Ответы к теме "Фёдор Иванович Тютчев"
«Неохотно и несмело...». Тютчев Ф.И.
ГДЗ к вопросам и заданиям на стр. 195-196
Размышляем о прочитанном
1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт?
В стихотворении «Неохотно и несмело...» Ф.И. Тютчева описывается смена погоды связанная с приближение грозы при помощи следующих аллегорий: солнце «смотрит» «неохотно и несмело», земля «принахмурилась». После поэт перечисляет явления, которые словно видит и ощущает: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождик. Этим аллегориями и уточняющими эпитетами поэт не только описывает изменения в природе, но и делает это красиво.
2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.
Эпитеты и сравнения: вихрем, сердитей, смелей, смятённая земля, ветра теплого, дальний гром, синей молнии струя, пламень белый и летучий.
3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приёма достигается?
Ф.И. Тютчев в этом стихотворении оживляет солнце, землю и громовые раскаты. Он словно их делает живыми участниками природы, хотя мы знаем, что они относятся к неживой природе. О солнце поэт говорит: сначала оно «смотрит на поля» «неохотно и несмело», в конце «взглянуло // Исподлобья на поля». Про землю: «принахмурилась», после сердитых и смелых громовых раскатов «Вся смятенная земля» потонула в сиянье.
Роль олицетворений с живой природой состоит в том, чтоб изображать неживые объекты и явления в роли живых, приблизить природу к человеческим эмоциям и восприятиям, показать их сходство, провести аналогию.
4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?
В этом стихотворении использован приём звукописи. Особенно видна аллитерация в следующих строках:
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
***
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Читая эти строчки стихотворения, мы проникаемся теми ощущениями, которые закладывал поэт в свое произведение, будто слышим, как раскатывается по небу гром.
Фонохрестоматия
«Неохотно и несмело...»
1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом?
Актер передает нарастание стремительности грозы темпом чтения, ускоряя его, и еще плюсом интонацией.
2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр?
Ф.И. Тютчев описывает природные явления от самого начала ожидания чего-то особенного, в данном случае грозы, апогей и ее завершение. Стремится отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание порывов ветра и затмение. Апогей стихотворения — вспышка молнии. Но вот гроза заканчивается, все успокаивается и вновь появляется солнце и заливает своим сиянием мир после дождика.
Поэтому первая часть стихотворения читается тревожно, а последняя уже с каким-то облегчением. С фактом чего-то свершившегося.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав смену переживаний лирического героя.
Читаем стих выразительно.
«С поляны коршун поднялся...». Тютчев Ф.И.
Ответы на вопросы и задания к стр. 197
Размышляем о прочитанном
1. Как вы считаете, прочитанное вами стихотворение — пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Первоначально это стихотворение читается как пейзажная зарисовка (1-ое четверостишие), а вот во 2-ой части нам раскрывается совершенно другой смысл — размышление о жизни человека в образной форме. Человек — существо, принадлежащее двум мирам: фактически людскому, разумному (поэтому-то он и считает себя «царём земли») и природному, биологическому миру. Человек не может в полной степени подчинить себе природу, он может лишь подстроиться, она является нашей колыбелью, нашей обителью, поэтому коршун просто подымается в небо, а человек, даже окрылённый крылатой идеей, не может взмыть в небеса, которые являются аллегорией для высшего идеала.
2. Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения Тютчев употребляет торжественную, устаревшую форму «к земли» вместо современной, употребляемой в разговорной речи формы «к земле»?
Я считаю, что в последней строке Ф.И. Тютчев употребляет старую форму «к земли» из за двух возможных причин. Первая, конкретно такая форма отлично рифмуется с предшествующей строчкой («в пыли»), Во-вторых, употребление таковой праздничной формы рядом с сочетанием «в поте и в пыли» придаёт незначительно иронический характер в описании человека. То есть каким бы сильным себя он ни считал и вроде бы себя ни называл («царём земли» либо ещё как), человек все равно не ровня природе, и ему надо помнить об этом всегда.
Фонохрестоматия
«С поляны коршун поднялся...»
1. Как актёр подчёркивает противопоставление земли и неба, гордый полёт птицы и прозябание человека «в поте и в пыли»?
Это стихотворение поначалу смотрится как пейзажная зарисовка (1-ое четверостишие), а во 2-ой части нам раскрывается совершенно другой план — размышление о жизни человека в образной форме. Человек — существо, принадлежащее двум мирам: фактически людскому, разумному (поэтому-то он и считает себя «царём земли») и природному. Человек не может вполне подчинить для себя природу, слиться с ней, она посильнее и умнее его, поэтому-то коршун просто подымается в небо, а человек, даже окрылённый крылатой идеей, не может добиться неба, высшего идеала.
