Раздел "Произведения русских Писателей (авторов) XIX века"

Ответы к теме "Александр Сергеевич Пушкин"

Вопросы и задания на стр. 51-52

Проверьте себя

1. Вы прочитали статьи о детстве поэта, его занятиях в библиотеке отца, чтении русской и французской литературы, статьи о лицейских годах (лицейских учителях, друзьях, лицейских годовщинах). Какие размышления вызвали у вас эти сведения о великом русском поэте?

 Все что я прочитал, позволило мне сделать вывод о том, что на формирование личности великого поэта большое влияние оказали его занятия в библиотеке отца, чтение в то время современной русской и французской литературы, а впоследствии годы обучения в лицее, где у поэта произошло, становление характера, нашлись, друзья на всю оставшуюся жизнь. Ведь многие из них стали декабристами. а это говорит кое о чем. Там поэт воспитал в себе свободолюбивый дух и в чем-то в своем мастерстве превзошел учителей.

2. Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др.).

 Своё название (Алекса́ндровский) Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, где в древние времена находился храм Аполлона (бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии), в саду которого размещался известный «гимнасий» Аристотеля. Императорский лицей в Санкт- Петербурге, по плану его учредителей, был символическим продолжением славных традиций древнего Лицея.

 Александр I, учредитель лицея, организовал Лицей благодаря помощи М. М. Сперанского, который замыслил его в качестве привилегированного, престижного учебного заведения, созданного для обучения и воспитания дворянских деток, с тем, чтоб по окончании учебного заведения его выпускники были бы причастны к «важным частям службы государственной».

 Открытие Лицея состоялось осенью 12 октября 1811 года, на обучение в нём было принято 30 мальчишек. Обстановка открытия нового учебного заведения была праздничной, как и полагается. На открытии присутствовал сам император и высшие сановники страны. Перед гостями с праздничными речами выступили директор Лицея В. Ф. Малиновский, доктора Лицея Н. Ф. Кошанский и Куницын.

 Вот как описываются помещения лицея. «На нижнем этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором — столовая, буфетная, поликлиника, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на 3-ем — актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека <...>, газетная комната, на четвёртом — комнаты воспитанников, обставленные очень робко: стол с необходимыми принадлежностями, конторка для занятий, стул, комод, крь с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, умывальник».

 Что относительно лицейской формы, то ее можно описать как: голубые двубортные сюртуки с красными стоячими воротничками, с красным кантом на манжетах, голубой суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные штаны голубого сукна, полусапожки.

 Распорядок дня лицеистов был таков: подъем в 6 утра: утренние процедуры, молитва. 7.00-9.00 — занятия. 9.00 — чай. 10.00—12.0- занятия. 12.00-13.00 — прогулка. 13.00 — обед. 14.0- 15.00 — чистописание либо рисование. 15.00—17.00 — другие уроки. 17.00 — чай, потом до 18.00 — прогулка. 18.0- 20.30— повторение уроков. 20.30 — ужин, после до 22.00 — отдых. 22.00 — молитва и отход ко сну.

По уровню осваиваемых знаний Лицей приравнивался к ВУЗам. Обучение в нём было рассчитано на 6 лет.

Лицей был учреждением, который разом объединял и образование и воспитание, а лозунг был таков - «для общей пользы».

3. Каких лицеистов — друзей Пушкина вы знаете?

И. Пущин (декабрист), А. Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер (декабрист), Иван Малиновский, Н.А. Корсаков

4. Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?

В Лицее было 6 профессоров, один священнослужитель, два адъюнкта и 6 учителей изящных искусств и гимнастических упражнений.

А.С. Пушкин в особенности запомнил А.П. Куницына (нравственные и политические науки), Н. Ф. Кошанского (латинская и российская словесность) и заменившего его А. И. Галича (знаток старого и нового искусства), Д. И. де Будри (французская словесность), Ф. М. Гауеншильда (германская словесность), И. К. Кайданова (исторические науки), Я. И. Карцова (математика, физика).

5. Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

Лицеисты весьма щепетильно относились к своей лицейской дружбе и годам учебы в лицее. Они помнили о своей особенной учебе и после выпуска из лицея устраивали ежегодные встречи - 12 октября. Пушкин очень ценил эти встречи и даже написал несколько стихотворений по этому поводу.

Творческое задание

1. Чем интересен для вас лицейский период жизни А. С. Пушкина (особенности организации и жизни Лицея, обучения)?

А. С. Пушкин очень любил своё место учёбы и в целом много уделял времени учёбе. После того, как он прошёл экзамен по поступлению в Лицей, он должен был учится там ещё 6 лет. В Лицее существовала форма, были довольно стандартные правила. Он называл Лицей своим вторым домом.

2. Подготовьте рассказ о детстве поэта (на основе прочитанного в классе) или о лицейских годах (на материале прочитанных вами статей).

 Рождение поэта. 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года  в старинной дворянской семье, в Москве, у Сергея Львовича Пушкина и супруги его, Надежды Осиповны, в доме на Немецкой улице, родился сын, которому дали имя Александр. Это и был будущий великий писатель А.С. Пушкин. Род Пушкиных – древний: родословная их идёт со времён Александра Невского. Пушкины были известны при Иване Грозном, во времена Петра, Екатерины Второй.

 Что касательно матери А. С. Пушкина, Надежда Осиповна, — внучка знаменитого арапа, любимца Петра Великого, Абрама Петровича Ганнибала. От прадеда по матери, будущий поэт унаследовал, отчасти, внешность, — смуглый цвет лица, курчавые волосы, частично и душевное состояние: пылкость, прямоту, горячность слова.

 Ребёнком до 7 - 8 лет Пушкин особо ничем не выделялся; был не разговорчив, не любил шумных игр; был сосредоточен и наблюдателен, любил слушать в безмолвной тиши рассказы бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал и сказки няни, Арины Родионовны. Бабушка и няня баловали мальчишку и были по душе ближе отца и мамы, так как родители не особенно ласкали его и порой проводили с ним меньше времени.

Мать и отец А. С. Пушкина жили сами по себе, своей светской, праздной жизнью, на даровом крестьянском труде; дети их жили своей, особой жизнью, предоставленные заботам наёмных гувернёров и крепостной дворни.

 В то время домашнее образование у русских дворян, увлечённых всем французским, — французскими модами, остроумием, лёгкостью мысли, обычаями, вообще всем иностранным, поручалось, по большей части, французам – гувернёрам и старым дядькам да мамкам, из крепостных холопов. Так это было и в семье Пушкина.

 Александр – мальчик достаточно замкнутый, жил в родительском доме в стороне от всех. Он быстро научился читать и просиживал часто целыми днями, читая с жадностью всё, что ни попадалось ему под руку в библиотеке его отца, где по большей части были книги почти одних французских Писателей (авторов). Мальчик так увлёкся произведениями этих Писателей (авторов), что на девятом году, подражая им, начал писать сам довольно звучные французские стихи. У него была отличная память, и, по словам брата его Льва, на одиннадцатом году знал наизусть почти все французские книги из библиотеки отца.

