Ответы к теме "Иван Сергеевич Тургенев"

Проверьте себя, стр. 163

1. Что нового вы узнали об И. С. Тургеневе из статьи, подготовленной по материалам книги Н. Богословского «Тургенев»?

Из статьи Богословского о Тургеневе мы узнали очень много интересных фактов. Скажем такие: Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду и один из его рода был казнен за то, что обличал Лжедмитрия. 

 Меня заинтересовало то, как детские годы писателя повлияли на всю его дальнейшую судьбу и творчество. В статье написано, что мать Тургенева, Варвара Петровна, была очень властной женщиной, которая единолично управляла всем имением и все в имении подчинялось именно ей. Маленький Тургенев отлично это понимал и это отчасти омрачило его счастливое детство. Критики справедливо считают, что образ Варвары Петровны писатель использовал в своих произведениях, например в известном всем рассказе "Муму".

Писатель вырос в деревне (Спасское - Лутовиново) и поэтому с детских лет полюбил русскую природу. Именно поэтому в его творчестве так много рассказов именно о красотах природы. Мне нравится, что биография поэта нашла отражение в его произведениях. В них много описаний природы и видно, что поэта занимали охота и рыбалка.

2. Используя биографические словари «Русские писатели» и ресурсы Интернета подготовьте устное сообщение о жизненном пути писателя.

 Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в городе Орел в дворянской семье. Как все дворянские дети того времени, первое свое образование Тургенев получил от частных учителей, потом воспитывался в пансионе и учился в Московском и петербургском университетах. В годы своей учебы И. Тургенев пишет свои первые произведения, а потом на несколько лет уезжает за границу. После возвращения из за границы он становится магистром филологии, потом служит, и наконец, обращается к литературе окончательно и бесповоротно. Тургенев заводит знакомства со многими известными писателями — Некрасовым, Фетом, Белинским, много пишет. Снова путешествует по Европе. Смена образов позволяет писателю охватить наиболее полно мировосприятие и передать в своих произведениях наиболее интересные мысли и сюжеты.

И. Тургенев прославился как прекрасный писатель о русской природе, он также создал галерею образов крестьян, он написал несколько интересных романов, в которых разбирал реалии современной жизни.

Умер И. Тургенев в пригороде Парижа в 1883 году.


Бежин луг. Тургенев И.С.

ГДЗ к вопросам и заданиям на стр. 190-192

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали ещё одно произведение И. Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?

Рассказ Тургенева "Бежин луг" мне запомнился красочными описаниями ночной природы, земли, неба, ночных звуков. Автор находит очень яркие образы и эпитеты для описания обычных и привычных всем вещей. Это описание покоряет своей красотой и читать его одно удовольствие. Этим описаниям автор уделяет немало времени и становится понятным, что он очень любит природу родного края и любуется ею. Это и понятно, ведь Тургенев был и охотником и рыбаком.

 История в рассказе такова. Заблудившись, повествователь выходит к мальчикам, которые сидят у костра, сторожат лошадей и рассказывают друг другу страшные истории. Мальчики в рассказе очень разные, четыре простых крестьянских мальчика и один мальчик из богатой семьи, который видимо пошел с ребятами из любопытства. Рассказы их совершенно обычные для детей такого возраста - об утопленниках и русалках, о домовом, о разных странных происшествиях будоражащих сознание. 

В этом произведении мне понравились именно рассказы мальчиков, в которых можно было увидеть и полет фантазии и некоторые предрассудки, они мне показались почему-то очень увлекательными.

2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

Я бы именовал рассказы мальчишек - героев прямо за Тургеневым «поверьями»: «— Покойников во всяк час видеть можно, — с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья...»

3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

Я думаю, что детали которые были описаны Тургеневым лишь подчеркивают ту атмосферу и четко описывают, как же все происходило. На этих описаниях и приёмах держится единство текста, его смысл. Только задумайтесь, рассказ именуется «Бежин луг», а это означает, что главное в нём — природа. Конкретно все эти описания, чувства рассказчика и мальчишек, рождающиеся именно из восприятия природы вокруг их. К тому же ночь и костер великолепно подходят под сюжет ночных рассказов.

Творческое задание

Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

 Из этого рассказа можно было выяснить, что Наша родина — очень одухотворённая страна: с малого возраста люди в ней думают о смысле бытия. Обитатели её хранят богатую устную традицию, передают её из поколения в поколение. Наша родина — прекрасная, красивая, богатая природными ресурсами страна.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?

Да, в целом художники смогли уловить картину ночной природы и атмосферу ночных и пугающих рассказов.

Совершенствуем свою речь

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.

Пересказываем рассказ.

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

 Описания природы в этом рассказе помогают нам лучше ощутить все вокруг происходящее. Позволяют проникнуться красотой местности, насладиться прекрасным вместе с автором. Ведь все события (рассказы мальчишек) появляются конкретно под воздействием на них этой красивой, чарующей и окружающей обстановки — Бежина луга.

