Ответы к главе "Николай Алексеевич Некрасов" учебника литературы Коровиной за 6 класс

Вопросы к стр. 212

Проверьте себя

Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?

На творчество Н.А. Некрасова повлияли прежде всего его детские и отроческие воспоминания: жизнь в имении отца, волжские просторы, не простая обстановка в семье, любовь к чтению, жизнь в тяжёлой нужде когда он перебрался в Петербург.

Железная дорога. Некрасов Н.А.

Ответы на вопросы и задания к стр. 220 - 221

Размышляем о прочитанном

1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?

 Во время написания произведения, а это где-то (1870-е годы) было весьма модно, если так можно сказать, изображать близость к народу. Однако зачастую такая мода носила весьма показательный характер и не более. Так вы в эпиграфе папаша - генерал одевает собственного отпрыска в простонародную одежку, в кучерский армячок. Этим он и отдаёт дань моде, однако отвечая на вопрос отпрыска, указывает настоящее отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу выстроил королевский министр, а не люд. Вот и все отношение...

2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

Мы можем утверждать, что человек, который так представил и описал картину природы, ощущает себя очень вялым и слабым. Он не высыпается, живёт без просвета на лучшее, тоскует по «родимой Руси». Простонародное слово «ядрёный» говорит нам о том, что человек этот не чуждается народного языка и весьма часто употребляет в поэтической речи слово, которое в то время не относилось к поэтической лексике.

В целом картина природы, нарисованная в первой части стиха, противопоставляется диссонансу публичных отношений в обществе!

В целом можно утверждать, что картинки природы сопоставлены разговору с соседями по вагону. Некрасов употребляет приём антитезы, чтоб выделить контраст меж согласием в природе и противоречием в мире людей.

3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?

Некрасов именует голод царём, все дело в том, что именно он правит людьми, именно он заставляет, приказывает делать тяжёлую и порой непосильную работу. Чтоб избавиться от голода, люди должны заработать деньги хоть какие-то деньги, вырастить хлеб, заниматься торговлей. Цитирую:

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.

Также Н.А. Некрасов намекает на то, что в голоде, который испытывает огромное количество людей, повинен глава страны, то есть царь.

4. Как вы понимаете строки:
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе?..
Какая мысль выражена антитезой?

Некрасов в этих строках стиха сопоставляет жизнь и борьбу — бесплодным дебрям и гробу, другими словами, - жизни ради погибели. При помощи антитезы выражена идея о том, что людям приходится отдавать свою жизнь лишь для того, чтоб прожить ради факта существования, а не ради настоящих благ.

5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?

Слова «божии ратники, мирные дети труда» означают одно, что бог всё видит и он все равно на стороне тех, кто умиротворенно и честно трудится не жалея своих сил.

Из песни трудящихся мы узнаём о тяжёлых условиях этого самого труда. Мы узнаем об угнетении и жестокостях со стороны начальства при строительстве железной дороги, о том, что много людей погибло на этом стройке, чтоб другие могли ездить на этих самых поездах. Другими словами могли «плоды пожинать». Песня пробуждает чувство тоски, возмущения, несправедливости со стороны «грамотеев-десятников» и начальства.

6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?

Поэт (Некрасов) пишет о том, что важной особенностью народа является привычка к труду, непомерное народное терпение, выносливость. Знание этих особенностей позволяет Некрасову верить в лучшее будущее. Он говорит о будущем с надеждой и сожалением, ведь ему не придётся «жить в эту пору прекрасную».

7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?

Генерал высказывается так, что люд не способен сделать ничего ценного, полезного и красивого. Он говорит так:

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!

При этом генерал характеризует народ такими словами:

Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..

А вот отношение автора к изображаемому обратное. Герой в стихотворении хочет донести до мальчишки Вани, что именно простой люд создаёт богатства и блага, которыми гордится страна.

8. Почему стихотворение обращено к детям?

Стихотворение посвящено детям, так как именно они не имеют стереотипов и шаблонов,  именно они имеют возможность изменить представление о мире, они могут сделать мир другим, более справедливым.

В стихотворении описана картина далёкого прошлого.

Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

Не смотря на то, что стих написан давно, он до сих пор актуален и весьма современен, если говорить о тех проблемах, что все те же с давних времен. 

Творческое задание

В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

Общественные проблемы остались все те же, что и много лет назад. Простой люд, который трудится и создает, порой выживает и не более. У него нет особой надежды на светлое будущее, что говорится работает за еду. При этом у современных олигархов и что обидно чиновников, слуг народа, зачастую такое мнение, что народ большего и не достоин!