 У Александра были однако и свои увлечения. Мальчик проявлял большое уважение к писателям, которые посещали дом Пушкиных. Саше не было ещё и шести годов от роду, но он уже понимал, что писатель Н.М. Карамзин – человек особый, не такой, как все. Мальчуган Александр внимательно слушал Карамзина и не сводил с него глаз. И не только с него. Признанные литераторы – Жуковский, Дмитриев, Батюшков были частыми гостями у Надежды Осиповны и Сергея Львовича. Их речи были интересны юному Пушкину. Мэтры озвучивали свои новые работы, беседовали о литературе. И Александр с книгой в руках прислушивался к их неторопливым речам.

 Просто необходимо отметить тот факт, что ни у одного русского писателя не было таких уникальных условий в его детстве (в плане знакомства с великими людьми той эпохи), как у юного Пушкина. Четыре выдающихся личности – Карамзин, Жуковский, Батюшков, Дмитриев, окружающие его с детства, говорящие с ним – это что-нибудь да значит!

 В 11 лет дядя поэта, Василий Львович, отвёз Александра Пушкина в Санкт-Петербург для определения его в Царскосельский лицей. Закончил Лицей будущий поэт в 1817 году. Годы, проведённые Пушкиным в Лицее, были сложными, приходилось приложить немало усилий, осваивая точные науки (математику скажем). Эти годы остались в памяти Александра Сергеевича навсегда.

 Детство А.С. Пушкина особая и важная глава в его жизни. Будущий великий поэт уже в детстве много читал и довольно много узнал. Мальчик владел французским языком, с гувернанткой-немкой изучал немецкий, с гувернанткой-англичанкой — английский язык. Он уже тогда писал стихи, и разыгрывал перед сестрой Ольгой маленькие комедии. Пробовал сочинять даже басни и изучал французскую литературу. Слушал внимательно русские сказки и былины, обучался русскому языку. Его преподавателем был литератор-переводчик Александр Иванович Беликов, священник Мариинского института.

 Будущая  России в детские годы даром времени не терял. Он освоил многое. И это ему очень пригодилось в жизни.

3. Рассмотрите фотографии Лицея и портреты лицеистов — друзей Пушкина. Прочитайте о них в школьном энциклопедическом словаре «А. С. Пушкин». Подготовьте рассказ об одном из них.

 Иван Иванович Пущин — (1798, Москва - 1859, имение Марьино, Бронницкий уезд Московской губернии (сегодня это Раменский район Московской области). Ближайший товарищ Пушкина по лицею, друг.
После окончания Лицея Пущин вступил в особое тайное общество. Он являлся одним из основателей "Северного общества", принадлежал к наиболее революционному его крылу.
 В 1823 году Пущин вышел из гвардии, при этом он демонстративно оставил блестящую военную карьеру, которая открывалась перед ним! После поступил в надворные судьи петербургской уголовной палаты. В этой весьма скромной должности он активно боролся против взяточничества, несправедливости, кумовства.
 14 декабря 1825 года (восстание декабристов) И. Пущин находился среди восставших, действовал энергично и хладнокровно. На следующий день после восстания лицейский товарищ его A.M. Горчаков предлагал ему устроить побег за границу, но И. Пущин отказался: он хотел разделить участь товарищей - декабристов.

 Дружба Пушкина и Пущина началась с первых лицейских дней. Многие лицейские стихи (или строки в стихах) Пушкина посвящены Пущину ("К Пущину", "Воспоминание", "Мое завещание", "Пирующие студенты", "В альбом Пущину" и др.).
Друзья часто виделись и после окончания лицея, до южной ссылки А.С. Пушкина. В январе 1825 года Иван Пущин посетил ссыльного Пушкина в Михайловском. Эта встреча друзей была последней. Через год, когда И. Пущин уже был заключен в крепость, поэт вновь вспоминает об этом последнем свидании в стихотворении строками "Мой первый друг, мой друг бесценный!". Умирая, Пушкин вспомнил о далеком друге, говорил, что ему было бы легче, в случае если рядом был бы Иван Пущин.
И.И. Пущин оставил воспоминания о своих встречах с великим поэтом в произведении — "Записки о Пушкине".


И.И. Пущину

Стр. 53. Проверьте себя

1. К кому обращено стихотворение? Какие слова подчёркивают печальное настроение ссыльного поэта?

 Это стихотворение посвящено И. И. Пущину, навестившему поэта в Михайловском в трудные годы ссылки после событий 14 декабря 1825 г.. Унылое настроение ссыльного поэта подчеркивают следующие слова: «двор уединённый», «печальным», «занесённый», «заточенье».

2. На что надеется Пушкин? Какие строки напоминают о лицейском братстве?

Пушкин надеется, что его послание - стих напомнит Пущину о былом и хорошем, что хоть на миг вернет приятные моменты, которые они испытывали при встрече друг с другом. О лицейском братстве напоминают такие слова: «друг», «лучом лицейских ясных дней».

3. Используя какие приёмы (эпитеты, обращения и др.), Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?

А.С. Пушкин употребляет обращения (Мой 1-ый друг, мой друг неоценимый!) и эпитеты (бесценный, уединенный, печальным, занесенный, святое, ясных).

Фонохрестоматия

«И. И. Пущину»

1. Какими средствами художественного чтения актёру удаётся передать настроение светлой грусти и благодарности другу за приезд в Михайловское?

Интонацией, громкостью речи, ритмом, темпом, тембром, паузами.

2. Какие чувства передал актёр во второй части стихотворения?

Грусть будто нет выхода и всё кажется безнадёжно.

3. Подготовьте чтение стихотворения, выразив в нём чувства дружбы, поддержки, утешения, обращённые к ссыльному другу.

Читаем выразительно стих.


Узник. Пушкин А.С

Ответы на вопросы и задания к стр. 54-55 

Размышляем о прочитанном

1. Когда и в связи с чем написано стихотворение?

Стихотворение написано в 1822 году в кишинёвской ссылке поэта. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?
4. Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?
5. Продумайте, почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?

2, 4, 5. ...любая строка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово никогда не встречается в тексте. Свобода чувствуется тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать.

Стихотворение выстроено на антогонизмах. Слову «сижу» противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решётке и сырой темнице — горы, тучи, морские края. В первой строчке два товарища — арестант и орёл, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орёл и ветер. Неизменный эпитет ветра в произведениях устного народного творчества — «вольный»; эта жажда движения подчёркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные птицы...») и повторением слова «пора»: «...пора, брат, пора!» В этом повторении трижды встречается буква [р], что создаёт словно какое-то рычание, негодование, а вместе с тем стремление к движению и свободе.

3. Почему поэт подчёркивает, что «орёл молодой» «вскормлённый в неволе»? Как вы это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?

