Ответы к теме "Михаил Юрьевич Лермонтов" учебника литературы за 6 класс

Вопросы к стр. 149

Проверьте себя

1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

Для обучения будущего поэта бабушка приглашала гувернёра-француза, бонну-немку, учителя-англичанина, чуток позднее — А. 3. Зиновьева (грамматика, география, астрономия, история, математика), А. С. Солоницкого (рисование), А. Ф. Мерзлякова, С. Е. Раича.

2. Кто из Писателей (авторов) интересовал юного М. Ю. Лермонтова?

Молодого поэта очень заинтересовывали А.С. Пушкин и Байрон.

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?

В Столичном институтском Благородном пансионе Лермонтов изучал языки, историю искусств, математические и словесные науки, этикет.


Тучи. Лермонтов М.Ю.

Ответы на вопросы и задания к стр. 150

Размышляем о прочитанном

1. В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек?

Поэт обращается к тучкам с чувством печали и горечи, видя в них небесных странников, как и он сам. Лермонтов именует их «вечные странники», так как у тучек нет дома, отчизны, нет Родины.

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

 Вот что о них (тучках) говорит поэт  — «вечные странники», «вечно прохладные, вечно свободные», у их нет «родины», и потому они не знают «изгнания», им чужды чувства привязанности и дружбы. Поэт, напротив, живёт среди людей, в их обществе, подчиняется законам общества, у него есть Родина.

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?
Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово относится и к нему самому. Он ощущает себя изгнанником, и при помощи слова «будто» ассоциирует судьбу тучек со своею судьбой.

Лермонтов испытывает чувства недоступные тучкам: он мучается, его истязают страсти, горечь от осознания чужой зависти, злости и инсинуации (притворства).

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

Как это не странно, но к описанию севера в стихотворении подбирается эпитет «милый», а юг именуется «стороной южной» (обычно слова «сторона» смешивается с эпитетом «чужая», думаю, этот эпитет тут предполагается).

Стр. 151. Фонохрестоматия

«Тучи»

1. Перечитайте стихотворение и ещё раз прослушайте и проследите, как меняется характер отношения лирического героя к тучам:
— в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему?
— в какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением?
— в каких строках стихотворения звучит уверенное «нет»? (У него и «вечно холодных» туч разные судьбы.)

В 1 части стиха. Его также отправили воевать, изгнали его туда, также как и тучи. (Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники )
Во 2 части.
В 3 части стиха.

2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?

Интонацией, тембром, темпом.

3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.

Учим наизусть стих.


Три пальмы. Лермонтов М.Ю.

Ответы на вопросы и задания к стр. 154-155

Размышляем о прочитанном

1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?

 Стих Лермонтова «Три пальмы» именуется восточным сказанием по нескольким причинам. Во-первых, его сюжет связан с природой востока, где есть песок и пальмы. Во-вторых, восточную тему раскрывает спектр повествования и отдельные слова: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк.

Далее стих.
(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Михаил Лермонтов

1893 г.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?
3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Я думаю, обстоятельств гибели пальм следующие:

1) Это то, что они возроптали на Бога и свою судьбу;
2) Возможные потребности человека. 
3) Хищническое поведение людей из каравана.

Фонохрестоматия

«Три пальмы»

1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова? Какие чувства переживали вы, слушая это лиро-эпическое произведение?

 Настроение мрачное и печальное. В целом создается впечатление того, что не стоит жаловаться на судьбу, возможна все не так уж и страшно, как могло бы быть.

2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает:

— Описание оазиса с пальмами в аравийской пустыне (I строфа);
— Ропот и жалобы пальм (II строфа);
— Описание движущегося каравана (III строфа);
— Гарцевание арабского всадника (V строфа);
— Встреча гостей в оазисе (VI строфа);
— Сцену гибели пальм (VII строфа);
— Описание безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).

 Вначале стихотворения представляется картина восточного оазиса среди песчаной аравийской пустыни. В оазисе три гордые пальмы, между корней которых пробивается журчащий прохладный ручей, питающий их корни своими водами.
Пальмы жалуются на свою судьбу, на то, что растут в пустыне, не приносят никакой - либо пользы. Они жалуются на Бога, обрекшего их на такую жалкую участь. В следующий момент к оазису подходит караван и располагается на привал. Пальмы приветствуют гостей, а звучный ручей поит их своей студеной водой. Однако вместо благодарности за гостеприимство люди срубают деревья для костра и, покинув оазис, оставляют, один лишь седой и холодный пепел. Заключительная картина оставляет тяжелое впечатление: на месте веселого, полного жизни оазиса является дикая и мрачная пустыня, заносимая раскаленным песком над которой летает лишь коршун.

3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.

Читаем выразительно.

Творческое задание

Подготовьте сценарий мультфильма «Три пальмы» по мотивам баллады М. Ю. Лермонтова. Продумайте содержание каждого кадра. Подберите музыку, которая будет сопровождать ваш фильм.

Сценарий мультфильма "Три пальмы" по стихотворению М. Лермонтова по кадрам (сценам).