Стр. 220. Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

Картина художника К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» весьма близка по смыслу к стихотворению поэта Некрасова. Дело в том, что она показывает тяжёлый физический труд российских мужиков. однако есть и разница, стих имеет какое-то продолжение в виде надежды на лучшее будущее, а вот смотря на картину такой надежды нет.

Стр. 221. Фонохрестоматия

«Железная дорога»

1. Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентируют слова: славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразья в природе; всё хорошо под сиянием лунным?

Начало стихотворения является началом для создания контраста, как в столь прекрасной стране, при таких красотах живет народ, "хозяин" страны.

Ведь в стихотворении Некрасова "Железная дорога" описан рабский труд крепостных, которых согнали на строительство этой железной дороги. В целом это весьма тяжкое и мрачное событие, не смотря на то, что это то, что это созидательное предприятие, ведь для многих оно заканчивалось смертью от голода и непосильной работы, от невыносимых условий труда и низкого уровня жизни и бытовых условий.

 Дабы подчеркнуть контраст с этим строительством, поэт как раз в начале стихотворения и описывает прекрасную осеннюю природу. Славную осень, как он сам ее называет. Он показывает красоту осени, красоты природы, и противопоставляет ее уродству и безобразию человеческой деятельности. Он показывает читателю, как прекрасна природа и как страшно бывает вмешательства человека, если все делать напролом, а не по уму. На этом контрасте Некрасов показывает нам все ужасы работы крестьян. Он показывает как варварски люди относятся к себе подобным, как ужасен крепостной труд.

Ведь сколько жизней унесло строительство этой железной дороги, в каких условиях приходилось работать крепостным. В итоге как выясняется жизнь работяг не стоила ни гроша, а рядом с ними была такая красота, которая не смогла что-либо изменить в их судьбе.

2. Какой приём использовал поэт, сначала дав описание славной осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? Как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?

Автор использует прием антитезы, то есть противопоставления. Он описывает  прекрасную осеннюю природу, восхищаясь ее красотой, чтобы читатель еще ярче мог прочувствовать страшные безобразия, которые творятся в человеческой жизни (голод, смерть). А вот в природе все прекрасно: ясные тихие дни, покой и простор, это контрастирует с реальными картинами жизни человека.

3. На чьей стороне актёр в споре поэта и генерала? Как позиция актёра выражена в его чтении?

 Мне видится, что актер находится на стороне поэта. Он тоже не согласен с тем, что строительство железной дороги стоило таких огромных человеческих жертв. А вот генерал в произведении находится на стороне властей, которые собрали крестьян для рабского труда, который губит жизни многих из них. Однако автор не считает, что народ правильно ведет себя в этой ситуации. Некрасов показывает в произведении, что крестьяне сами виноваты в таком отношении, они благодарны начальникам за любую снисходительность, даже если она не более чем подачка, как скажем бочка спирта, которую им преподносят ко дню завершения работ.

4. Какой приём используют поэт и актёр, изображая «светлую сторону» истории о строительстве железной дороги? С каким чувством актёр читает слова «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал...»?

Антитеза (противопоставление). Автор привлекает внимание читателя, это помогает акцентировать внимание на главном, ярче нарисовать обстановку того или иного времени и места.

5. «Железная дорога» — стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли, современные и для наших дней? Найдите эти строки, подготовьте развёрнутый устный ответ с обоснованием современного звучания произведения Н. А. Некрасова.

В самом стихотворении есть мысли о силе духа русского народа и работяг, о его тяжелой доле, но с верой в светлое будущее. Это актуально и сегодня.

"Вынес достаточно русский народ
Вынес и эту дорогу железную,
Вынесет всё, Что господь ни пошлёт"

6. Подготовьте выразительное чтение одной из глав стихотворения.

Читаем стих выразительно.

Трехсложные размеры стиха

Стр. 223. Проверьте себя

1. Запомните названия стихотворных размеров и их схемы. Рассмотрите таблицу. Назовите авторов приведённых строк.

A.C. Пушкин: «Буря мглою небо кроет...»
«Мой первый друг, мой друг бесценный!»

М.Ю. Лермонтов: «Тучки небесные, вечные странники!»
«В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли».
«Не грусти, дорогая соседка...» (Стихотворение «Соседка».

2. Определите размер стиха в следующих строках из стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова:

«Я ль на свете всех милее...» — хорей.
«Подруга дней моих суровых...» — ямб.
«Сижу за решёткой в темнице сырой...» — анапест.
«Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила...» — дактиль.
«На севере диком стоит одиноко...» — амфибрахий.
«Белеет парус одинокой...» — ямб.
«Утром в путь она умчалась рано...» — хорей.
«В море царевич купает коня...» — дактиль.