Устно.

6. Какое чувство выражено в стихотворении сильнее — грусть или надежда?

Как по пословице, надежда умирает последней, так и по этому стихотворению кажется, что поэт до последнего надеяться на лучший исход.

7. Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?

Все просто. Тогда в XIX веке в России все еще было крепостное право. Само собой такую судьбу поэта многие невольно сопоставляли и с собой и с другими людьми. Стихотворение было обречено на популярность. Люди возлагал надежды на освобождение, на отказ от крепостного права, и песня на стихи поэта в этом помогала.

Фонохрестоматия

«Узник»

1. Как актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими средствами выразительного чтения актёр передал движение к бескрайним просторам свободы?

Интонацией, темпом, тембром.

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь при этом противопоставить чувству угнетённости и обречённости (в первой части произведения) ощущение простора, света и свободы (в финале стихотворения).

Читаем.


Зимнее утро. Пушкин А.С

Ответы на вопросы и задания к стр. 56-57

Размышляем о прочитанном

1. Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?

 При чтении стихотворения "Зимнее утро" появляется радостное чувство, ведь поэт смог передать красоту родной природы, своё желание не просто увидеть эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. А.С. Пушкин пишет о движении. Поэт обращается и призывает будто бы не только лишь красотку, а самого читателя: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и сберегал.

Пушкин открыл для меня, что казуальными словами можно передать и удовлетворенность, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение сразу. Стих получился по-особенному восхитителен! 

2. Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Каковы картины зимнего утра? В стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин, противоположных по настроению. Такой приём называется антитезой.

 В этом стихотворении Пушкин употребляет антогонизм для того, чтоб, вспоминая о вчерашней вьюге, выделить удовлетворенность и торжество солнечного утра. А.С. Пушкин противопоставляет «вечор» и «день чудесный», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Такое применение противоречий и противопоставлений, придаёт этому стихотворению необыкновенную выразительность.

3. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину так просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроениях, которые появляются в душе поэта, вспоминающего вьюгу, созерцающего сверкающие картины зимнего морозного утра?

Применяемые сравнения: «луна, как бледное пятно».

Автор ассоциирует белый снег с прекрасными коврами, так как хочет кратко сказать, что снег покрывает землю, будто бы равномерное полотно, и сверкает на солнце бликами, как сказочный ковёр. В этом сопоставлении выражено чувство восхищения красотой природы.

Фонохрестоматия

«Зимнее утро»

1. Какие эпитеты находит поэт, чтобы выразить восторг, ликование, радость? Какие эпитеты характеризуют вечер накануне солнечного утра?

Чудесный, прелестный, великолепными, приятно.

2. Как актёр своим чтением помогает нам пережить радость утра и печаль вечера?

Помогает своей интонацией.

3. Постоянна ли радость лирического героя? Какие чувства он переживает в финале стихотворения? Как актёр показывает произошедшую смену настроения?

Не во всех строках стиха преобладает чувство радости. Во второй строчке мы понимаем, что еще вчера были вьюга и метель, а девушка из произведения тогда еще "печальная сидела". Однако к концу стихотворения герой снова переносит читателей в атмосферу счастья и приятной ностальгии.

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь при этом передать движение, изменение чувств, настроений, переживаемых лирическим героем.

Читаем выразительно.

Совершенствуйте свою речь

Как вы понимаете слова и строки из стихотворения: «друг прелестный», «открой сомкнуты негой взоры», «вьюга злилась», «луна, как бледное пятно», «северной Авроры», «прозрачный лес один чернеет», «предадимся бегу»?

Друг прелестный — особо ценный друг
Открой сомкнуты негой взоры — обратить внимание 
Вьюга злилась — сильная метель, вьюга
Луна, как бледное пятно — луна сквозь облака
Северной авроры — зимнее утра
Прозрачный лес — лес ясным холодным утром
Предадимся бегу — покатаемся на санях

Творческое задание

 Постарайтесь создать небольшие устные сочинения: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро». Попробуйте использовать в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.

 

Вьюга ночью

 Еще с вечера на улице начал сильно дуть ветер и пошел снег. Я уже завершал делать уроки и собирался спать, когда на улице началась вьюга. Вьюга злилась и бушевала. Снег летел горизонтально в свете фонарей, лип на стены, на стекла окон. После того как я уже лег спать, я долго еще не мог уснуть, слушая как вьюга играла словно игрушками отливами на окнах, пела в вентиляционной шахте на кухне, заносила все белым снегом на улицах. Было одновременно некомфортно за всех тех, кто мог находится в непогоду на улице и очень приятно осознавать, что я эту зимнюю вьюгу проведу в своей теплой кровати, засыпая.
 На утро, когда я открыл сомкнуты негой взоры было светло и ясно! 

Морозное солнечное утро

  Какое бывает порой зимнее утро? Оно бывает холодное и пасмурное, а еще морозное и солнечное! Мне больше нравится солнечное утро, такое светлое, и необычайно нежное! Деревья, окутанные согревающими снежинками, сверкают на холодном, солнце, как в сказке. Утренний снег сохраняет на себе необычные и такие разные следы прохожих, что и не счесть сколько их уже было. И я сижу дома, наблюдая за всей этой красотой в своей уютной, солнечной комнатке, а душе моей тепло и радостно.

Двусложные размеры стиха, стр. 59

Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?

Стихотворение Пушкина «И.И. Пущину» написано ямбом.


О романе «Дубровский»

Стр. 63. Проверьте себя

1. Что легло в основу сюжета романа «Дубровский»? Расскажите об этом.

 Во главу сюжета романа «Дубровский» лёг реальный случай, рассказанный А.С. Пушкину близким товарищем П. В. Нащокиным — «про 1-го белорусского бедного дворянина по фамилии Островский (как и именовался сначала роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить поначалу подьячих, позже и других». Кроме того Пушкин добавил известные и ему сведения о схожих случаях нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Муратова.

2. Почему Пушкин подчеркнул обыкновенность Дубровского?

 Случай с Дубровским по роману Пушкина, был вполне типичным для того времени — не стоило превращать его в какой-либо экзотичный приключенческий роман. Но Пушкин отнесся к этой дилемме весьма серьезно и переработал роман на более серьёзный и к тому же трагичный лад.

3. Почему невозможно примирение старшего Дубровского и Троекурова, воссоединение Маши и Владимира Дубровского?

Весь трагизм в романе в том, что примирение старшего Дубровского и Троекурова, воссоединение Маши и Владимира невозможны из-за социально-морального расслоения людей разных сословий и разных взглядов и разницы в материальных благах.


Дубровский

Ответы на вопросы и задания к стр. 138-140

Ваши первые впечатления

1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?

Из героев романа больше всего понравился Дубровский, а вот неприязнь вызвал Троекуров, его гости и знакомые, которые потакали его пожеланиям.

2. Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно?

