Ответы к главе "Писатели улыбаются" из учебника Коровиной 6 класс
Антон Павлович Чехов
Ответы на вопросы и задания к стр. 275
Проверьте себя
1. Что такое псевдоним?
Псевдоним — это вымышленное имя, которое время от времени принимают писатели, артисты. Часто именно псевдонимом и подписываются произведения автора.
2. Антоша Чехонте — один из псевдонимов Чехова. Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать рассказы своим именем?
Здесь есть одно из возможных объяснений. А.П. Чехов не стал подписывать рассказы от своего имени, так как профессия его была серьезной и обязывала, в то время он обучался на доктора, а позже работал доктором. Пациенты могли счесть, что специальность доктора несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
3. Вспомните псевдонимы других Писателей (авторов).
В 5-ом классе изучают произведения Писателей (авторов), которые были известны под именами - псевдонимами. Это Саша Чёрный (псевдоним Александра Михайловича Гликберга), Марк Твен (псевдоним Сэмюэля Клеменса), писательница Жорж Саид (Аврора Дюдеван).
Из воспоминаний об А.П. Чехове
Ответы на вопросы и задания к стр. 276
Проверьте себя
1. Каким человеком предстаёт перед вами А. П. Чехов по воспоминаниям К. И. Чуковского?
В мемуарах И.А. Бунина и К.А. Чуковского Чехов предстаёт перед читателем человеком умным, добросовестным, весёлым, смышленым. По их описанию способным взять на себя ответственность за семью. В А.П. Чехове были свобода и лёгкость, которые благодаря его неиссякаемой энергии воплощались в «несметное огромное количество нескончаемо различных рассказов».
2. Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?
Восхитительным мастером юмористического рассказа Чехову позволили стать его личностные качества: лёгкость, весёлость и творческая энергия.
Подготовьте развернутое сообщение об А.П. Чехове, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета.
Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в Таганроге в семье негоцианта (купец, коммерсант). Отец будущего писателя был человеком серьезным, он хотел, чтоб его дети получили достойное образование, занимались пением и музыкой. Что относительно А.П. Чехова, то он обучался в гимназии, где учитель Закона божьего Покровский нередко говорил ученикам о литературе. Он и окрестил Чехова Антошей Чехонте. Позже писатель сделал это самое прозвище своим псевдонимом.
У Антона было много братьев и сестер: 5 братьев и одна сестра. Все были очень профессиональными людьми. Сам Антон Павлович обожал театр и литературу, он нередко придумывал забавные истории и в лицах говорил слушателям, играл роли. В пятнадцать лет он начал выпускать рукописный журнальчик «Заика».
В свои девятнадцать Чехов поступил в Столичный институт на мед факультет и через 5 лет окончил его. после началась его карьера доктора, но постепенно он всё больше и больше времени уделяет литературе. 1-ые рассказы писателя — юмористические. Они обычно недлинные и забавные, к примеру рассказы «Хирургия», «Канитель», «Налим».
Чехов очень ценил чувство юмора, при этом считал, что умение понимать шутку это дар — принципиальное достоинство человека.
Здесь необходимо упомянуть и еще один факт. Так ещё во время учёбы в институте Чехов уже взял на себя заботу о материальном благосостоянии семьи. В журнальчиках добивались, чтоб он писал нередко, кратко и забавно, но платили не достаточно. И всё же Чехов не унывал. Он всегда находил время и силы на свои рассказы и на общение.
Весьма популярное время в жизни писателя отраженное в книге "Остров Сахалин", где Чехов проехав через всю Россию, объезжает и остров Сахалин. В то время на нем жили лишь каторжные и их сторожилы. В целом в книге описывается ужасное положение дел и трудные условия проживающих. Наверное эта поездка и подорвала здоровье писателя.
Позже Антон Павлович заболевает туберкулезом. Из-за обострения болезни писатель переехал в Германию для прохождения лечения, где умер 2 (15) июля 1904 года.
Л.Н. Толстой об А.П. Чехове
Стр. 277. Проверьте себя
Что особенно высоко ценил Л. Н. Толстой в творчестве А. П. Чехова? (Предварительно выделите в тексте слова и словосочетания, которые помогут вам ответить на этот вопрос, например: «художник жизни», «передавал удивительно образно и понятно», «новые формы писания», «язык удивителен» и др.
