П.П.Бажов. Ответы на вопросы и задания на стр. 103 ( или стр. 82 в учебнике 2019-21 года)

1. Расскажите о детских годах П. Бажова, его семье.

Родился Бажов в 1879 Году в дружной и трудовой семье рабочего. Поэтому уже с самого раннего детства будущий писатель симпатизировал простому народу и недолюбливал начальство. Обучался он первоначально в школе, затем - в духовной семинарии. С детства очень любил сказы и побывальщины.

2. Подготовьте ключевые слова для ответа на вопрос о роли книги в жизни юного Павла Бажова.

«Пестрые рассказы» А. П. Чехова, разумно подобранная и постоянно пополняемая библиотека, много читал, делая выписки из книг, вел картотеку, работая над языком.

3. Почему рабочая семья Бажовых не могла учить сына в «гимназии, реальном или горном училищах»?

Рабочая семья Бажовых не могла учить сына в гимназии, реальном или горном училищах, потому что они были, очень бедны. Они отдали ребенка в Екатеринбургское духовное училище именно из-за того, что в нем была самая низкая плата за обучение, не надо было покупать форму, и к тому же учреждение снимало для своих учеников квартиры, где можно было жить.

4. Екатеринбург произвёл на мальчика Бажова «огромное впечатление». Чем?

Екатеринбург произвел на мальчика огромное впечатление, так как во-первых, много слышал о нем дома. Отец, как и дед утверждал, что Екатеринбург уникален и не похож ни на один город в России, сравнивал его с главным заводом, говорил, что город «на железе родился, железом кормится». Бабушка вообще боялась города, называла его страховитым местом. Во-вторых, город действительно был очень хорош и стремительно развивался, нося звание столицы Урала. В-третьих, город занимал исключительное географическое положение в центре горного промышленного края и был по словам М. Е. Салтыкова-Щедрина «государством в государстве», со своими законами, войском, судом и царящим произволом.

5. Знакомы ли вам сказы Бажова? Какие из них вы уже читали? Расскажите об одном из героев: о его характере, профессии, судьбе.

Мне знакомы сказы П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и «Серебряное копытне». В сказе «Медной горы Хозяйка», кроме самой Хозяйки, рассказывается о работнике Степане Петровиче. Хозяйка трижды испытывает его. В первый раз когда поручает передать свои слова приказчику, во второй раз когда проверяет его на верность невесте, а в третий, когда наказывает не вспоминать о себе. Степан успешно справляется с двумя испытаниями, но не справляется с третьим. Он остается несчастным, несмотря на видимое благополучие, и умирает, зажав в руке камешки, подаренные Хозяйкой на прощание. Степан Петрович Изображен смелым, сильным духом, искренним и правдивым, недаром он приглянулся самой Хозяйке. А вот Хозяйка выглядит совсем по-человечески, не так как в сказе «Каменный цветок»: она смешлива, кокетлива, может улыбаться и хмуриться, плачет после смерти Степана, и рука у нее кажется горячей, совсем как у человека. Но в финале Бажов напоминает: худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало.

Бажов. Каменный цветок. Ответы на вопросы и задания на стр. 129-130

1. Подумайте, какая репродукция могла бы служить иллюстрацией к сказу П.П.Бажова?

Иллюстрацией к сказу Бажова могла бы служить репродукция 'Урал» (1897г.) художника В. В. Переплетчикова.

2. Расскажите об отношении Данилушки к миру окружающей его природы.

Данилушко с самого детства очень трепетно относился к миру окружающей его природы. Он умел увидеть красоту в самых обычных, повседневных вещах, в которых другие, менее наблюдательные, не видели ничего особенного. Из-за этого его не понимали и посмеивались над ним, называли "блаженным" и "тихоходом". В господском доме он мог забиться куда-нибудь в угол, глядя на картину или украшение, и стоять так часами, забыв обо все на свете. В подпасках - та же история: засмотрится на травинку, на букашку, ползущую по листку, в то время как нужно следить за стадом. Когда его лечила бабушка Вихориха он расспрашивал ее о растениях, как они называются, как цветут, где растут.

