Ответы к теме "Древнерусская литература" учебника за 6 класс

Стр. 22. ГДЗ к вопросам и заданиям

1. Как читали книги люди Древней Руси? Что явилось достижением древнерусской литературы? Кто были действующие лица этих произведений?

 Чтение в Древней Руси было доступно не всем. Во-первых, книг было мало, они были дорогие, да и читать умел не каждый! Читали книги неспеша, перечитывали и перелистывали страницы аккуратно и бережно. Книги били чем-то таким дорогим и особенным, как современные ультрамодные гаджеты!  

Достижением древнерусской литературы было наличие вообще каких-либо книг, а впоследствии книгопечатание. Ведь массовость книг позволила сделать их доступными, а значит повысить уровень образования в целом. Одним из первых печатников на Руси был Иван Федоров.

В древнерусской литературе героями были реальные лица участвующие в освобождении русской земли от захватчиков. Скажем «Сло́во о похо́де И́гореве, И́горя, сы́на Святосла́вова, вну́ка Оле́гова» написано примерно в 1185 году. О походе Игоря на половцев. 

2. Что было живым источником древнерусской литературы? Каковы в ней черты, созвучные нашей эпохе?

Живым источником для древнерусской литературы были реальные события и реалии бытия народа. Это и походы освободителей русской земли и народное творчество: предания, народные песни, лирические песни, плачи, «славы», обрядовая поэзия.

Созвучно нашей литературе в древнерусской то, что по сути является актуальным и сегодня. Это любовь к своей Родине, патриотизм, воспевание красоты русских просторов и природы, умных, честных, справедливых и сильных героев!

3. Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства. Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?

Для древнерусской литературы свойственно разделение по тематикам:

- Священное писание 
- Богослужебные книги. Вероучительные (этико-наставительные поучения, толкования). Проповеднические (ораторская проза)
- Житийные (жития святых, похвальные слова святым)
- Канонико-юридические (уставы, кормчие книги, судебники, договорные)
- Мемориальные (летописи, хронографы, паломничества, путешествия)
- Научные (сборники энциклопедического характера)

Описывались события вымышленные в виде сказок. А реальные такие опять же как "слово о полку Игореве".

Стр. 22-23. Развиваем свою речь

1. Специалисты по древнерусской литературе говорят об образности произведений. Вспомните примеры, которые они приводят. Как бы сказали герои древнерусской литературы вместо следующих выражений:
«Приеду весной» —
«Кто-то много сделал для Родины» —
«Враги бежали» —
Проверьте себя по статье. Составьте предложения, используя оба варианта.

Приеду весной — приеду, как только на деревьях лист расцветет.
Кто-то много сделал для Родины — много пота утёр за Отчизну свою.
Враги бежали — показали плечи свои.

2. Постарайтесь пересказать текст статьи, активно привлекая лексику древнерусской литературы.

Пересказываем используя древнерусские слова и речевые обороты. 


Из «Повести временных лет»

Стр. 24. Размышляем о прочитанном

1. Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?
Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.

Спасти город и его обитателей удалось благодаря хитрости и находчивости первого старца: он выдумал историю о том, как вынудить печенегов поверить в то, что белгородцы сумеют держать оборону ещё пару лет (на киселе, что «даёт им земля»).

2. Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?

Сказание начинается с того, что Белгород уже на грани того, чтобы сдаться противнику, а завершается оно тем, что обманутые печенеги сами ушли от городка. Да, можно утверждать, что с виду проигрышная ситуация заканчивается оптимистической концовкой.

3. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

Особенности древнерусской литературы, проявившиеся в «Сказании о белгородском киселе»:

- мудрость, опыт и хитрость;
- оптимистичность и несгибаемость русского духа;
- прославление собственной Родины, гордость за неё и героев Руси;

Стр. 25. Развиваем свою речь

1. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?
Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?

Печенеги — завоеватели, вече — собрание, поведали — изложили, повелели — приказали, отдали приказ, корчага — сосуд (емкость), восвояси — к себе, назад.

2. Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили. Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.

Пересказываем текст своими словами.

3. О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?

Во-первых, о времени события о котором рассказывается. Ведь оно происходили именно в этом году. Эта повесть является одним из ранних из всех дошедших до нас  древнерусских летописных материалов. "Повесть временных лет" есть в нескольких редакциях, она переиздавалась. Ее автор - Нестор Летописец. Родился он в 1056 году в Киеве. Умер он в возрасте пятидесяти восьми лет в том же городе Киеве, в 1114 году. 

4. Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?

 Наиболее часто при прочтении "Сказания..." встречается союз "и". Союз является связующим, объединяющим, укрупняющим. При его применении слова, фразы сплетаются в единую мысль. В целом из-за этого создается впечатление, что все сказание очень напоминает певучую медленную речь, сродни той, которую используют в некоторых фольклорных произведениях, исполняемых под аккомпанемент народный инструментов. Его применение оправдано не только для смысловой связи, но и для стилистики сказания.

Фонохрестоматия

«Сказание о белгородском киселе»

1. Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передаёт актер?

Старец - отвага и хитрость, он не собирается сдаваться врагу.
Горожане сдаются, но мудрость старца не дает сдаться.
Печенеги - непонимание, так как появляется кисель из недр земли.

2. Какими чувствами наполняется голос летописца в финале?

Голос летописца в финале наполняется радостью, гордостью.

3. Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?

 "Сказание о белгородском киселе" — весьма предсказуемый народный сказ о том, как главный герой обманул противника хитростью. По совету старца, Белгородцы налили в колодец кисель и тем самым убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля.
 Сами печенеги подошли к Белгороду и "не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города". Горожане уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”. Однако один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей, тогда он обещал им, что враг уйдет. Жители радостно пошли и собрали зерновые. Велели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане". Враги изумились и ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость русского народа.

4. Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

В произведении есть насмешка над дикими, непросвещёнными степняками; автор утверждает своим соотечественникам, что русские не должны покорятся недолюдям - чужеземцам. 

5. Подготовьте выразительное чтение «Сказания...», передавая величественную простоту речи летописца.

Читаем не торопясь, а выразительно.