Ответы к теме "Николай Семёнович Лесков"

Вопросы к стр. 226. Проверьте себя

1. Как начинался творческий путь Н. С. Лескова?

 Н.С. Лесков в свое время недолго служил на государственной службе. Так вот, по служебным делам он изъездил всю Россию. Этот опыт и обеспечил автора материалом, дал ему пищу для его статей и очерков. Писать он начал примерно с 1860-х годов. Уже после Лескова заметил широкий круг читателей и журналистов — он становится сотрудником ряда газет и журналов. В первых собственных литературных опытах Лесков показал себя страстным полемистом — многие ополчились против него, на короткий срок его даже отлучили от работы в популярных изданиях. Однако именно в это время, в 1860-е годы, складывается его типичная, свойственная ему манера письма, которая расцветёт в 1870-1880-х годах.

2. Чем интересен герой произведений писателя? Используя материалы раздела «Литературные места России», подготовьте устное сообщение о музее Н. С. Лескова в г. Орле.

Цитирую:
«Герои Лескова — люди Российской земли, чудаки, блаженные, необыкновенно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, нередко беспечные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство соболезнования к обиженным. Лесков не придумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость российского человека, кротость его души и чистота сердца давали Лескову надежду, что люд найдёт совместно со государством праведный путь». 


Левша. Лесков Н.С.

Ответы на вопросы и задания к стр. 268

Размышляем о прочитанном

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

Безымянный мастер (левша) и его товарищи говорят о том, что они берутся выполнить работу: «авось слово царское ради нас в постыждении не будет» (* - устыжен, приведен в смущение). Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию, так как во-первых, считают что негоже ударить лицом в гряз и отказаться,  во-вторых, желают показать, что российский люд одарен не хуже, чем представители других наций. Они гордятся собственной государством.

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

 Левша так описывается в произведении Лескова: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Левша держится с царём и его окружением весьма сдержанно, покорно и тихо, но сознавая своё достоинство мастера.

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

Оказалось, что и посмотреть это практически невозможно, вот как говорит Левша. Он разъясняет царю: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

Британцам долго не удавалось уговорить Левшу приехать к ним, хотя бы погостить в Великобританию (Англию). Однако они пообещали, что «они его в это время по различным заводам водить будут и всё своё искусство покажут». Вот тогда Левша не смог отказаться, согласился погостить.

 Особенное впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, то есть как говорят культура производства, «особенно насчёт рабочего содержания». Там он увидел, как одеты работники, как они проводят выходные и праздники, что работают они с обучением, а не «с бойлом», и живут в достатке, сытости. А еще Левшу очень заинтересовывало, как же британцы хранят свои ружья.

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

Н.С. Лесков изобразил генерала Платова таким донским казаком с «грабым» носом, в «лохматой бурке» и широких штанах, который без конца курит корешковую трубку и пьёт «водку-кислярку» стаканами.

Главное в персоне Платова то, что у него есть твёрдая уверенность в том, что всё российское — самое наилучшее. Он уверен, что российские люди должны обожать Россию и не соблазняться на всё зарубежное. Здесь примечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок умопомрачительной пистоли и указывает на надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».

Автор надсмехается над образом Платова, над его привычками, над попытками отстоять русскую честь, когда он приглашает британцев приезжать в Россию и попить чай «с реальным молво Бобринского завода», над тем, как Платов спустил в кармашек мелкоскоп, который «сюда же... принадлежит».

 Лескова коробит от того, как Платов обращается со своими подчинёнными, с тульскими мастерами, в том числе и с Левшой. В восьмой главе рассказывается, как Платов ехал на Дон и назад: спешно и «с церемонией», и в этом описании ощущается возмущение создателя. Автор привел и другие нелицеприятные факты, как Платов указывает мастерам кулак, как он хватает Левшу, кидает его в свою коляску: «Сиди, — говорит, — тут до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». А вот уже после в произведении, Платов, который не робел ни в одном бою, вдруг предстаёт пред нами трусом, когда он прячет за печку шкатулочку с блохой и не верует, что тульские мастера не осрамились. Однако Платов после честен и мужественно извиняется перед левшой за то, что оттаскал его за волосья.

 В произведении Лескова Матвей Иванович Платов был графом, генералом, то есть образованным человеком. Портрет, который нарисовал Лесков, не соответствует реальному изображению генерала М.И. Платова. Платов погиб за семь лет до погибели Александра I и не мог встречаться с царём Николаем I.

Эпизоды, рисующие царское окружение.

Эти эпизоды мы находим в главах произведения двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой.

Глава 12: «А царедворцы, которые на ступенях стоят, все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, — потому что его терпеть не могли за его храбрость».

Глава 13 : «Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или хитростью, а говорит просто».

Глава 14: «Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его цель...»; «А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нём какой-нибудь жалованный чин есть».

Учимся читать выразительно

Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.

В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:

«Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша».

Страница 270. Совершенствуем свою речь

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего?

 Можно утверждать, что сказитель прослеживается во всех главах, за исключением двадцатой главы, где уже слышатся слова создателя. Особенно ярко драматичность сказителя показана в главах, где рассказывается о путешествии Александра первого в Европу, о поведении придворных при дворе Николая I. Серьёзность и набожность сказителя отражается в главах о походе туляков на богомолье и при описании их работы. Любовь к России проявляется в описании путешествия Левши в Великобританию и рассказе о том, как британцы его пытались заманить. Сказитель ближе всего по восприятию мира к Левше.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.

Зачин (начало): «Когда правитель Александр Павлович закончил венский совет, то он возжелал по Европе проездиться и в различных государствах чудес посмотреть».