 Наиболее яркие эпизоды: ответ псаря старшему Дубровскому и гордое поведение Андрея Гавриловича; пожар в усадьбе Дубровского; попытка Владимира Дубровского освободить Машу и их объяснение.

3. Когда вы догадались, что Дефорж — Дубровский?

Я понял, что Дефорж — это Дубровский, когда отважный француз хладнокровно убил медведя.

Разберёмся в прочитанном

Глава I

1. Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?

«Богатство, авторитетный род и связи» давали Троекурову преимущество, как сказано «большой вес в губерниях».

2. Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

«Соседи рады были угождать мельчайшим его прихотям; губернские бюрократы трепетали при его имени; Кирилл Петрович воспринимал знаки подобострастия как соответствующую дань...» Грубость, пренебрежение и своенравие Троекурова можно разъяснить огромным богатством и неограниченной властью над людьми. Чувством безнаказанности и вседозволенности. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может  приобрести все, в том числе и любого, при этом унижал достоинство людей.

3. Каким человеком был Кирилла Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

«В домашнем быту Кирилл Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Балованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого собственного характера и всем затеям достаточно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер "принимал на грудь" и пару раз в неделю тешил свой желудок обжорством. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около обширных его владений, в длительных пирах и проказах, раз в день притом изобретаемых...»

4. Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чём проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, так как «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства собственного бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали частично и в нравах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в обоюдной гордости, но Троекуров поддерживал внутри себя это чувство пониманием богатства и власти, а Дубровский пониманием древности собственного рода и дворянской чести. У обоих помещиков был жаркий, запальчивый нрав, оба обожали псовую охоту и держали собак.

5. Как характеризует А. Г. Дубровского случай на псарне? Можно ли считать ссору Троекурова и А. Г. Дубровского «нечаянным случаем»? Приведите доводы, подтверждающие вашу точку зрения.

Случай на псарне охарактеризовывает Дубровского как человека гордого, не желающего преобразовываться в шута, владеющего чувством собственного плюсы. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна и это было бы дело времени, так как Троекуров ко всем своим гостям относился, как к холопам, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.

Глава II

1. Как встретили чиновники уездного суда Дубровского-старшего и Троекурова?

 Бюрократы уездного суда по - разному отнеслись к Дубровскому и Троекурову. На Дубровского никто не обратил внимания, можно сказать проигнорировали его. Когда же приехал Кирилл Петрович, писаря «встали и заложили перья за ухо. Члены повстречали его с изъявлением глубочайшего подобострастия, придвинули ему кресло из почтения к его чину, летам и дородности».

2. Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?

 Картина суда пробуждает чувство досады, жалости, горечи к Дубровскому. Также проявляется возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей перед Троекуровым. А.С. Пушкин подчёркивает неестественность этого суда последующими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при всем этом посиживает в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стене. Пушкин выделяет другим шрифтом слово «решением суда», так как не считает, что трибунал в общем чего-нибудь решал.

3. Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество?

«Внезапное сумасшествие Дубровского очень подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», так как ему не удалось узреть, как унижался Дубровский. Он сошёл с разума, но его гордость и честь не были подломлены.

Глава III

1. Какой образ жизни вёл Владимир Дубровский в Петербурге? Почему «он позволял себе роскошные прихоти»?

 Владимир Дубровский (Дубровский младший) вёл жизнь в Петербурге такую, какая по его представлению благопристойна гвардейского офицера. Отец посылал ему средства, для себя не оставляя практически ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый юноша, «позволял для себя шикарные прихоти, играл в карты и заходил в долги, не заботясь о будущем». Владимир возлагал надежды на отца и на то, что сумеет отыскать для себя богатую жену.

2. Как воспринял он известие о болезни отца? Какие черты его характера проявились при этом?

Новость о заболевания отца Дубровский воспринял «с необычным волнением». Его ужаснуло положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В нраве Дубровского проявились любовь к собственной семье и готовность прийти на помощь отцу.

3. Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?

Дворовые и крестьяне совсем не любили, а более страшились Троекурова. Кучер Антон гласил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с их не только лишь шкуру, ну и мясо-то отдерёт».

Дубровский оказался человеком имеющем чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства и другого, поскольку уважительно относится к окружающим. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не желали другого барина.

Глава IV

1. Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением? Какие чувства он испытывал?

 Троекуров при известии о вступлении во владение имением Дубровского смутился, об этом говорят строки: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести заманило его очень далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его юности, и победа не веселила его сердца».

2. Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?

 Примирение 2-ух старых друзей оказалось невозможным, так как Дубровского при виде своего обидчика разбил паралич, а Владимир Дубровский, ужаснувшийся состоянием отца, отдал приказ выгнать Троекурова со двора. Раскаяние, которое испытал Троекуров, пришло слишком поздно. Уже ничего нельзя было исправить.

Глава V

1. Что рассказывает автор о переживаниях В. Дубровского после смерти отца?

 После гибели отца Дубровский ощущал духовную скорбь. А.С. Пушкин пишет, что лицо Владимира было жутко печальным, что он не мог ни рыдать, ни молиться. Создатель не именует прямо тех эмоций, которые испытывал юноша, но мы можем представить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвлённой гордости и желание отомстить за погибель отца. Христианство велит прощать своим противникам, но Дубровский не мог и не желал простить Троекурова и потому не мог молиться.

 Переживания Дубровского А.С. Пушкин передаёт при помощи описания чащи, куда он отправился после похорон отца. Владимир шёл по чаще, не разбирая дороги, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский не разбирал дороги в почаще, так он не мог разобрать и собственных смятенных эмоций: «...мысли одна другой темнее стеснились в душе его... Очень ощущал он своё одиночество».

2. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» К. П. Троекурова? Обратите внимание на их речь: «Просить иных-прочих убираться подобру-поздорову»; «А ты кто такой... мы вас не знаем да и знать не хотим»; «Кто там смел рот разинуть?», «Да это бунт!» и др. Почему они себе это позволяют?

 Судейские бюрократы, прибывшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя нахально, вызывающе, неприлично. Они позволяют хамские выражения в адресок Дубровского, грозят его крестьянам, так как ощущают за собственной спиной силу и власть, подкреплённые средствами Троекурова.

3. Как нарастает гнев и возмущение крепостных крестьян?

 Гнев и возмущение крестьян нарастают равномерно, но особое возмущение крестьяне испытывают, когда бюрократ обижает самого Дубровского, барина и легитимного обладателя имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Поначалу бюрократам отвечает глас из толпы, потом в массе подымается ропот, он усиливается и перебегает в ужаснейшие крики. Масса приходит в движение.

4. Почему Владимир Дубровский не даёт возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?

 Владимир Дубровский не даёт разъяренным крестьянам расправиться с бюрократами, так как не желает становиться соучастником, от все еще уповает на справедливость царя.

Глава VI

1. «Нет, нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» — когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришёл к такому решению?

