Родная природа в стихотворениях российских поэтов XIX века

Страница 284. Фонохрестоматия

«Весна, весна! как воздух чист!..»

1. Меняются ли интонации актёра, когда он читает стихи о лёгких облаках, о бурной реке, о песне незримого жаворонка?

 В то время, когда актер читает об облаках, его голос становится вдохновенным, как будто летящим. Он представляет, как летят облака и сам будто наполняется воздухом и становится таким же легким. Когда он читает про бурную реку его голос становится насыщенным, бурлящим и перекатистым, как течение реки. В строках о жаворонке, актер максимально представляет легкого, звонкого жаворонка и интонацией показывает его пение.

2. Прислушайтесь к тому, как актёр передаёт смену весенних чувств и настроений поэта.

Актер передает смену чувств при помощи интонации и тембра, громкости.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Читаем стих выразительно.

«Чудный град порой сольётся...»

1. Как актёр передаёт лёгкость, зыбкость, изменчивость картин, создаваемых движением облаков?

Актер передаёт лёгкость и изменчивость создаваемых облаками городов через такие сравнения: летучие облака, т.е. мягкие, белые, воздушные, одно мгновение — ветер дунет, и вот уже нет города, только воспоминания.

2. С каким чувством поэт говорит о быстром исчезновении «мгновенных созданий поэтической мечты»? Как эти чувства передаёт актёр?

Поэт о быстром исчезновении говорит с чувством сожаления, вот есть один миг, но ветер дунет и уже ничего не будет. Актер передает смену чувств при помощи интонации и тембра, громкости.

Стр. 286. Фонохрестоматия

«По горам две хмурых тучи...»

1. Что вы можете сказать об отношении туч друг к другу, об отношении к ним скалы?

 Две тучи, родившие гром, который напугал скалу, не посмели повторить удара яркой молнии. «И у ног скалы горючей улеглись и обомлели». Поэт, одушевляет природу, потому что она близка и понятна ему. Глагол "обомлели" эмоционально выразителен.

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь при этом передать развитие сюжета и обозначить характеры персонажей.

Читаем стих выразительно.

«Посмотри — какая мгла...»

1. Какими средствами актёр помогает нам представить образ поэта?

Прилагательными, смыслом и знаками препинания, громкостью голоса.

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав сказочно-романтическую атмосферу произведения.

Читаем стих выразительно.

Страница 288. Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них.
О каком из этих стихотворений вам хотелось бы высказать своё суждение? Какое из них хочется выучить наизусть, потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?

Ближе всего мне стихотворение Полонского, в котором можно предугадать проблемы отношений родителей и детей.

2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...» поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.
Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

Е.А. Баратынского особенно восхищает весной чистота воздуха, ясность, лёгкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.

В стихотворении «Весна, весна! как воздух чист!» поэт всё внимание отдаёт описанию природы, использует много глаголов («слепит», «летают», «шумят», «блестят», «несёт») и кратких прилагательных («чист», «ясен», «обнажены», «шумен», «душист»), что создаёт впечатление быстрого движения.

В процитированной строфе поэт использует олицетворение: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам».

Олицетворения: «Взревев, река несёт // На торжествующем хребте // Поднятый ею лёд!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «древа обнажены», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьём она ручей // И с птичкой птичка!»

Полное слияние с природой поэт описывает в последних строках:

Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!..

3. В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся...» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?

Таким образом Баратынский описывает поэтическое вдохновение, возвышение поэта над мирским, земным. Но поэтическая мечта хрупка, как лёгкие облачка, и любое грубое вмешательство могут её разрушить, как город из облаков.

4. Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи...». Какие образы возникают при чтении стихотворения?

После прочтения стихотворения Я.П. Полонского перед глазами предстаёт романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ на эти громы.

Олицетворение — тот художественный приём, который позволяет зримо представить эту картину в образе других действующих лиц, предметов.

Глаголы в стихотворении в основном относятся к движению туч: тучи «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «не смели повторить», «улеглись», «обомлели». Эхо в стихотворении «засмеялось», скала «вздохнула». С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить динамику, мы наблюдаем за образом скалы и туч.

В стихотворении поэта выражено настроение тревоги, беспокойства, соперничества.

5. Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» — может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка... О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?

 Как мне кажется, стихотворение А. К. Толстого в чем-то смахивает на ужасную сказку: весёлые стрекозы зовут малёхонького мальчугана за собою ввысь, принуждают собой наслаждаться, но тем подводят его к обрыву, что очень небезопасно... Нельзя доверять этим стрекозам, не надо забываться. Вот к чему призывает стих.

Проект

Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов в классе «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах о их судьбе и их творчестве, прочитаете стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов - участников. 

Конец первой части. Переходим ко второй части учебника по литературе.