Л.Н. Толстой в творчестве А.П. Чехова особенно ценил образность, возможность подать историю описания чего-либо с иронией, при этом искренне и порой с переживанием. Толстой писал, что Чехов создавал новые для всего мира «формы писания», называл его «художником жизни» и «Пушкиным в прозе», много раз перечитывал его произведения.
Толстый и тонкий
Ответы на вопросы и задания к стр. 280
Размышляем о прочитанном
1. Как вы объясните название рассказа? Каким вам кажется рассказ - смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем смеётся писатель?
Толстый и тонкий - это более не описание физических характеристик героев, это их поведение в жизни: 1-ый уверен в себе, он свободно себя чувствует по жизни, а вот 2-ой всегда от кого-либо и от чего-то зависит, меняет своё мировоззрение и тон разговора зависимо от чина собеседника, подстраивается.
Этот рассказ одновременно смешной и тут же грустный. Читателю забавно, что тонкий так несуразно себя ведёт, когда узнаёт, какое столь высокое положение сейчас занимает его товарищ юношества. Но с другой стороны, всё это обидно, так как таких людей, как узкий, на свете много, и они все хихикают, как китайцы, и угодничают перед людьми, которые стоят чуток выше их по карьерной лестнице.
2. Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?
Порфирий (тонкий) начинает вновь повторять рассказ о собственной семье, потому что сейчас, когда он узнал о сегодняшнем высоком положении собственного друга юношества, он словно отсчитывается перед ним — сейчас уже обращается как с высокопоставленным лицом. Поменялся в общении тонкий из за того, что он конъюктурщик: как только увидел высокопоставленное лицо — необходимо ему угодить, «уважить», выказать свое «почтение» (хотя, как мы лицезреем, толстому было еще приятнее разговаривать с ним как с другом юношества).
3. Как вы думаете, был бы рассказ смешнее, если бы в нём был мотив служебной подчинённости тонкого толстому?
Я считаю, что смешнее, если в рассказе нет мотива служебной подчинённости героев: суть нрава тонкого в том, что он готов угодничать перед любым человеком, который стоит хоть чуток выше, чем он. Вот и все!
4. Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнаёт о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? Как об этом говорит Чехов?
Изменения Порфирия весьма четко отражены: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...» Всем своим существом тонкий стремился «выказать почтение» высокому начальнику. А толстому стала противна эта неискренность, деланность, поэтому он повернулся и ушёл: «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».
Учимся читать выразительно
Подготовьте инсценированное чтение рассказа "Толстый и тонкий", постарайтесь при чтении передать ваше отношение к персонажам.
Стр. 281. Фонохрестоматия
«Толстый и тонкий»
1. Прислушайтесь к чтению актёра и скажите, какими средствами (интонация, тембр голоса, ритм речи, эмоциональная окраска звучания) актёр выражает отношение автора к персонажам.
Актер выражает отношение интонацией, ритмом, тембром, громкостью голоса.
2. В тексте повторяются слова «приятно ошеломлены». В каком случае эта фраза у писателя и актёра передаёт реальное состояние героев, в каком — иронию автора? Почему?
В самом начале встречи приятели обнялись, прослезились и были приятно удивлены в прямом смысле. Это были первые искренние чувства. Ведь они не виделись много лет, с учёбы в гимназии, и случайная встреча реально ошеломила обоих. А вот потом, когда тонкий начал заискивать, лебезить перед толстым с тошнотворной приторностью, лишь узнав, что толстый выше его по рангу и стал важным вельможей, автор использует иронию - "приятно ошеломлены были все трое", в переносом смысле - тонкого покоробило, съёжило, сузило от известия о положении друга, у его жены вытянулся подбородок, сын выронил фуражку и расшаркался, хотя до этого не пожелал поздороваться, а толстому стало противно от этой картины.
3. Что случилось с голосом тонкого, когда он узнал о карьере школьного приятеля? Как это передаёт актёр?
Еще до того как тонкий не расспросил толстого: "Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! , он разговаривал с ним как с приятелем. А вот поле так: "Я, ваше превосходительство,.. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, с детства и вдруг вышли в такие вельможи!" Даже самого Толстого смущает такой тон. Как никак, а друзья ж, вроде по жизни.