2. Подготовьте выразительное чтение, подчеркнув мысль поэта о противоположности небесного и земного.
Читаем стих выразительно.
Учимся читать выразительно
С каким настроением (торжественным, грустным, радостным) вы будете читать стихотворение вслух? Если настроение будет меняться по мере чтения, то как?
В течение прочтения всего стиха настроение будет меняться: первые 6 строчек необходимо читать торжественно, а последние две — со смешанным чувством определенной горечи и насмешки, иронии.
Листья. Тютчев Ф.И.
Ответы на вопросы и задания к стр. 199-200
Фонохрестоматия
1. Всё стихотворение — прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой — резкие порывы ветра в кронах деревьев?
С самого начала, в 3 строках мы слышим весёлый лепет листьев, а в конце стихотворения на кроны деревьев налетают резкие порывы ветра: голоса листьев становятся более резкими, убыстряются (почти во всем благодаря большому количеству звуков С (свистящих) в этих строчках).
2. Чем судьба листьев напоминает судьбу людей? Как от строфы к строфе меняется эмоциональная окраска стихотворения?
Судьба листьев здесь описывается, как судьба возможных людей: все мы живём и стареем, но каждый хочет прожить яркую жизнь, полную прекрасных моментов. Каждый хочет добиться чего-то в жизни, занять своё место под солнцем, оставить после себя след. Так и листья, очеловеченные Тютчевым, не хотя висеть на ветках, когда наступила осень, они хотят улететь с ветром, посмотреть мир напоследок.
Эмоциональная окраска первой строчки печальная, а вот во второй присутствует радость и воспоминая о теплых днях, в третьей - размышления о судьбе, некое тревожное настроение, в четвёртой - уже бодрее, словно призыв к действиям, обращение к ветру.
3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?
После чтения этого стихотворения остаётся хорошее настроение, ведь листья не падают духом с приходом зимы, они как и раньше активны, бодры, веселы, они собираются лететь в тёплые края совместно с ветрами.
Учимся читать выразительно
1. Прочитайте стихотворение вслух, пытаясь передать смену настроения в говоре листьев.
Читаем стих.
2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?
После прочтения этого стихотворения в целом остаётся радостное и приподнятое настроение, ведь листья не сдаются, не падают духом с приходом холодов и зимы, они по-прежнему активны, бодры, и даже решительны! Они собираются лететь в тёплые края вместе с ветрами.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, одно из них выучите наизусть. Постарайтесь передать настроение, которое вы почувствуете в этом стихотворении.
Читаем стих выразительно.
Совершенствуем свою речь
1. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые», «смятенная земля», «принахмурилась земля», «два живых крыла», «природа-мать»? Как вы их понимаете?
«Неохотно и несмело...»: пламень белый и летучий — визуальное ощущение молнии: она раскалённая добела, быстрая, рассекает воздух, и мы не успеваем чётко разглядеть её границы; раскаты громовые — звук грома; смятенная земля — земля после дождя и ветра: мокрая, примятая; принахмурилась земля — из-за туч на земле показались тени, стало пасмурно;
«С поляны коршун поднялся...»: два живых крыла — крылья, которые работают, могут легко поднять коршуна в воздух; природа-мать — природа-прародительница всего, ведь всё на свете появилось из неё, в том числе человек;
«Листья»: тощая зелень — иголки сосен и елей; легкое племя — листья; буйные ветры — сильные ветры.
2. Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева, в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта.
Великий русский поэт Федор Тютчев родился в 23 ноября 1803 года в небольшом селении Орловской губернии в семье дворянской и знатной. Он получил отличное домашнее образование и его учитель привил ему любовь к латыни и стихосложению. В этом смысле судьба Тютчева чем-то схожа с судьбой Тургенева, который тоже вышел из обеспеченной и крепкой семьи.
Позже молодой Ф.И. Тютчев поступает в Московский университет и успешно заканчивает его. Его ждет дипломатическая карьера. Он отправляется в Европу, в Германию.
В период своей жизни 1820 - 1840 годов Тютчев совмещает карьеру с литературной деятельностью и пишет проникновенные стихотворения о Родине, о русской природе.
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной,-
И в звучных листьях замер он.
В то же время многие его стихотворения пронизаны размышлениями о смысле жизни:
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он –
И вот ушел за небосклон!
Целое десятилетие Тютчев ничего не публикует, занимаясь публицистикой и его труды высоко оценивает император. Потом наблюдается новый подъем творческой активности поэта. С 1850 года и до своей смерти, Тютчев непрерывно пишет и стихотворения о природе и любовную лирику.
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
Умер Тютчев в 1873 году.