 Владимир Дубровский пришёл к решению сжечь «печальный дом» после того, как он заново увидел портрет мамы, прочел её письма к папе, где она говорила о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые добивались то 1-го, то другого и своим присутствием и поведением оскверняли светлую память об отце и мамы Дубровского.

2. Что побудило крестьян присоединиться к В. Дубровскому?

 Крестьяне присоединились к юному барину. Их сподвигло к этому возмущение тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чьё право обладать землёй и людьми числилось незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип- кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие замыслили нами обладать, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесённое своему государю, крестьяне принимали как собственное личное оскорбление.

3. Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

 Кузнец Архип громит подьячих, но с риском для жизни выручает какую-то кошку с крыши пылающего сарая. Он говорит детям, которые смеются над ничтожным животным: «Бога вы не боитесь: божия тварь гибнет, а вы сдуру радуетесь...»

 Кузнец (Архип) принимает кошку как божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не принимает как людей достойных спасения, так как в его понимании они нарушили установленный Богом и царём закон, что крепостными могут обладать и распоряжаться только дворяне. Помогая Троекурову вершить неправедный трибунал, они нарушили божьи заповеди: посодействовали одному человеку украсть у другого имение, врали и нарушали клятву о том, чтобы всегда говорить только правду.

Глава VII

1. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

 В итоге, Владимира Дубровского вынудила стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное, я думаю, в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, растерял надежду на справедливое решение суда и даже не возлагал надежды отыскать защиту у царя, так как для этого необходимы были средства, а их у Дубровского не было.

2. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

О Дубровском — предводителе разбойников — ведали, что он «славился разумом, отважностью и каким - то благородством. Ведали о нём чудеса...».

Главы VIII-IX

1. О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали? Как это его характеризует?

 По роману одним из возлюбленных «благородных увеселений» Троекурова была забава с медведями. Маленьких медвежат он стравливал с кошками или щенятами, а потом сажал на цепь. Порой медведю давали бочку, пробитую гвоздями гвоздями. Когда медведь дотрагивался до неё, то колол для себя лапы и входил в совершенное бешенство. А самой удачной шуткой считалось запереть человека в одной комнате с медведем, привязанным за верёвку. Собственно все эти забавы описывают Троекурова как самодура, садиста, грубого, злостного, безтактного и ожесточенного человека.

2. Подготовьте пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из героев.

 Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица A.C. Глобовой. (1 версия)

 В предобеденное время все гости прямо за владельцем двинулись к дому. В столовой уже суетилась прислуга, расставляя бутылки, графины, посуду и прилаживая скатерти. После приглашения дворецкого владелец занял своё место. Мужчины, как обычно, сели напротив нас (A.C. Глобова). Среди них не хватало неизменного гостя Троекурова, а именно Антона Пафнутьевича Спицына. Он приехал с опозданием, когда уже все начали обедать, и желал было извиниться, но Троекуров отдал приказ подать ему устройство и благорасположенно выслушал его рассказ. Спицын сказал, что сломалась шина у переднего колеса, а после ее ремонта он не осмелился ехать ближним путём через Кистенёвский лес. Спицын тут же признался, что лжесвидетельствовал на суде в пользу Троекурова, вроде как Дубровские обладают Кистенёвкой без всякого на то права.

 Разговор зашёл и о Дубровском. При этом Троекуров поставил исправника в неудобное положение, лучше сказать, выставил на посмешище, называя разбойника благодатью для исправника, и спросил, где последний раз видели Дубровского. Я рассказала о том, что Дубровский был конкретно у меня, и поведала историю о том, как мошенник-приказчик упрятал средства, которые я желала выслать отпрыску, и приписал это разбою Дубровского. Но разбойник явился ко мне в мундире генерала, раскрыл обман приказчика, отобедал у меня и уехал. Я задумывалась, что это и был сам Дубровский. Но исправник прочитал его приметы, и оказалось, что предводителю разбойников 23 года, а мужчине, который был у меня, порядка 35 лет. Видно, кто-то действует под его именем.

 В конце обеда мы все были поражены, когда узнали, что юный француз, которого нанял Троекуров, не растерялся при встрече с медведем и убил его выстрелом из пистолета. Мы все с любопытством на него смотрели (он посиживал на конце стола), но он не понимал по-русски и занимался Сашей, своим воспитанником.

 

 Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица A.C. Глобовой. (2 версия - краткая)

 Анна Савишна Глобова за обедом рассказывала, якобы что к ней приходил в дом Дубровский и даже обедал с ней. Она рассказал, что разоблачил ее приказчика, который выкрал ее же деньги, предназначенные ее сыну. На том же обеде Антон Пафнутьич Спицын рассказывал о боязни Дубровского, о том, что он не суется теперь в Кистеневский лес. А деньги теперь возит с собой, дабы их не вынесли пока его нет дома. Все дело в том, что он выступал свидетелем и давал ложные показания на суде по делу отца Дубровского. 

3. Сравните рассказы А. С. Глобовой и А. П. Спицына. Какую характеристику Дубровскому даёт каждый из них?

 Спицын в своём рассказе так говорит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт». Анна Савишна Глобова не даёт прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на узнаваемых богачей, да и здесь делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не винит...» Глобова говорит: «Я додумывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним только». Но в словах помещицы Глобовой ощущается некая симпатия и почтение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и возвратил ей средства.

4. «Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем Бог тебя свёл» — в связи с чем Троекуров пришёл к такому выводу?

Троекуров понял, что нереально будет выявить Дубровского, даже если будешь говорить с ним подряд три часа, так как у него не было никаких его особенных примет.

5. Почему никто из присутствующих гостей Троекурова не узнал Дубровского?

 Это было слишком смело и неожиданно. Поэтому никто из гостей Троекурова не додумался, что Де - форж — это Дубровский, так как никто не мог даже ждать, что неприятель Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и говорил только с Сашей и лишь на французском языке. В итоге никто так и не заподозрил, что он знает российский язык.

Главы Х-ХII

1. Почему А. П. Спицын решил переночевать в одной комнате с Дефоржем и каково было его пробуждение?

Антон Пафнутьевич Спицын решил переночевать именно с Дефоржем, так как он страшился, что его могут ограбить. Все свои средства он переложил в кожаную сумку и носил её на собственной груди под рубахой. Дефорж показался ему храбрым человеком на которого можно положиться, и Спицын решил, что француза его если надо защитит от возможных грабителей.

«Странное было его просыпание, — пишет автор. — Он ощущал через сон, что кто-то тихонько дёргал его за ворот рубашки». Когда он открыл глаза, то увидел француза, который отстёгивал священную сумку. Француз произнес незапятнанным русским языком: «...молчать, либо вы пропали. Я Дубровский».

2. Как Дубровский стал Дефоржем?

 Дело обстояло так. Дубровский на почтовой станции повстречался с французом, который как раз и ехал к Троекурову, чтоб служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу сделку. Он дал ему деньги за его документы и чтобы он тотчас же уехал во Францию. Француз согласился! Так Дубровский стал Дефоржем!

