Ответы к теме "Произведения русских Писателей (авторов) XVIII века"

Русская басня

ГДЗ к вопросам и заданиям на стр. 26

1. Что же такое басня?

Басня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом. Действующими лицами в басне нередко выступают животные, предметы, в каких появляются людские черты.

2. Объясните слова: «мораль», «олицетворение», «аллегория» (воспользуйтесь словарём в конце 2-й части учебника).

Мораль — вывод лаконичный и нравоучительный, сначала либо конце басни.
Олицетворение — аналогия изображения неживых предметов в виде живых.
Аллегория — иносказательное изображение предмета либо явления с целью наглядно показать его значительные черты.

3. Какие басни И. А. Крылова вы знаете наизусть? О чём они? Прочитайте одну из них.

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
- Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,
- И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

МАРТЫШКА И ОЧКИ

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!— говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Все про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поёт;
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
- «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
- Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
- Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».
- «А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».
- «Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

СЛОН И МОСЬКА

По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,
- Ей Шавка говорит,
— тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает».
- «Эх, эх! — ей Моська отвечает,
- Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки;
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»


Иван Иванович Дмитриев

Стр. 30. Размышляем о прочитанном

1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха?

 В качестве примера о том, что трудился только Бык, а не Муха, можно привести выдержку из текста: Бык «тащился» (это слово передаёт вялость Быка), а Муха «сидела» (и ничего не делала) и при всем этом ещё и задирает нос (что подчёркивает лживые, пустые слова Мухи).

2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?

Да, действительно, выражение "Мы пахали!" многозначное. Так прямое значение означает работу в поле. А вот переносное значение означает то, что человек трудился в поте лица. Иногда обоюдное слово "Мы" позволяет прикрыться коллективной работой тем, кто вовсе не работал!

3. Выучите басню наизусть, подготовьте её к конкурсному чтению.

Учим басню.

4. Прочитайте статью о Дмитриеве, подготовьте пересказ.

Читаем и пересказываем статью своими словами.

5. Согласны ли вы с интерпретацией басни Дмитриева «Муха» В. И. Коровиным? Какое выражение можно использовать в своей речи как пословицу? Придумайте ситуацию, расскажите о ней, включив в повествование это выражение.

 Альтернативная версия басни Дмитриева "Муха", представленная Коровиным, весьма точная и полная. В басне действительно муха старается приписать себе заслуги, которые принадлежат быку. Еще одно "НО", она при этом и задирает нос, гордится собой. Такое присвоение чужих заслуг мы часто можем наблюдать и в нашей реальной жизни и для их описания можно вполне использовать фразу "Мы пахали!", которую как раз и ввел в обиход этот великий русский писатель.

Придумаем ситуацию на тему басни "Муха".

 Однажды я и брат Коля пошли на рыбалку. Коля накопал заранее червей и дал мне свою удочку, так как у меня ее не было вовсе. Когда мы пришли на речку Коля насадил червя, ловко забросил свои снасти в воду и стал наблюдать за поплавком. Я же не мог насадить наживку и укололся крючком. Я попросил Колю надеть мне червя, но сказал ему, что сам хочу забросить удочку. После, когда я ее забрасывал леска как назло зацепилась за ветки. Конечно же я ее потянул и порвал, крючок с червяком остался висеть на ветках над моей головой. А вот у Коли клевало! Он бегал от своей удочки ко мне и пытался успеть и там и здесь.
 В итоге, она наловил ведерко рыбы, а у меня была была удочка с изорванными снастями. Мы отправились домой. Коля нес удочки, а я ведро с рыбой. Когда мы подходили к дому, я ускорил шаг и побежал родным показывать рыбу. Когда они нас увидели и удивились нашему улову, я сказал: "Смотрите сколько мы наловило, то то же!". А вот за ужином, за столом, когда мы ели уху, Коля рассказал нашу история о рыбалке. Родные долго смеялись над о мной, как "Мы пахали", чтобы наловить рыбы.

Фонохрестоматия

И. И. Дмитриев. «Муха»

1. Как интонацией, тембром голоса актриса передаёт характер Мухи, которая «пахала»?

Актриса делает тембр голоса более высоким.

2. Что меняется в манере чтения, когда читается мораль басни?

Мораль, то есть вывод, читается спокойно, в задушевной манере.

3. Прочитайте басню так, чтобы слушатели поняли ваше отношение к Мухе-«труженице» и к морали басни, которая всегда звучит современно.

Читаем выразительно басню.


Иван Андреевич Крылов

Ответы на вопросы и задания к стр. 34. Проверьте себя

1. Что вы знаете о детстве И. А. Крылова?
3. Расскажите о том, как учился И. А. Крылов и какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании. Как вы думаете, какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?

1, 3. Родился И.А. Крылов в не богатой дворянской семье. При этом он не получил толком ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования. Однако начальные способности чтения и письма привил Крылову его отец. Мать приобщила сына к чтению и ревностно следила за его развитием.

