Ответы к теме учебника литературы за 6 класс "Устное народное творчество"
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Стр. 10-12. ГДЗ к вопросам и заданиям
1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
Обычно обрядовым называют фольклор, который исполняют во время праздников, обрядов.
Календарно-обрядовые песни: весенние заклички (от слова кликать), колядки, масленичные песни (исполнялись во время Масленицы), летние хороводные песни, осенние песни.
Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.
2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
Так многие из народных песен можно услышать в фильмах, поставленных по мотивам российских народных сказок. Эти песни исполняют народные ансамбли и хоровые коллективы на праздниках, гуляниях.
3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?
Колядки — это недлинные песенки, которые пелись во время колядования на рождественские празднички. На новогодние празднички пелись щедровки. В этих песнях славили владельцев дома и желали им обеспеченного урожая и обилия.
4. Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
Дерево береза была символом празднования Троицы. Троицкие гулянья проходили вначале лета во время церковного праздничка Троицы. В это время пели песни, гадали, водили хороводы и украшали дома берёзовыми ветками.
5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
Так самыми весёлыми и радостными были масленичные песни. Они исполнялись на Масленицу. Это один из самых весёлых древних праздников, так как он весенний и связан с проводами зимы. Наступает теплый сезон, а значит все рады и веселы этому.
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!
Обогащайте свою речь
Объясните значение слов: «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».
Жито — любой хлеб в зерне либо на корню (растение). На севере житом зовут ячмень, на юге — рожь, на востоке — всякий яровой хлеб.
Толокно — мука из поджаренного (заранее заваренного) и очищенного овса.
Лапти — плетёная обувь из лыка, как правило липы, обхватывающая только ступню ноги.
Серп — ручное орудие труда в виде изогнутого полукруглого ножика с зазубринами на лезвии для срезания хлебных злаков.
Жать — действие, когда срезают под корень стебли злаков. Ранее жали серпом (см. описание выше), на данный момент жнут комбайнами.
Учимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитеты.
Выполните задание самостоятельно.
Литература и другие виды искусства
Народная обрядовая поэзия привлекала многих русских Писателей (авторов), композиторов и художников: А.С. Пушкин, Н. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, а также М. Глинку, Н. Римского- Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова и др. Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?
Писателей (авторов), композиторов и живописцев народная обрядовая поэзия заинтересовывала так как в ней более очень выразилась связь с природой, историей и душой российского народа.
Фонохрестоматия
Песни
Колядки
Обряд колядования — это действие по обходу дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за то подарков — существовал у всех славянских народов. Песни, которые при этом исполнялись, на Руси назывались по-разному: «колядки» (на юге страны), «овсень» (в центральных областях), «виноградье» (на севере). Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце — требование подарков.
1. Какая из прослушанных вами песен соответствует традиционной композиции поздравления и требования подарков?
«Коляда, ходя, бродя..,»
2. Первая из прозвучавших песен «Коляда, ходя, бродя...» содержит пожелание добра, достатка, здоровья хозяевам двора, в который пришли колядующие. Каким образом это пожелание выражено?
Само пожелание выражено путем описание двора с привязанным к столбу вороным конем, а это может означать пожелание добра, достатка, здоровья хозяевам двора, в который пришли колядующие.
3. Как вы думаете, какая из колядок могла быть записана на юге страны, а какая — в центральных областях России?
На уроке литературы мы прослушали в фонохрестоматии две колядки. Одна "Приходила коляда накануне Рождества", а вторая "Коляда, ходя бродя".
Первая имеет явное отношение к встрече Рождества, это зимняя обрядовая песня, веселая и беззаботная. В ней призывается встречать Новый год, подниматься с постели, выходить во двор и доставать пятачки. Эта колядка вполне могла быть написана в центральной России, но ее же могли петь и люди в южных регионах страны. Ведь сам праздник Рождества был желаем везде. И все-таки именно эту колядку мы отнесем к тем, которые с большей вероятностью были написаны в центральной части России.
Вторая коляда содержит упоминание службы казака, а про саму коляду говорится, что она служит службу с шашечкой и ружьячками. То есть мы можем предположить, что писалась она в южных регионах страны, там где действительно стояло казацкое войско, где конь вороной был верным помощником в охране родных земель. Коляда под названием "Коляда, ходя, бродя" очевидно написана на юге России.
4. Какая из колядок вам понравилась больше? Почему?
Отвечаем по своим предпочтениям.
5. Кто из вас слышал другие колядки? Где это было? О чём пелось в тех колядках?
К примеру, на празднике проводов зимы - Масленицы.
Масленичные песни
Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось — она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.
1. В какой из прослушанных вами песен речь идёт о завершении масленичных праздников, о проводах Масленицы? Каково отношение поющих к Масленице?
Отношение к Масленицу было различным. В песнях о встрече она предстает сивой, белой, румяной, нарядной. В песнях о проводах Масленицы она.«кпивошеея", "полошеея", ''кургузая" баба, грязнуля, обжора ("блипоеда" "полизуха"), забияка ("колотуха"), воровка ("обируха"), врунья ("обмануха").
2. В какой песне речь идёт о встрече и о проводах Масленицы? Какими словами встречают Масленицу? С каким настроением её провожают? Почему Масленица то «любая моя», то «обманка»?
В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось — она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкур — гузка»; главная вина Масленицы состояла в том что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.