3. Какие качества характера Дубровского проявились во время его пребывания в Покровском?

Во время пребывания в имении Троекурова в Покровском, Дубровский показал выдержку, хладнокровие, актёрские качества, благородство и самое главное умение обладать собой, контролировать обстановку.

4. Почему Дубровский искал возможности поселиться в доме Троекурова и отказался от своей мести?

 Дубровский отказался от планов мести Троекурову и решил поселиться у него в доме под видом француза. Все дело в том, что он влюбился в дочь Троекурова Марью Кирилловну.

Главы ХII-ХVIII

1. Каким вы представляете князя Верейского? Что роднит его с Троекуровым и в чём их различие?

 Князь Верейский мне видится таким. Это человек лет пятидесяти, но кажется «гораздо старее». Так  А.С. Пушкин пишет: «Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать. Невзирая на то, внешность его была мила, замечательна, а привычка быть всегда в обществе присваивала ему некую любезность, в особенности с дамами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».
 Князь был что говорится пустым человеком. Всю свою жизнь он провёл за границей, жил на средства, которые ему присылал приказчик из его имения, и впервой приехал поглядеть на это имение аж в 50 лет. Этим он отличается от собственного соседа: Кирилла Петрович Троекуров жил в своём поместье и сам распоряжался хозяйством. Однако Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и дважды в неделю мучился от обжорства.

2-ух соседей роднит т от факт, что любой из них хлопотал только о своём благополучии и считал, что все другие созданы только для того, чтоб прислуживать им и доставлять наслаждение.

2. Как относился Кирилла Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

 Кирилла Петрович относился к собственной дочери, как к вещи, без её согласия он решил выдать её замуж за князя, который старше её втрое! Духовные переживания Маши были для него обидным недоразумением. Настоящим делом он считал только вопрос приданого за свою дочь.

3. Перескажите близко к тексту эпизод с кольцом (гл. XVII). Как вели себя Митя и Саша во время допроса? Почему Троекуров и исправник отпустили Митю и какие последствия имело это обстоятельство? Как складывались отношения Марьи Кирилловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?

 Во время допроса мальчики Митя и Саша вели себя по разному. Саша выдал свою сестру. Все дело в том, что Кирилл Петрович сообразил, что в деле замешана Марья Кирилловна, и стал угрожать Саше, что отдерёт его розгами. Саша ужаснулся и после рассказал все, слово за словом, о просьбе сестры.

 Когда Троекуров допрашивал Митю, то он отвечал, что он «дворовый человек господ Дубровских». Это был очень смелый ответ, так как после решения суда крепостные Дубровского принадлежали Троекурову. На последующий вопрос Троекурова мальчишка отвечал «с огромным равнодушием», что он «малину крал». После чего Митя не произнес больше ни слова. Он принял на себя «вид реального дурачка» и не отвечал на угрозы со стороны Троекурова.

Троекуров и исправник выпустили Митю, чтоб выследить, куда он побежит: «Он пособит нам изловить самого атамана». Следствием этого было то, что лагерь разбойников был найден, и его штурмовали бойцы.

 После признания Дубровского в любви Марье Кирилловне в любви, она обещала держать Дубровского в курсе всех дел и если понадобиться, то прибегнуть к его помощи. Однако это была тайна, а после Маша сама в отчаянии поведала папе, что может прибегнуть к помощи Дубровского. Отец сделал всё, чтоб этого не случилось. Марья Кирилловна не смогла выйти из дома, чтоб предупредить Дубровского, не смогла впору положить кольцо в дупло дуба. Марья Кирилловна не смогла сказать впору отцу, что не желает идти замуж за князя Верейского. А самое страшное, что она не смогла в церкви сказать «нет»! Она ожидала загадочного романтичного освободителя, надеялась, но ничего не сделала для собственного избавления от неприятностей. Когда же Дубровский со своими людьми остановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришёл впору, и произнесла: «Я согласилась, я отдала клятву...»

 В итоге она отказалась от его помощи, так как гордость аристократки не дозволила ей признаться, что она в чём-то могла поступить не по собственной воле.

Глава XIX

1. А. С. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками. Какими словами в тексте он «опровергает» своё утверждение?

 А.С. Пушкин именует крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплату в некую часть собственной одежки, владея иголкой с искусством, обличающим опытнейшего портного». После обеда разбойники вставали и молились, позже некие разбрелись по лесу, а другие прилегли соснуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяне. Караульщик ведёт себя не как разбойник, привыкший к неизменной угрозы, как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплаткой и, сидя верхом на пушке, поёт во всё гортань печальную песню. Человек, который ощущает грусть и печаль, не станет петь во всю гортань. Он будет петь негромко, вдумчиво. Тем паче не станет петь человек, стоящий в карауле, так как он должен прислушиваться, нет ли где неприятеля.

 Естественно, у реальных разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белоснежном чепце, чистоплотно и чопорно одетая».

2. Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

 Владимир Дубровский покинул собственных крестьян по нескольким причинам. Во-первых, он осознавал, что после штурма его крепости бойцами правительство вышлет более большие силы на то, чтоб устранить разбойничье гнездо, и он уже не сумеет выдержать натиск со своими разбойниками-крестьянами. Во-вторых, у него было уже довольно средств, чтоб обеспечить для себя жизнь за границей (в России он уже не сумел бы жить под своим своим именем) и обеспечить средствами собственных крестьян. В-третьих, пропала основная причина, по которой Дубровский всё ещё оставался в Кистенёвской роще: Марья Гавриловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи.

Стр. 141. Фонохрестоматия

«Дубровский»

1. В начале романа даётся характеристика Кирилла Петровича Троекурова. Внимательно прочитайте пушкинский текст. Выражено ли в нём авторское отношение к Троекурову? Каким образом актёр средствами художественного чтения передаёт отношение Пушкина к его персонажу?

 Да, авторское отношение выражено ясно. А.С. Пушкин описал Троекурова как надменного, жестокого и грубого человека.

2. Меняется ли эмоциональная окраска чтения актёра, когда он начинает читать характеристику Андрея Гавриловича Дубровского? Если вы считаете, что меняется, то объясните, почему это происходит.

 Да, меняется. Эмоциональная окраска пробуждает больше чувств, заставляет текст звучать по-новому. Голос — это сильное оружие. Если же придать ему еще эмоции, то можно спокойно вести за собой людей, увлекать их идеями.

3. Какая фраза, особо выделенная чтецом, сообщает нам, что дальше пойдёт рассказ об очень важном событии в жизни героев романа?

Фразы: "но к сожалению всё пошло не так, и...." и " А теперь самое главное"

4. Как вы думаете, хотел ли Кирилла Петрович намеренно обидеть Андрея Гавриловича? Если не хотел, то почему же он так болезненно отреагировал на письмо своего бедного соседа? Что рассердило Троекурова в письме Дубровского, вызвало его гнев?