Пустыня, песок, солнце, синее и ясное небо без единого облачка.
Вдали виден оазис, к которому мы приближаемся и видим три пальмы.
среди трех пальм виден родник. На заднем плане из-за бархана показывается верблюд. Возле пальм расположился целый караван.
Веселье арабов, верблюды пью из ручья.
Солнце садится за горизонту. Араб достает топор и рубит стволы.
Мерцает в ночи яркий костер из стволов пальм, выхватывая своими бликами лица арабов и их верблюдов.
Новый день и снова как и сначала солнце, песок, угли от костра и три пенька от пальм.
Наш мультфильм, сопровождает музыка из сюиты Римского-Корсакова "Шахерезада" или другая восточная мелодия.


Листок. Лермонтов М.Ю.

Ответы на вопросы и задания к стр. 157-158

Размышляем о прочитанном

1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

Листок - странник оторвался от дерева, от родного дуба. Лист полетел в степь, засох, пожелтел, докатился до Чёрного моря. Там лист повстречал молоденькую чинару (древесное растение), попросил у неё крова, но она ему отказала. Этот рассказ не только лишь о листке, но и о людях — о поисках лучшего и о разбитых надеждах, о самом писателе.

Эпитеты которые встречаются (жестокою, гонимый, тоской глубокой, бедный, суровой, пылен, жёлт, холодное) и олицетворения (прижался, молит, до срока созрел, ношусь один) помогают сделать стихотворение таким грустным и печальным.

2. Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Выберите из текста глаголы, и в вашем сознании восстановится вся история листка («оторвался», «укатился», «засох», «увял», «докатился», «прижался», «молит приюта», «до срока созрел») и чинары («цвету», «блистаю», «раскинула ветви»). Какой образ листка и чинары создаётся в стихотворении? Можно ли сказать, что листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания, трагедию целого поколения, «до срока созревшего»? Как вы понимаете выражение «до срока созревший»?

 В стихотворении Лермонтова "Листок" мы можем наблюдать два замечательных образа, созданных воображением поэта. Первый, это дубовый листок, который был сорван с дерева, который засох и завял, но однако докатился до Черного моря. И, второй, это молодая цветущая чинара, которая росла на берегу моря.

Дубовый  листок попытался найти защиту, приют у чинары, он попросился зацепиться среди ее зеленых листьев. Однако чинара отказала, потому что ей не нужен был сухой, чужой листок.

Это стихотворение может описывать и скитания самого Лермонтова, который долгое время провел на чужбине, но не нашел там покоя и счастья. Чужие красоты хотя и пленяли его взор, не стали для него милее красот родины.

Выражение в стихотворении "До срока созревший" Лермонтова можно понимать двояко. В прямом смысле, как раньше времени пожелтевший и сорванный с ветки, и в переносном, если воспринимать листок как аллегорию, как намек на человека на персонаж в жизни. В этом случае раньше времени созревший будет означать выглядевший старше своего возраста, повидавший многое не по возрасту, повзрослевший после перенесенных страданий и испытаний выпавших на его судьбу.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

 Вряд ли есть будущее у этого листка, ведь он уже совершенно увял, засох, пожелтел. Скорее всего, он скоро перевоплотится в труху, канет в лета... Хотя чинара говорит ему: «Иди для себя далее, о странник!», так что, может, листок так и будет странствовать бесцельно и бесприютно по свету... Однако он обречен.

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

 Сочувствие вызывает описанный дубовый листок. Листок очень одинок в этом враждебном мире. Все складывается против него. Жара, холод, ветер, солнце все все против него. Зато чинара живет в мире и согласии с этими явлениями природы. Она любима солнцем, у нее прекрасное место и ей комфортно, ее ветвями играет ветер, а корни питает свежая вода.

Листок прибивается к корням чинары и просит приюта у сильного красивого дерева. Но надменная чинара ревностно хранит свой покой. Ей надоели даже райские птицы. Чинара высокомерна и эгоистична. Ей чужды понимание и сострадание.

Чинара вынуждает листок нестись дальше, а дальше лишь море. Листок обречен на гибель в морской пучине. Одинокому листку нет спасения, искренне жаль его.

Фонохрестоматия

«Листок»

1. Как драматизм «жизни» листка передаёт актёр?

 Дубовый листок в этом произведении символизирует самого автора: М. Лермонтов в момент создания стихотворения находился в ссылке на Кавказе. Тогда он чувствовал себя очень одиноким. У него не было здесь друзей, а окружающие люди не воспринимали его талант серьезно, не интересовались его жизнью. Это происходило потому, что его культура и творчество не было интересно местным. Лермонтов попытался, как и листок из его стиха, подружиться с местной молодежью, но старшее поколение было против такого общения, и против романов кавказских девушек с молодым поэтом. Отсюда как мне кажется и появился этот стих.

2. Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Да, конечно совпадает! Я так же осуждаю чинару за столь жестокую недоброжелательность к дубовому листку.

3. Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Стихотворение после прочтения навеяло грусть. Ведь каждый может оказаться в такой ситуации, когда он одинок и заброшен в незнакомую и чуждую атмосферу. Я сочувствую листку.

4. Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель проникаются сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он испытал?

Листок "оторвался от ветки родимой" и отправился в странствия "жестокой бурей гонимый".

5. Подготовьте выразительное чтение «диалога» листка и чинары по ролям. Для этого попробуйте дать характеристику персонажам, а после этого решите, какие чувства должны звучать в словах героев стихотворения; какова должна быть манера произнесения слов, интонация.

Читаем выразительно стих.


Утёс. Лермонтов М.Ю.

Стр. 158-160

Размышляем о прочитанном

1. Попробуйте устно «нарисовать» картины стихотворения, активно привлекая лексику М. Ю. Лермонтова.

 Под вечер, в лучах заходящего солнца, золотая тучка зацепилась за могучий утес - великан. Ветер стих и она осталась возле на ночь, окутав утес своим покрывалом из тумана. Это длилось до утра, а потом тучка с рассветом тучка вновь продолжила свой полет по небу, она умчалась, гонимая ветром.

 Утес же снова остался один как и до этого. От пребывания на его груди тучки остался влажный след испарений. Утес задумчиво смотрит вдаль и ему становится очень грустно. Ведь он остро почувствовал свое одиночество, свою обреченность на пребывание в пустыни.

2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.

Учим наизусть и читаем стих с грустной интонацией.

3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

 Я бы нарисовал пустынный высокий утес, покрытый расщелинами с одним деревом на нем. Вдали по лазурному небе уплывает от него тучка, подсвеченная яркими лучами восходящего солнца. Она пролила дождь этой ночью на утес, и по склонам стекаются ручьи, словно утес плачет.

Литература и другие виды искусства

Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

Фонохрестоматия

«Утёс»

1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утёса?

Тучка беззаботная, свободолюбивая, игривая, красивая.
Утес серьезный, впечатлительный, одинокий, хмурый, обреченный.

2. Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы была понятна ваша характеристика тучи. Совпадает ли она с характеристикой, данной в чтении актрисы? Если нет, то в чём различие?

Совпадает. Да мне видится тучка именно такой, легкой, свободной, красивой, игривой.

3. Как вы думаете, почему актриса делает долгую паузу перед словами «одиноко / Он стоит, задумался глубоко...»?

 Пауза интонационно подчёркивает контраст описания этой картины, она нужна для смены настроения сюжета. Перед этим речь шла о весело играющей тучке, а далее речь идет об одиночестве утеса. Утес здесь конечно отождествляется с человеком.

4. Прочитайте стихотворение вслух, постарайтесь выразить светлое, радостное настроение, которым окрашена первая строфа, безысходное горе одиночества, переданное поэтом во второй строфе.

Читаем стих с интонацией.

Совершенствуйте свою речь

1. Готовясь к выразительному чтению стихотворений Лермонтова, важно обратить внимание на то, что, описывая судьбу листка или утёса, поэт рассказывает нам о человеческих судьбах, чувствах и псреживаниях, о радостях и страданиях людей. Чувства, настроения поэта становятся близкими читателю. Найдите наиболее верную интонацию, логические ударения при произнесении стихотворных строчек: «оторвался от ветки родимой... жестокою бурей гонимый», «засох и увял он от холода, зноя и горя», «прижался у корня чинары», «приюта на время он молит с тоскою глубокой», «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой».

Читаем стих выразительно.

2. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

 Наиболее часто свое отношение к описываемым событиям автор отображает с помощью такого средства художественной выразительности, как эпитет. Именно с помощью эпитетов автор создает определенное настроение, вызывает ответную реакцию у читателя, пробуждает наши эмоции и заставляет нас сочувствовать, осуждать или сострадать вместе с его героями произведений.

 Для примера стихотворение Лермонтова "Три пальмы". (разбирали выше) Пальмы сразу показаны гордыми, то есть мы видим их характер. Когда приходит к ним караван, то пальмы рубят, а автор пишет:

И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Здесь мы замечаем прием под названием метафора и олицетворение, который позволяет нам почувствовать всю боль и страдания пальм так, словно они люди.

Осуждение в конце стихотворения вновь выражено эпитетами: печальный, бесплодный, холодный.

В стихотворении "Утес" М. Лермонтов может показать печаль и страдание с помощью олицетворения и применяемых эпитетов, например Утес показан нам старым, одиноким и плачущим. Мы сразу понимаем, что ему грустно, больно, одиноко что он страдает от своей судьбы. Страдает так, словно он был бы живым - олицетворение. Эти же эпитеты пробуждают в нас сочувствие, нам становится жаль Утес и в сердце закрадывается осуждение легкомысленной тучки, но такова жизнь.

Итак, приемы, которые использует автор для создания настроения - эпитеты, олицетворение, метафора.

Проект

Подготовить для конкурса в классе выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, прочитанных вами в 5 и 6 классах (составьте программу, определите участников, членов жюри, критиков, музыкальное сопровождение и т. д.).