3. Приходилось ли вам участвовать в праздниках проводов зимы, а может быть, вы видели настоящие масленичные праздники? Расскажите о них, о ваших впечатлениях. Какие песни пелись на этих праздниках? Похожи ли они по манере исполнения на те, которые вы прослушали? Если различаются, то чем?
Здесь можно рассказать о том, как вы были на празднике посвященном проводам зимы (Маслинице).
Проект
Подготовьте праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок до осенних, связанных со сбором урожая). Продумайте оформление сцены и зала, отберите песни, выучите их, попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен.
Стоит начать с краткого экскурса в историю праздника. Написать о том, как наши предки поклонялись Богам, и что на Руси существовало язычество, до принятия христианской веры. Именно оно стало основой для праздника, что символизируется сжиганием чучела. Необходимо описать, что сегодня этот праздник не вызывает особых религиозных значений, так как не соответствует нашей основной религии, а лишь считается данью уважения нашим корням, нашим предкам, нашим обычаям.
Пословицы и поговорки
Стр. 16-17. Ответы на вопросы и задания
Обогащайте свою речь
1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
В пословицах люди говорят о многом, в том числе о наилучших и дурных человечьих качествах: о труде, семье, воспитании, об отношении к обязательствам и поведению человека, о дружбе, о лентяях и болтунах. Пословицы просто запоминаются, так как они коротки, в их есть ритм и часто рифма. И пословица, и поговорка — это короткое меткое изречение. Пословица содержит законченную идея, а поговорка — это часть суждения без вывода. Вывод мы делаем сами, анализируя поговорку.
2. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость».
I. Родина.
II. Дружба.
III. Трудолюбие.
IV. Учение.
V. Лень.
VI. Трусость
VII. Глупость.
3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.
Пословицы о судьбе.
Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Что ни делается, всё к лучшему.
Придёт солнышко и к нашим окошечкам.
Пословицы о счастье.
Счастье без ума нипочём.
Счастье со счастьем сойдётся, а без ума не разминётся. Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Пословицы о терпении и надежде.
Топор своего дорубится.
Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Пословицы о муже и жене.
Жена не сапог, с ноги не скинешь.
Не наряд жену красит — домостройство.
Муж и жена — одна душа.
Пословицы о языке и речи.
Пословицы и поговорки
Язык мал, великим человеком ворочает.
Язык языку ответ даёт, а голова смекает.
Язык до Киева доведёт.
4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный вин», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.
Пословицы, которые возникли из басен И.А. Крылова:
«Сильнее кошки зверя нет» — басня «Мышь и Крыса»; «А Васька слушает да ест» — басня «Кот и Повар»;
«У сильного всегда бессильный вин» — басня «Волк и Ягнёнок»;
«Слона-то я и не приметил» — басня «Любопытный»; «А воз и ныне там» — басня «Лебедь, Щука и Рак».
Развиваем свою речь
1. Определите смысл поговорок:
«Заткнуть за пояс» —победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» —
«При царе Горохе» —
«Медведь на ухо наступил» —
Составьте предложения с этими поговорками.
«Рвёт и мечет» — говорят о человеке, который возмущается чем-то и эмоционально выражает это возмущение.
«При царе Горохе» — так говорят о том, что было очень давно, и неизвестно, было ли это вообще.
«Медведь на ухо наступил» — говорят о человеке, у которого нет слуха.
2. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.
Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что о пословице нельзя составлять или высказывать какое-нибудь мнение, потому что она сама есть суждение.
3. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
«Видит око, да зуб неймёт»: то, что видят глаза, иногда невозможно взять.
«Дорого, да мило, дёшево, да гнило»: хочется купить дешёвое, но дешёвое, как правило, бывает плохого качества; а то, что нравится, что мило, обычно бывает дорого.
«Делить шкуру неубитого медведя»: говорить о результате дела, которое ещё не сделано.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: прежде чем сделать дело, надо хорошо подумать.
«Близок локоток, да не укусишь»: то, что кажется близко, иногда невозможно бывает достать.
«Мал золотник, да дорог»: не всегда бывает дорогим то, что большое по размерам. Золота может быть мало, но оно всё равно будет очень дорогое.
4. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?
Пословицы и поговорки украшают речь, делают ее более образной. Можно использовать любые из них чтобы выразить эмоциональный настрой и добавить значимости своей речи.
5. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:
Пень не околица, глупая речь не пословица.
Своя земля и в горсти мила.
Век живи — век учись.
Делу время — потехе час.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Красно говорит, а слушать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
6. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.
Примеры рифмы в пословицах:
Грамоте учиться всегда пригодится.
Чего в детстве просим, то под старость бросим.
На всякого Егорку есть поговорка.
7. Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
На одном из уроков математики проходила контрольная работа. Леша взглянул на задания и ухмыльнулся. Он подумал, что быстро справится с контрольной и у него даже останется время, чтобы порисовать. Леша начал решать уравнение. Он не хотел тратить на решение слишком много времени и сил, поэтому считал всё в уме и примерно, а потом записывал сразу в чистовик. В итоге, он сделал все быстро и не стал проверять. Леша отложил листочек в сторону и, довольный, принялся рисовать человечков в своем черновике.
Однако когда выдали результаты работы, то у Леша на листочке стояла большая и наглая, пузатая двойка. Парень, конечно же, огорчился. Он понял, что все-таки нужно было проверить свои ответы расчетами на черновике, а уж потом записывать. Поэтом здесь очень актуальна пословица, - семь раз отмерь, один раз отрежь!
Проект
Делаем самостоятельно.