 Изначально Троекуров не хотел обижать своего давнего друга, но прочитав письмо (оно было написано весьма не прилично по понятием этикета того времени), подобное рассердила Троекурова. Ну и Троекуров был сильно самолюбив, чтобы позволить высказывать Андрею Гавриловичу все то, что было написано в письме.

5. Послушайте внимательно диалог Троекурова с Шабашкиным. Какие качества характера Троекурова показывает актёр, читая диалог?

Актер при чтении показывает хорошие качества Троекурова, но при том же показывает его наглость, т.к. хотел отобрать местность, имение Дубровского.

6. Какие черты характера Шабашкина подчёркиваются в чтении актёра?

Шабашкин в романе второстепенный персонаж, подкупный заседатель суда, знакомый Троекурова. Это маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, который был обязан следить за соблюдением законов. Однако он охотно сам нарушал их, подлизываясь к Кириллу Петровичу Троекурову и ожидая от него новых указов. Черты характера — хитрый, подлый, трусоватый. В целом его поведение можно назвать подхалимажем, но никак н справедливым судейством.

7. Прочитайте все главы незаконченного романа Пушкина, обратите особое внимание на то, как писатель через речь героев, их поведение в различных ситуациях раскрывает характеры персонажей.

Читаем произведение.

Стр. 142. Литература и другие виды искусства

1. Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.

Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский»: «В сие время поднесли в лукошке Кириллу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить». Озаглавить её можно так: «Троекуров выбирает щенят».

Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского»: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Е.Е. Лансере изображён момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских. Озаглавить эту иллюстрацию можно словами из романа: «Освобождение».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре изображён юный барин Владимир Андреевич Дубровский. Он будто бы бы только-только поднёс лучину к сену, которое вспыхнуло ярко, «пламя взвилось и осветило весь дом». Он снял головной убор, прощаясь с родным поместьем, и смотрит на огонь. Слева, опираясь на его руку, стоит его нянька Арина Егоровна Бузырёва, в белоснежном платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы видим фигуры крепостных господ Дубровских: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, отпрыск Егоровны, и — за фигурой Антона — кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни выручил кошку с крыши пылающего сарая.

Слева мы видим огонь. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошадки, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к чёрному небу.

Вся фигура Дубровского выражает некую непреклонность, решительность к ответным действиям. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрём, не оставим тебя, идём с тобою».

2. Роман «Дубровский» иллюстрировали и другие художники: А. Пахомов (1936), С. Бойм (1948). Постарайтесь найти издания с иллюстрациями этих художников и устроить выставку в классе. Обратите внимание на своеобразие этих рисунков.

"Дубровский", ищем в интернете иллюстрации А. Пахомова или С. Бойм.

3. На материале романа «Дубровский» создан телевизионный фильм. Видели ли вы его? Понравился ли он вам? Такими ли вы представляли себе героев?

Есть несколько киноверсий романа Дубровский. Так фильм сняли к столетию смерти поэта в 1936 году, также есть фильм 1988 года. Что относительно этих фильмов, то в них мне нравится одно и тоже. 
 Мне импонирует Марья Кирилловна Троекурова. Маша очень красивая собой молодая девушка. Она мягкая, скромная, романтичная, но с некоторыми аристократическими предрассудками. Характер Маши со всем ее аристократизмом проявляется  в сцене, когда она отвергает Владимира Дубровского и остается верна своему нелюбимому мужу - Верейскому. В целом ее поведение странное, но вполне возможное, можно сказать даже жизненное. 

Композиция

Стр. 143 Размышляем о прочитанном

1. Составьте план основных событий глав VIII—XI в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

План

1) Учитель - француз прибыл в Покровское.
2) Общение Кирилла Петровича с французом.
3) «Благородные увеселения российского барина».
4) Дефорж смело убивает медведя.
5) Гости прибывают на обед.
6) Обед в Покровском.
7) Рассказы Спицына и Глобовой о Дубровском.
8) Приметы Дубровского.
9) Окончание обеда.
10) Антон Пафнутьевич решил заручиться поддержкой француза.
11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
12) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

13) Дубровский покупает у француза документы.
14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.

 А.С. Пушкин нарушает хронологию событий. Ведь на самом деле все было так: Дубровский повстречал на станции француза, ожидающего лошадей, и купил у него документы. Потом Владимир Дубровский с бумагами француза явился в дом Троекурова как учитель Саши. Через некое время состоялся обед в доме Дубровского, после которого пугливый Спицын решил ночевать в комнате Дефоржа, потому что веровал в его храбрость. При этом Дефорж, внезапно превратившись в Дубровского, ограбил Спицына, после этого тот уехал восвояси. Теперь Пушкин объясняет как это было.

Пушкин нарушает временную последовательность событий для того, чтоб создать некую интригу для сюжета, для читателя.

2. Сравните описание двух усадеб: Покровского и Кистенёвки (гл. III). Какой вывод можно сделать из этого сопоставления?

 Если сравнивать по роману две усадьбы, то уже здесь можно сделать вывод о материальном положении двух друзей. Троекуров был обеспеченный помещик, а Дубровский— бедный. Усадьба Троекурова размещалась в прекрасном месте, на берегу пруда. Автор так описывает усадьбу. На одном из бугров высился большой каменный дом, на другом — пятиглавая церковь и древняя колокольня.

А вот усадьба Дубровского представляла собой серенький домик с красною кровлею, стоящий на открытом месте неподалеку от берёзовой рощи.

По этим описаниям одной и второй усадьбы можно отчасти представить для себя образ хозяев и их поведение в обществе.

3. С какой целью автор вводит в повествование рассказы А. П. Спицына и А. С. Глобовой?

 А.С. Пушкин добавляет в роман рассказы Спицына и Глобовой, чтоб показать отношение, которое сложилось у близлежащих помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника.


О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»

Стр. 144-145

Размышляем о прочитанном

Прочитайте повести «Выстрел» и «Барышня-крестьянка», подготовьте ответы на вопросы для беседы в классе.

Фонохрестоматия

1. В начале повести «Барышня-крестьянка» Пушкин даёт характеристики Ивану Петровичу Берестову и Григорию Ивановичу Муромскому. Перечитайте первую страницу произведения. О ком из героев писатель пишет с большим почтением и уважением? В какой из характеристик заметна ирония автора?

 Повесть "Барышня - крестьянка" начинается с описания помещика Берестова, из чего можно сделать вывод, что автор относится к нему с большим почтением, пытается показать его главным героем. Далее лишь мы встречаем упоминание о другом, персонаже — помещике Муромском. О Муромском автор пытается отзываться с иронией, высмеивая его страсть ко всему английскому. Его англомания доходила порой до абсурда, что даже дворецких он одевал на английский манер. Берестову англомания Муромского не нравилась, из-за этого они и враждовали между собой.