3. Как вы думаете, каково значение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?

Я думаю, что рассказ бабушки Вихорихи о неоткрытых цветах предваряет дальнейшие события сказа. Именно от нее Данилушко в первый раз узнал о каменном цветке, который растет в малахитовой горе и имеет полную силу на Змеиный праздник. Интерес к цветку подогрело и брошенное бабушкой вскользь предложение о том что несчастным будет тот человек, который его увидит. Она словно предсказывает судьбу мальчика.

4. Попробуйте рассказать (Расскажите) о жизни мальчика до его прихода к мастеру Прокопьичу.

До прихода к мастеру Прокопьичу Данилушке жилось несладко. Круглый сирота, он был очень одинок, голодал был хулой до того, что и прозвище ему дали - Недокормыш. Все его ругали и наказывали, ни в ком он не находил ни понимания, ни тепла. Нигде он не приживался: ни в господском доме, где нужно быть расторопным и стараться всячески услужить, ни в подпасках, где его жестоко, до полусмерти выпороли за потерянное стадо.

5. Почему старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке?

Старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке, во-первых, потому что тот оказался очень способным, талантливым, одарённым: он сходу увидел, что кромку на малахитовой дощечке отбивать нужно не с той стороны, что наметил Прокопьич. Во-вторых, Прокопьич убедился, что Данилушко неравнодушен к красоте камня, видит ее любуется ею. В-третьих: Прокопьич пожалел сироту, узнав, как трудно тому приходится, тем более сам он тоже один-одинешенек. жена умерла давно, а своих детишек у него нет.

6. Прочитайте текст от слов: «Погрозился так-то, ушёл, а Прокопьич дивуется...» до слов: «Что ещё знаю, всё тебе открою... Не потаю». Где в приведённом фрагменте выражено отношение Прокопьича к Данилушке?

Отношение Прокопьнча к Данилушке выражено в предложении: «У Прокопьнча даже слезы закапали. - до того ему это по сердцу пришлось». Да и в самом обращении Данилушко - видно ласковое, теплое отношение старого мастера к своему ученику. Прокопьич растрогался увидев, что Данилушко примечал и запоминал то что он ему показывал так между делом.

7. ... Определите тему фрагмента, дайте ему название.

В фрагменте рассказывается о становлении нового мастера Данилко Недокормыша. Приказчик испытывает его и выясняет настоящую силу его мастерства. Можно так и озаглавить: “Испытание мастера".

8. Прочитайте: «Тут вот Данилушке думка и запала. Не нами сказано — чужое охаять мудрости немного надо, а своё придумать — не одну ночку с боку на бок повертишься. Вот Данилушко сидит над этой чашей по чертежу, а сам про другое думает». Найдите в этом отрывке афоризм.

Афоризм: "Чужое охаять - мудрости немного надо, а свое придумать - не одну ночку с боку на бок повертишься".

9. О какой Хозяйке говорил Данилушке старый мастер? Что вы узнали о ней, прочитав сказ Бажова?

Старый мастер говорил Данилушке о Хозяйке Медной горы. Она очень красива, одета в малахитовое платье, обладает волшебными силами, знает обо всем, что происходит. У нее свое царство в недрах гор, ей подвластны, все ценные горные породы, все драгоценные камни. У нее есть горные мастера, которые тоже живут в горе и отличаются удивительным мастерством. У нее есть каменный цветок, поглядев на который, настоящий мастер готов отказаться от белого света и навсегда остаться в горе, у Хозяйки.

10. Как вы думаете, почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень?

Наверное. Хозяйка Медной горы подсказала Даниле - мастеру место, где он может найти нужный камень, для того чтобы он попробовал все-таки сделать ту чашу, которую задумал.

11. Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему, по вашему мнению, она не сразу выполняет просьбу Данилушки?

