А.А.Блок. Ответы на вопросы и задания на стр. 60

Расскажите о детских годах А. Блока, проведённых в Шахматове.

Детские голы А. А. Блока прошли в усадьбе его деда, в имении, которое называлось Шахматове. Здесь был старый дом с мезонином, не слишком большой, но крепкий. Он стоял на возвышенности, и из любого окна видны были бескрайние равнины, темные избы деревень да белеющие колокольни. Вокруг дома расстилался широкий двор с клумбами шиповника, черемуха и сирень вплотную подступали к стенам дом. перед крыльцом были разбиты цветники, а дальше высились вековые липы и две высокие сосны. Летом под липами, за длинным столом, увенчанным огромным самоваром, собиралась вся большая и дружная семья.

Рос А. А. Блок в атмосфере любви, тепла и заботы, его окружали талантливые, образованные люди. Лед его был профессором ботаники Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов. Он много возился с внуком, проводил с ним все свободное время, брал с собой в далекие прогулки, рассказывая о травах и злаках, и даже надеялся, что маленький Саша, повзрослев, продолжит его дело. Мать, бабушка и тетки - все были причастны к литературному труду, занимались, переводами, редактированием, поэтому неудивительно, что Блок очень рано начал писать стихи, с детства пристрастился к чтению.

Блок. Детство и книги. Ответы на вопросы и задания на стр. 62

1. Что значили книги для семейства Бекетовых? Расскажите подробно.

Книги для семейства Бекетовых значили очень много, в доме была большая библиотека, а все родные Блока так пли иначе были связаны с литературным трудом, занимались редактированием, переводили. Здесь много читали и А. С. Пушкина, и В А. Жуковского, и Полонского, и других авторов.

2. Что это за «лирические волны», которые набегали на Блока-ребёнка?

Лирические волны, набегавшие на Блока-ребенка, это вдохновение.

3. Как вы поняли фразу « весёлое имя: Пушкин»?

Блок вырос на произведениях А. С. Пушкина, в его детском сознании стихи и сказки великого поэта переплелись с первыми детскими воспоминаниями и впечатлениями. Это было веселое время. Няня читала ему сказки Пушкина по вечерам. Нева за окном напоминала известные строки из «Медного всадника», выстрел на Петропавловской крепости в полдень вплетался в любимую сказку о царе Салтане.

Блок. Летний вечер. Ответы на вопросы и задания на стр. 63

1. Какой вам представляется картина летнего вечера, нарисованная А. Блоком? Какое настроение возникло у вас при чтении?

Картина, летнего вечера, нарисованная А. Блоком, удивительна по своей красоте. Вроде бы ничего унизительного поэт не описывает: заходящее солнце бросает свои последние лучи на поле; постепенно на небосклоне появляется луна, гаснут звуки, луговые дали теряются в вечерней дымке. Однако поэт наполняет знакомые картины необыкновенным спокойствием и умиротворением.

2. Поэт использует самые разные художественные средства:

- метафоры (красный диск луны, песня жницы замирает, лучи заката лежат на поле)
- эпитеты (последние лучи, розовой дремотой, вечерней тишины)
- олицетворение (трава объята дремотой)
- восклицательные предложения (последнее четверостишие - призыв)

Минуты творчества

Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.

В мире художественного слова А. А. Блока. Стр. 65-66

1. Какие образы представлены в данном стихотворении?

В данном стихотворении представлены образы-пейзажи. Это ночной луг, озаряемый светом полной луны, и он же озаренный восходящем солнцем.

2. A.A. Блок передаёт состояние природы ночью, в часы полнолуния. Какие чувства в это время суток испытывает лирический персонаж?

Ночью, во время полнолуния, лирический герой стихотворения испытывает необъяснимую тревогу. Ему страшно выйти на дорог, хотя он знает, что в ползущем ночном мраке нет ничего ужасного и этот же луг столь жуткий ночью, окажется совершенно иным под лучами утреннего солнца.

3. Какие цвета и оттенки цветов возникают в вашем воображении при чтении следующих слов и словосочетаний: бледный, бледный луг, луг цветущий, мрак ночной, солнце выйдет из тумана, солнце... поле озарит?

Бледный, бледный луг - призрачный, блёклый, светлый: луг цветущий пестреющий синим, белым, желтым; мрак ночной - темный, черный: с тумана, солнце поле озарит - желтый, теплый; рыжеватый, золотистый.

4. Вспомните определение антонимов. С помощью каких антонимов противопоставляются в стихотворении образы мрак — солнце?

Полный месяц, луна - солнце, ночной - утром, тревога - жизнь.

После уроков

Подберите иллюстративный материал, составьте текст и проведите заочную экскурсию «По местам детства и юно­сти А.А. Блока».

 ==