Учение давалось Крылову просто. Он также был музыкален и сам выучился играть на скрипке.

 Когда Крылов подрос, то отец отдал маленького Крылова в учение французу - гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме. Иван Андреевич не был основным учеником, он учил язык совместно с детками губернатора, но «учитель был не очень сведущ, и потому ученики его не много поспевали».

 После смерти отца Крылова, все проблемы воспитания и образования ребенка легли на мать. В итоге ей пришлось отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он сразу прислуживал и проходил курс наук вместе с детьми владельцев. Крылов осознал, что ему необходимо полагаться только на свои силы, возможности, разум. Но для их развития требовались новые познания. Он понял, что ученье стало единственно вероятным выходом из бедного состояния, потому он активно занялся самообразованием. Помогала ему в этом как могла мать Мария Алексеевна. Мать старалась воспитать в своём сыне усидчивость, бдительность, ответственность, усердие, щедрость, душевность, самостоятельность, практичность, острый ум и собственную харизму.

2. Какие его басни вы выучили наизусть? Прочитайте их.

Учим, рассказываем басни.

Фонохрестоматия, стр. 37

И. А. Крылов. «Осёл и Соловей»

1. Как актёр передаёт состояние очарованности соловьиным пением?

 Соловей одна из немногих умелых птиц, которая может подрожать пению других птиц и даже голосу человека. Соловей в чем-то олицетворяет человека - мастера, ведь как у птицы так и у человека есть дар от самой природы. Актер передаёт  состояние; интонацией, громкостью, тембром голоса, ритмом речи, эмоциональной окраской звука.

2. Как чтец характеризует Осла? Какими средствами выразительного чтения он этого достигает?

Писатель пытается донести до чтеца, как осёл глуп и как он не прав. Характеризуя осла, чтец использует такие приемы как силу голоса, тембр, интонацию.

3. Какие чувства переживает чтец, когда говорит о Соловье, услышавшем суд Осла?

Без сомнения, что чтец испытывает возмущение и чувство несправедливости, ведь суд осла несправедлив, глуп, навязан.

4. Подготовьте выразительное чтение басни, постарайтесь при этом передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения.

Читаем выразительно басню.

Фонохрестоматия, страница 40

«Листы и Корни»

1. Как актёру удаётся вслед за автором подчеркнуть различие речи Листов и Корней?

Улыбкой и гримасой. Одна речь это восхваление, другая передает жалость.

2. Какие черты характеров Листьев и Корней актёр противопоставляет в своём чтении?

Листья и корни — это составляющие части дерева. Листья гордятся тем, что они красивы и всеми любимы, но это не даёт им увидеть очевидного. Их заслуга в жизни дерева не превышает заслуги корней. Ведь листья растут только весной, а корни питают дерево всегда.

3. Какова позиция автора в споре Листов и Корней?

 Можно сделать вывод о том, что без участия скромных, но умелых людей не спорится ни одно дела, так же как в споре листов и корней нет смысла, так как корни приносят большую пользу для дерева.

4. Подготовьте выразительное чтение, подчеркнув разность характеров Листов и Корней и мудрость заключительных строк басни.

Читаем выразительно басню.


Осёл и соловей. Листы и корешки. Ларчик

Ответы на вопросы и задания к стр. 43

Фонохрестоматия

«Ларчик»

1. Какими средствами выразительного чтения актёр выявил позицию баснописца?

Актер, читая басню, использует такие средства выразительности, как повышение и понижение интонации, логическое ударение, паузы, средний темп исполнения.

2. Как вы считаете, выражено ли в тексте басни отношение автора к «механики мудрецу»? Обоснуйте своё мнение цитатами из текста басни.

Автор относится к "механики мудрецу" с недоверием к его способностям. "Тут, глядя на него, иной \ Качает головой;
\ Те шепчутся, а те смеются меж собой.
\ В ушах лишь только отдается: \ «Не тут, не так, не там!». Так и оказалось — "мудрец" с простой задачей не справился.

3. Подготовьте выразительное чтение басни. Постарайтесь найти особые интонации для описания Ларчика, для заносчивой речи «мудреца», для описания процесса поиска «секрета» и реакции окружающих на этот процесс, для финала басни, ёмкого, краткого, ставшего поговоркой.

Читаем выразительно.

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали басни И. А. Крылова и статьи литературоведа о них. Подготовьте каждую басню для выразительного чтения или инсценирования. Одну из басен выучите наизусть.

Учим басню.

2. Что было причиной появления басни «Осёл и Соловей»? Над чем заставляет читателя смеяться баснописец? Чем восхищались современники? Почему особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья и восхищение слушателей?

 Поводом для появления басни «Осёл и Соловей» стал реальный случай, произошедший с И.А. Крыловым: «Один боярин, решив познакомиться с Крыловым и оказать ему покровительство, пригласил его к для себя в гости и там попросил прочесть две-три басенки. Крылов согласился и артистично прочел несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Боярин выслушал их благорасположенно и глубокомысленно произнес: «Это отлично; но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» — «Не умею», — робко отвечал поэт. Тогда так разговор и закончился. А вот вернувшись домой, задетый за живое, баснописец написал басню где и высмеял по сути своего судью.»