 В целом это описание можно назвать аллегорией. Тьма, ночь, жуткие предания, вероятнее всего, символизируют трудные времена для крестьянства, для их малышей. Но обычный российский люд сильный, смелый (как Павел), он всё переживёт, выдержит, не ужаснется — и наступит рассвет, утро (наилучшие времена, может быть, даже отмена крепостного права). Пришествие утра выступает в этом рассказе в роли некого предсказания.

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

Ответы на вопросы 3 и 4.
Федя. Мальчик порядка 14-ти лет, прекрасный, хороший мальчишка из богатой крестьянской семьи. У него нет необходимости ехать ночкой на луг сторожить табун, но он всё равно отчаливает туда с друзьями: он реальный российский человек, любит природу и тянется к ней.

Павел. Подросток 12-ти лет. Большой, не очень красивый, но прочно сложенный мальчишка. Самый серьёзный, смелый и сильный из всех пятерых. Немногословен, видно, что он не очень верует во все эти страшилки. Его собственная история о затмении солнца завершается бытовым, а совсем не магическим разрешением. Рассказчику он нравится больше всего. Конкретно он не дремлет на рассвете — такие, как он, будут биться за улучшение жизни крестьян. И пусть он через год погиб (такие уж пока у нас тёмные времена), на российской земле ещё много таких, как он.

Илюша. Ему двенадцать. Не очень приметный мальчишка. Зато он лучше всех знает и хранит устную традицию российских поверий: он ведает и про домового, и про приказчика Ермилу с барашком, и про покойного барина, что отыскивает разрыв-траву, и про то, как люди прогуливаются на паперть глядеть пророчество, кто в этом году умрёт, и про Тришку, и про лешего.

Костя. Ему 10 лет. Печальный, грустный мальчишка, и ведает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу, склонен думать о смысле жизни. Незначительно труслив. Его история и на поверье-то не достаточно похожа: она базирована на его ужасах.

Ваня. Самый небольшой: ему всего лет семь. Не труслив. Маленький мечтатель.

Фонохрестоматия

«Бежин луг»

1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?

Прочитанные актером отрывки описания ночного пейзажа и раннего, утреннего отличаются. Там, где актер говорит о ночном пейзаже, он читает вкрадчиво, тихо, даже в некоторых моментах с тревогой и страхом. Утренний пейзаж изображается актером спокойным, тихим, безмятежным. Все вокруг утихло, все мальчики заснули, и природа начала постепенно пробуждаться.

2. Попробуйте сами прочитать эти два описания так, чтобы передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света».

Читаем, при этом подражаем актеру.

3. Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра.

Костю я представил трусливым, Ильюшу слабым, несколько трусливым, но заинтересованным. Павлушу я представила решительным, бесстрашным. Ваня был маленьким, тихим и почти не вступал в разговор, Федя был надменным.

Федя. Самый старший среди мальчиков, автор дает ему 14 лет. Это мальчик из богатой семьи, возможно сын барина. Он несколько выделяется из ребят. Он хорошо одет, в армячок, свои сапожки, рубашка у него была подпоясана, и на поясе висел гребешок. Автор описывает его как кудрявого мальчика с белокурыми волосами, на лице которого постоянно играла полуулыбка. Федя мало говорит, но много слушает и часто задет вопросы.

Павлуша. Мальчик лет 12 неказистый и некрасивый, но он понравился автору. Это заметно из произведения. Павлуша много рассказывал и его голос был полон необыкновенной силы. Внешность Павлуши. была очень приметной — большая голова, на которой торчали во все стороны черные смолянные волосы, рябое лицо и большой рот. На вид Павлуша был неуклюжим, одет в рубашку и портки, все в заплатах.

Илья. Ровесник Павлуши (12 лет). Мальчик с желтыми, почти белыми волосами, которые он скрывал войлочной шапочкой. Лицо Ильи все время словно щурилось, у него, были сжаты губы и брови. Нос с горбинкой, лицо заботливое. Одет в онучи (*обертка на ноги типа портянок) и свитку, которую подпоясал веревкой.

Костя. Мальчик лет 10. Привлекал внимание задумчивым и даже печальным видом. Маленький и щуплый он выделялся своими огромными глазами, лицо Кости было в веснушках.

Ваня. Самый младший из ребят, ему было всего 7. Про него рассказано меньше всего. Большую часть рассказа он то вылезал из под рогожи, то снова под нее прятался. Волосы кудрявые, говорит слегка картавя. Видимо он в рассказе для того, чтобы придать явную реакцию на рассказы мальчишек, показать каково же было там у костра.

4. Подготовьте выразительное чтение отрывка по ролям, сохраняя характерную для каждого из мальчиков манеру речи.

Читаем выразительно отрывок из рассказа.