр. 206-207

Размышляем о прочитанном

1. Если в предыдущем стихотворении поэт говорит о радостях пробуждающейся от зимы природы, не называя времени года, которое имеется в виду, то в стихотворении «Ещё майская ночь» бурный восторг перед прилетевшим «из царства вьюг и снега» маем. Что же приводит поэта в восторг?

А.А. Фет осознавший свою отрешенность от природы в её галактической бесконечности, всмотрелся в её образ, и тут же был поражен её красотой, гармонией и одухотворенностью: звёзды как будто смотрят человеку «в душу», соловей поёт свою «песнь»... Он открыл для себя мир природы, а заодно и себя самого. Этим нельзя не вдохновляться!

2. Какую художественную роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Чего больше в этом стихотворении — грусти или восторга? В каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю?

Ответы на вопросы 2, 3. Стихотворение начинается двумя мини предложениями, они восклицательные: «Какая ночь! На всём какая нега!». Эта строка не передает нам полноту всей картины ночи, но является явно эмоциональной, мы невольно вспоминаем самую красивую ночь, которую когда-либо знали сами. Таким образом, поэт сразу же вызывает личные ассоциации каждого из читателей, включает в свое переживание...

 Поэт использует аллегории для мира природы: зима представляется ему заколдованным «царством льдов», «царством вьюг и снега» (отметим повтор), из которого май выпархивает подобно магической птице. «Вылетает май»: к олицетворению присоединяется метафора, май сравнивается с птицей, как проклюнувшиеся из почек листочки нередко сравниваются с птенцами, которые высунули из скорлупок свои зеленые клювики. Тепло наступает так стремительно и в один момент, что приход весны после длительных месяцев холода кажется неописуемым, к нему даже тяжело привыкнуть». (По O.A. Ерёминой)

я считаю, что в этом стихотворении всё-таки больше всего восторга и эмоций: здесь так много восклицательных предложений, уверений в том, что эта ночь великолепна. Однако здесь присутствует и чувство грусти, цитирую:

Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.

Фонохрестоматия

«Ещё майская ночь»

1. Какими средствами выразительного чтения актёр усиливает состояние «неги», «тревоги», «любви»?

Средствами выразительного чтения автора и актера считают описание прекрасной майской ночи, когда столь далекие таинственные звезды являются немыми свидетелями любви и неги. Томительное ожидание счастья становится достоянием лишь двоих.

Первое четверостишие, в котором присутствуют восклицательные нотки, читают повышенным тоном, как бы на подъем, одной фразой.
Второе четверостишие читают более мягко до первой запятой, после небольшой паузы тон снова снижают и делают интонационный акцент на словах «тревога» и «любовь».
Третье четверостишие потребует некого дрожания голосе. Внимание здесь акцентируют на словах «застенчиво манит».
Последнее четверостишие читают с понижением интонации в заключительной фразе.

2. Почему последняя строка стихотворения как будто замирает в устах актёра?

Он словно боится, что может уже никогда не напишет ни одной песни. При этом под песней имеется в виду стихи.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, сохранив атмосферу неги и восторга, сохранив плавность стиха.

Читаем стих выразительно.


«Учись у них — у дуба, у берёзы...». Фет А.А.

Ответы на вопросы и задания к стр. 208

Размышляем о прочитанном

1. Почему поэт призывает читателя учиться «у дуба, у берёзы»?
3. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет в своём стихотворении?

Вопросы 1,3. Поэт (А.А. Фет) призывает набираться знаний умений, учиться не просто «у дуба, у берёзы», а у всей природы в целом и общем. Обучаться у природы стоит мужеству, стойкости, упорству, ведь у человека есть свои «зимы» и «метели» — горести, трудности, неприятности. Все их необходимо уметь преодолевать и ожидать своей «весны», как деревья.

2. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней?

 Зима у поэта предстаёт таковой беспощадной, так как это не просто зима, а олицетворение проблем, словно в жизни человека, которые он должен стойко преодолеть, превозмочь. Вот поэтому она — «жестокая пора», метель «всё злей... и... сурово рвёт последние листы», и «за сердечко хватает холод лютый». Но деревья мужественны, они «стоят, молчат». Молчи и ты! Краткосрочные радости ясных вешних дней передают в стихотворении следующие эпитеты и олицетворения: промчится гений, теплом и жизнию дыша, ясные, новые.

4. Как вы понимаете строки: «Учись у них — у дуба, у берёзы», «Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора», «Но верь весне. Её промчится гений...»?

В стихотворении "Учись у них" Афанасий Фет призывает читателя брать пример с природы, с того, что является ее олицетворением. Скажем с деревьев, дуба и березы, которые зимой молча переносят жестокие морозы и непогоду.

Пусть у них бегут слезы и трескается от мороза кора, они стоят все также молча.

В этих строках поэт словно напоминает о том, что иногда следует просто сжав волю и зубы перетерпеть неприятность, переждать. И тогда обязательно придет весна, которой призывает верить Фет. Весна все изменит, природа вновь расцветет, оттают дубы и березы, а человеческое сердце залечит свои раны. В этом стихотворении Фет сравнивает мороз и человеческую грусть и невзгоды, а весну с олицетворяет с пробуждением чувств и с удачными мементами в ней.

Фонохрестоматия

«Учись у них — у дуба, у берёзы...»

1. «Жестокая пора», «застыли слёзы», «всё злей метель», «холод лютый»—эти выражения определяют эмоциональное содержание первых двух строф. При помощи каких средств выразительности актриса передаёт это содержание?

Лексическими средства выразительности являются эпитеты: жестокая пора, холод лютый, злей метель.

2. Какие мысли, чувства поэт утверждает в последней строфе? Какова эмоциональная окраска последних строк?

Если первые две строки стихотворения Фета "Учись у них..." пронизаны безнадежностью и даже можно утверждать что тоской, то вот последняя строка этого стихотворения совсем иная, с другим смыслом. Она не то дарит, она укореняет в нас надежду на лучшее, в ней поэт обещает, что скоро все печали, которые автор ассоциирует с зимой, пройдут. Придет теплая весна и душа переболит, появятся новые желания и новые радости как в природе, так и в жизни. Ничто на свете не длится вечно, ни зима, ни скорбь. В последней строке стиха автор говорит о весне, о том, что все скоро изменится и тяжкие дни пройдут. Все будет хорошо - такова мораль отраженная в последней строке и эта строка дарит нам новую надежду. Надо только перетерпеть, пережить и тогда снова зацветут деревья и вернется радость!

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передавая динамику, движение, развитие эмоционального содержания стихотворения.

Читаем стих выразительно.

Проект

Подготовьте и проведите в классе конкурс на лучшее чтение стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (составьте программу, определите чтецов, критиков, жюри, выберите призы, продумайте художественное оформление и т. д.).