2. Как вы думаете, зачем Пушкин в начале повести так много внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень?

3. Почему Лиза, слушая рассказ Насти, постоянно её перебивает и почему Насте хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны? Как автор передаёт состояние барышни и её служанки во время разговора?

 Ответы на вопрос 2 и 3. Главными героями повести «Выстрел» являются Сильвио, граф Б*** и сам повествователь, рассказчик. Сближает их всех то обстоятельство, что они все они были молоды, были офицерами, романтиками, считали дуэль делом чести, при этом не особо серьёзно относились к собственной жизни. После это отражается в произведении: фаф и рассказчик взрослеет, умнеет, он уже не видят особого шарма в дуэлях, дорожит собственной жизнью, семьей; только Сильвио не изменяется от начала до конца повести. По своей природе он мститель, грезит насладиться ужасом на лице графа Б***.

4. Как вы думаете, почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным, печальным, задумчивым и очень удивилась, когда услышала, что тот весел и румян?

 В повести Пушкина "Барышня-крестьянка" Лиза действительно представляла себе Алексея Берестова печальным и бледным, ведь именно таким он предстал перед ее подружками и соседками. Лиза из-за вражды отцов не могла сама видеть Берестова, и потому полагалась лишь на мнение других.

Однако, как это часто бывает в жизни, образ оказался лишь маской - прикрытием, с помощью которой Берестов завлекал наивных барышень. В общении же со слугами он был самим собой - веселым и озорным, ему не надо было притворятся.

А вот в свете, то есть в обществе, Алексей привык играть роль несчастного влюбленного. Этой роли он старательно придерживался в бытность свою в Москве, этой роли он постарался следовать и в провинции.

Когда Лиза из уст Насти услышала описание Берестова, то она очень удивилась, так этот образ отличался от того, который описывали ее "молодые соседки". Берестов был вовсе не бледен, а даже наоборот, - с румянцем на щеках. Он был не печальный и задумчивый, а по словам Насти бешенный, бегал с девками в горелки. Поэтому Лиза и была так удивлена!

5. С каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? Как это чувство передаёт автор?

  Особое желание увидеть молодого красавца Алексея Берестова толкнула Лизу на смелый поступок с ее стороны. Она решила одеть на себя простое крестьянское платье и в нем сходить вместе с другими девушками к имению Берестовых. Лиза подошла к исполнению своей задумки ответственно, она не захотела одевать уже ношенную крестьянскую одежду, она отправила на базар за тканью и пуговицами, засадила всю девичью за шитье и получила таким образом совершенно новое, но похожее на крестьянское платье. В этом платье она показалась сама себе особенно красивой.

 Да, надо заметить, что Лиза была прелестна в любом платье, но автор описывает это так, словно любуется, как Лиза переодевалась в крестьянку. Девушка крутится перед зеркалом, в этом крестьянском платье она выглядела милой и ей это нравилось. Автор любуется девушкой, потому что она сама и ее непосредственность находят у автора (А.С. Пушкина) особенное видение героини. Он хочет показать ее во всей красе в любом платье!

 А.С.  Пушкин относится к Лизе с нежностью и каким-то трепетом, писатель восхищается ею. Ведь несмотря на то, что она является молодой барышней, единственной дочерью богатого человека (конечно, при этом еще и балованной), Лиза не боится предстать в виде крестьянки. Более того, автор описывает, что крестьянское платье ей даже нравится, а героиня отмечает, что никогда еще не была прежде так мила как в этом платье!

А. С. Пушкин в своем произведении явно любуется будущей Акулиной: рассказывает, как та хохочет, при этом закрываясь рукавом, как пытается говорить на простом крестьянском наречии. Как она будет притворяться.

 Отдельного надо сказать о сцене с босыми ногами Лизы: так, Пушкин отмечает, что хоть девушке и удалось вжиться в образ крестьянский, тело ее не готово к таким переменам. Босые ноги Лизы чувствовали каждый камушек, ходить таким образом было нестерпимо больно. По камням босиком ей трудно ходить, в отличие от крестьянок, привыкших к этому. Здесь мы замечаем некую иронию Пушкина, которая сопряжена с грустью: как же трудно человеку быть кем-то еще, если изначально он был рожден и подготовлен для жизни внутри своего класса. Кажется, что А.С. Пушкин подчеркивает искусственное изначально, но такое вживленное разделение между всеми людьми.

Как мне кажется, А.С. Пушкину самому не терпелось узнать, к чему приведет эта затея и он полностью одобряет поступок своей героини.

А.С. Пушкин пожалуй хочет сказать, что по своим качествам Лиза ближе к простым крестьянам, умея любить, быть живой и интересной девушкой, чем к наигранным отношениям дворян, которые часто должны вести себя соответственно только из за статуса.

6. Прислушайтесь к диалогу Лизы (якобы Акулины) и Алексея. Как вы считаете, удаётся ли Лизе говорить простой крестьянской речью? Чем отличается речь Лизы от речи Алексея?

Лизе действительно удаётся говорить простой речью, однако один раз она осеклась, а потом снова вернулась в роль. Речи различаются, так как Алексей говорил величаво и размеренно, а Лиза по-крестьянски.

7. Подготовьте выразительное чтение одного из диалогов повести «Барышня-крестьянка».

 Ответы на 4 и  7. Повесть начинается с рассказа о семьях Берестова и Муромского, об их ссоре. Главные герои повести — Лиза Муромская и Алексей Берестов, юные, свободные от отцовских предрассудков люди. Их отцы — старики со своими странностями, но на самом деле тоже очень милые и добрые люди.

Знакомству Лизы и Алексея мешала «вражда» их отцов, поэтому-то Лиза и переоделась крестьянкой. Это был ее шанс познакомиться с Алексеем, узнать его поближе.

В целом разногласия отцов были несколько надуманными, потому что они легко могли бы отступить от обид и даже сдружиться между собой.

8. Прочитайте и другие повести Белкина. Составьте устный или письменный отзыв об одной из них или инсценированное чтение.

Повесть "Гробовщик" из книги "Повести Белкина". В этой повести переплетаются мистицизм и гротеск, мрачное и ироничное. Судя по тесту, повесть написана в то время, когда А.С. Пушкин уже состоял в масонской секте — отсюда и мистическое настроение повести, впрочем, как уже сказано, осмысленное с иронией — чисто по - Пушкинскому. Определённое настроение вызывает у читателя даже сама тема повести — быт гробовых дел мастера, заведующего похоронными обрядами. Это несколько пугает и тут же притягивает.

Проект

Проведите с одноклассниками и родителями под руководством учителя читательскую конференцию по теме „Повести Белкина" А. С. Пушкина.

Подготовьте к планируемой конференции развёрнутые читательские отзывы о прочитанных произведениях, иллюстрациях художников к повестям, экранизациях произведений А. С. Пушкина. Завершить конференцию можно инсценировкой эпизодов одной из повестей.