Баснописец выставляет на посмешище Ишака за его несостоятельность в оценке искусства, осмелившегося судить о высоком.

 Современники восхищались мастерством Крылова - рассказчика в этой басне: они отмечали удивительную «естественность в изображении характеров» Осла и соловья, также умелым изображением пения соловья. Было принципиально показать в басне красоту пения соловья, используя речевые обороты. Все ради того, чтоб на его фоне невежество осла в особенности было заметным.

3. Что хотел сказать И. А. Крылов басней «Листы и Корни»? В чём разница басен Крылова и Муравьёва? Какая точка зрения вам ближе и почему?

Под «Листами» в басне предполагается дворянство, под «Корнями» — обычной люд. Этой басней Крылов желал сказать, что для благоденствия страны и общества («Дерева») зависит не только лишь от высшего слоя общества, да и от обычного народа, тут важны все его части, потому не стоит «Листам» так возноситься и забывать про «Корни», которые их питают.

М. Н. Муравьёв же считает, что благоденствие общества и страны зависит только от Вершины (от правительства), а мятеж Корней только подрывает крепость страны.

Мне близка точка зрения Крылова.

4. Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»? Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или «открывался»)? Подготовьте выразительное чтение, учитывая перестановку ударения, и прокомментируйте содержание басни.

В басне Крылова «Ларчик» баснописец смеётся над пустыми размышлениями, не подкреплённым практическим опытом и знаниями, также над теми, кто не умеет просто взяться за дело, а пускается в глубокомысленные, никому не нужные рассуждения.

«...последняя фраза «А Ларчик просто открывался» имеет два значения. Первое заключается в том, что секрет Ларчика прост. В данном случае ударение должно стоять на слове «просто». Из второго следует, что Ларчик не был заперт.
Тогда и ударение в заключительных словах должно быть поставлено на слове «открывался». Забавно смеясь, Крылов играет этими значениями, придавая басне неоднозначный, широкий и глубочайший смысл» (В. И. Коровин).

5. Попробуйте перечислить, какие пороки человека высмеивает Крылов в баснях.

Глупость, высокую самооценку, невежество, лень, неуместную гордость.

Стр. 44. Совершенствуем свою речь

1. Как вы понимаете слова и выражения: «зефир», "привлекать", «смиренно», «надменно», «дерзко», «случается нередко нам», «мудрость», «в глаза кидался», «исподтишка», «голову ломает», «сказывают», «велико ль подлинно твоё уменье», «являть своё искусство стал», «Аврора», «внимая Соловью», «изрядно», «неложно», «навострился»?

Зефир — ветер др. греч., привлекать — увлекать, манить, смиренно — послушно, тихо, надменно — чрезмерно уверенно в себе, дерзко— резко, случается нередко нам — бывает, мудрость — в данном случае: пустое мудрствование, в глаза кидался — был заметен, приятен глазу, исподтишка — у меня за спиной, тихонько, голову ломает — ведет тяжёлую умственную деятельность, сказывают — говорят, велико ль подлинно твоё уменье — действительно ли ты так талантлив, являть своё искусство стал — стал петь, Аврора — заря, внимая соловью — слушая соловья, изрядно — нормально, хорошо, неложно — на самом деле, навострился — научился, отточил своё мастерство.

2. В каких словах выражена мораль в каждой из басен? О каких жизненных ситуациях говорится в этих строках? Приведите примеры. Похожи ли эти строки на пословицы? Чем?

Приводим морали из басен.

а)
Избави Бог и нас от этаких судей.

б)
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас.

в)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к басням. Как вы объясните иллюстрацию художника К. Трутовского к басне «Листы и Корни»? Почему там нет ни листов, ни корней? Кто из художников-иллюстраторов чаще других встречался вам при чтении басен?

На иллюстрации К. Трутовского к басне «Листы и Корни» нет упомянутых в ней ни листов, ни корней. Живописец изображает басню не иносказательно, как это было излежено в басне, а прямо, согласно устоев общества. Под листьями Крылов предполагал дворянство, а под корнями — обычный люд.

Проект

Подготовьте вечер, посвящённый басням различных авторов или басням И. А. Крылова. Предварительно составьте план вечера или программу, например:

1. Рассказы о поэтах басен. («литературоведы»).
2. Конкурсное индивидуальное и выразительное чтение басен с последующей оценкой и разбором произведения.
3. Конкурсное инсценировки басен.
4. Прослушивание актёрского чтения басен (лучшие аудиозаписи, аудиоспектакли).
5. Рассматривание и оценка иллюстраций к басням (поиск и обсуждение рисунков к басням).
6. Выставка рисунков учащихся к пройденным басням («художники»).