Концовка: «А доведи он левшины слова в своё время до сударя, — в Крыму на войне с неприятелем совершенно бы другой оборот был».

 В сказе встречаются повторы. Так несколько раз британцы пробуют уверить Александра в том, что именно они самые качественные мастера, а Платов это представление разрушает. Когда Платов привозит блоху Николаю I, то царь пару раз пробует найти работу туляков, пока не разочаровывается и не отправляет за Левшой.

 Есть в сказе повторения слов, словно в притчах. Платов говорит: «...я пью-ем что желаю и всем доволен...» В произведении о разговоре Платова с туляками мы находим следующее: «Так и Платов разумом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять...» В главе десятой: «Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил — никак не мог ухватить...» О Левше: «Но вдруг начал неспокойно скучать. Затосковал и затосковал...»

Зачин, повторы, диалоги и концовка, все это создает впечатление сказочности повествования.

Есть и исключения, когда в рассказе присутствует серьезность, это о том, куда прогуливались три мастера молиться богу перед работой (главы шестая и седьмая), и вывод (мораль) из всей этой истории, изготовленный Лесковым в главе двадцатой.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

 «Мыльно-пильные заводы», «двухсестная» карета, «бюстры», «а посередине под валдахином стоит Аболон полведерский», «буреметры морские, мерлюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли», «Платов держит свою ажидацию», «нимфозории», «египетские керамиды», «тужурные жилетки», «мелкоскоп», «прямое дансе и две верояции в сторону», «преламут», «свистовые казаки», «потная спираль», «пубель», «тугамент», «горячий студинг в огне», «публицейские ведомости», «клеветой», «по симфону воды ерфиксом приняли», «грандеву», «ногавочки», «стирабельная дощечка», «Твердиземное море», «часы с трепетиром», «пальто с ветряной нахлобучкою», «презент», «буфта», «водопление», «полшкипер», «аглицкое парей», «парат», «курица с рысью», «пуплекция».

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки: «дело выгорело», «бог простит», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьёт, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится».

5. Расскажите о характере левши.

Лесков называет Левшу мастером и пишет о нем так: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства». Автору удалось передать в этом образе наиболее характерные черты народного мастера-самородка. Это сосредоточенность на работе — такая, что мастера не отвлекаются даже на крики: «Горим». Это спокойная уверенность в том, что главное в человеке — не внешнее, а внутреннее, не одежда, а душа и умение: левша не конфузится перед государем, хотя вся одежда у него старая и разорвана. Он умеет делать такую тонкую работу, которую «никакой мелкоскоп взять не может».

Русские люди «в науках не зашлись», потому как не было школ для обучения рабочих грамоте и арифметике. Но главное достоинство русского человека Левша видит в преданности отечеству, в патриотизме. Он в Англии тоскует по Родине и говорит так: «...желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

На корабле даже когда начался сильный шторм Левша не уходит с палубы: «Водопление стало ужасное, а левша всё вниз в каюты нейдёт— под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит».

До последнего момента Левша думал о том, что может принести пользу России. Перед смертью он говорит следующее:

«— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а го, храни Бог войны, они стрелять не годятся. И с этою верностью левша перекрестился и помер».

6. Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

Косой Левша в сказе не имеет собственного имени и даже слово «левша» пишется с маленькой буквы, потому что автор хотел показать, что главный герой — это обобщённый образ русского народа. Однако в целом в рассказах о нем можно конечно писать и с большой буквы, так как это все же имя собственное.

Творческое задание

Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Л.Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего»: он был уверен в том, что творчество Лескова будет более понято читателями из будущего, чем современниками.

Стр. 271. Литература и другие виды искусства

1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?

На рисунке Н. Кузьмина левша изображён в том момент, когда он малюсеньким молоточком забивает микроскопические гвоздики в подковки на ноги блохи.

 Художник при этом обращает внимание на образ Левши, на сосредоточенный прищуренный взгляд мастера, большие ладони и совершенно не аккуратную прическу «волосья». Главная суть рисунка в том, чтобы передать способность русских мастеров к такой тонкой работе, которую не покажет даже самый сильный «мелко - скоп», а вот они могут выполнить, потому как у них «так глаз пристрелявши».

2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина... озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый... стиль... рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри" его событие». Согласны ли вы с этим утверждением?

 На одном из рисунков Н. Кузьмина изображён атаман Платов, который в кунсткамере перед императором Александром I и английскими генералами достал из шаровар ружейную отвёртку и ковыряет замок пистоли. А вокруг Платова собрались три удивлённых англичанина в парадных формах, а справа стоит и сладко улыбается Александр I. Художник сатирически изображает эту сцену.

На втором рисунке опять же изображён атаман Платов, который в шароварах и рубахе лежит на «досадной укушетке» и курит из огромной трубки «Жуков табак без перестачи».

Критик весьма точно отразил особенность рисунков Кузьмина: озорной, резкий, но добрый штрих, который отражает своеобразие художественного текста Лескова.

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

 Да, в иллюстрациях Кукрыниксов чувствуется обида художников за левшу, выдающегося мастера, на которого весьма недоброжелательно смотрят придворные. Сам же левша остался неоценённым в своей стране; его обобрали и оставили на холодном «парате», после чего жандарм отволок его помирать в простонародную больницу.

4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева— 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли по экранам. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?

===

5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову авторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н. С. Лескова?

 Памятник Н.С. Лескову в Орле весьма примечателен, он представляет скульптурную композицию. В центре площади изображён сам писатель, сидящий на скамье, а вот по периметру  также на отдельных постаментах стоят скульптуры, изображающие героев произведений Лескова. Среди них есть и Левша, один из самых известных героев.