Хозяйка Медной горе не сразу выполнила просьбу Данилушки, потому что сначала хотела убедиться в том что он не пожалеет о своем решении уйти в горные мастера. Она напоминает ему о его долге перед Прокопычем и перед Катей, убеждается, что его желание крепко и неизменно, что ему на самом деле важнее всего постичь недоступное людям мастерство.

12. Мастер Данила столько времени, сил, труда, любви вложил в своё творенье — и разбил Почему?

Мастер Данила разбил свое творенье, потому что оно напоминало о его неудаче, о том что ему так и не хватило мастерства для того, чтобы показать подлинную красоту камня.

13. Объясните выражение: полную силу камня показать.

Полную красоту камня показать - раскрыть, показать, как камень красив сам по себе, от природы, с помощью мастерства подчеркнуть эту природную красоту, уникальность.

14. Какой эпизод сказа П. Бажова изображён на иллюстрации? Опишите позу и выражение лиц героев. Что вы можете сказать об их характерах?

Это эпизод финальной встречи Хозяйки Медного горы и Данилушки, когда тот просит ее показать каменный цветок. Хозяйка на иллюстрации гораздо выше Данилушки у нее правильные черты и абсолютно бесстрастное выражение лица. Все это подчеркивает ее нечеловеческую природу. Она сидит неестественно прямо даже не смотрит на мастера, предоставляя ему право самому принять решение. Данилушка смотрит на Хозяйку снизу вверх, его рука просительно протянута к ней, а на лице.застыло отчаяние: он не знает как нужно сделать каменный цветок и очень хочет на него посмотреть. Для него это теперь важнее всего на свете, важнее долга перед Прокопьичем, важнее любви Катеньки. Он настоящий мастер, до конца преданный своему делу.

В мире художественного слова П. П. Бажова. Стр. 130-132 (стр. 109-112 в учебнике 2019-21)

1. Представьте себе, что герои бажовского сказа говорят на языке купринских героев. ... Как вы думаете, язык персонажей от такой замены выиграет или проиграет? Аргументируйте свой ответ.

Вскорости - скоро
запечалиться - загрустить
пособить - помочь
справить - достать, приобрести, изготовить
шибко худо - очень плохо.

Конечно, язык персонажей от такой замены проиграет, потому что просторечные слова и выражения придают повествованию особый колорит и дают возможность почувствовать особенность характера, своеобразие личности. С их помощью воссоздается облик горного мастера, серьезного, обстоятельного, но не имеющего образования.

2. Подберите к следующим словам и словосочетаниям синонимы, проясняющие их значение.

Аккурат-де - в точности, дескать
вдругорядь - опять, снова
взыск будет - взыскание будет, взыщут
вожгаться - трудиться, биться над чем-то
годов поди, тогда двенадцати, а то и боле — лет наверное, тогда двенадцати, а то и больше:
дитенок - ребенок
заколодило о случившейся задержке, препятствии, остановке
заместо сына держать - быть вместо сына
изъедаться -мучиться, нервничать, терзаться
камню привезут, какой надо - камень привезут, какой надо
работа на отличку - отличающаяся работа:
нарочно которые портили - некоторые портили нарочно, специально, с умыслом
несполобный - неудобный
не оказывай себя - не показывай, не выдавай себя
обсказать - объяснить, рассказать
околтать камень - обтесать камень, придать ему основную форму
оплошка выходит - оплошность получается
отрава чистая - настоящая отрава
папор -папоротник
парнишечко - парень, парнишка
полысать - бить, хлестать
помытарить - помучить
прокричался - перестал кричать, накричался
протча - прочее
пущай -пускай
различка - различие, разница
расстервенелся - разозлился
серелка - середина
с лица - лицом
толк, видать, будет - наверное, будет толковым, смышленым, разумным
хлеба полишку - хлеба запас, лишнего хлеба
чисто на музыке какой - как на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Живое слово

Сопоставьте сказ П.П. Бажова с русской волшебной сказкой. Оформите свои размышления в виде компьютерной презентации.