С. А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде...» Ответы на вопросы и задания на стр. 74
1. Как проходило детство поэта? Что в нём привлекательно и что — грустно?
Детство поэта проходило в деревне. Жил он п воспитывался у зажиточного деда по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, озорных и отчаянных. Они учили маленького Сергее Есенина скакать на лошади, плавать и охотиться, поэтому рос он очень крепким, здоровым, хорошо лазил по деревьям, дрался с другими мальчишками, был заводилой в играх и проделках. Бабушка очень любила его и старалась баловать.
2. Что полюбил поэт в своей родной стороне и как он говорит об этом в стихотворении, обращённом к сестре?
В стихотворении, посвященном сестре Александре Александровне Есениной, поэт обращается к ней с просьбой спеть ту песню, что некогда пела им мать. Звуки этой знакомой с детства мелодии волнуют, и тревожат его душу, мысленно он словно опять возвращается в родные места, прикрыв глаза, видит вновь «дорогие черты». Вся отрада лирического героя в том. что он не один любит и калитку осеннего сада, и опавшие листья с рябин, кур. туманы и росы, березку, что росла под окнами.
3. Назовите художественные средства, которые использует поэт в этом стихотворении.
- Эпитеты (сгибшая надежда, нежную дрожь, дорогие черты, тоскующих кур золотые косы)
- метафоры (стан у березки золотые косы, холщовый сарафан, сердцу не жестко):
- повторы (ты мне пой)
«Поет зима - аукает..». В мире художественного слова С. А. Есенина. Стр. 75-77
1. Сопоставьте два стихотворения. Какие ещё признаки сходства вы в них обнаружили?
Оба стихотворения относятся к пейзажной лирике и посвящены природе. В обоих стихотворениях используется антитеза: в стихотворении Блока противопоставлены ночь и утро, в стихотворении Есенина - зима и весна.
Так же, как ночь у Блока сопровождается ощущением тревоги и страха, так и зима Есенина вызывает тоску и грусть: облака плывут "с тоской глубокою", "метелица", «больно холодна», воробышки «как летки сиротливые прижались у окна», замерзли, «голодные, усталые».
Так же как у Блока наступлению утра все живое радуется, так как «под каждою былинкой жизнь кипит», так и у Есенина все ждет наступления весны, прекрасной и ясной «в улыбках солнца» красавицы.
2. Определите образы стихотворения Есенина
В стихотворении Есенина создан образ зимнего леса, окутанного снегом, метелицы, которая то стелется ковром, то переходит в бешеную вьюгу, и образ воробьев, прижавшихся у окна друг к другу с нетерпением ждущих прихода весны.
3. Как в стихотворении передан цвет? Приведите все случаи цветообозначений.
Цвет Облаков передан с помощью эпитета "седые", вихри метели «снежные», окно «мерзлое». Все белое покрытое снегом, заиндевевшее от мороза.
4. С помощью каких слов в стихотворении переданы звуки зимнего леса?
Звуки зимнего леса переданы с помощью словосочетания "стозвоном сосняка", колыбельная зимы, которой она баюкает мохнатый лес - это песня метели, ее рев все усиливается, ветер стучит свешенными ставнями окон.
5. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами...
Метелица, воробышки, детки, пташки. Одна из самых известных народных песен «Вдоль по улице метелица метет». Слово «детки» можно встретить в народной загадке: «Сам нагой, а рубашка в пазухе: сам бел. а детки красные» А слово «пташка» - в пословице «Счастье - вольная пташка, где захотела, там и села»-и народной примете «Если пташка купается в пыли - жди дождя». Пример употребления слова, «воробышек» видим в колядке: «Воробышек- летит, хвостиком верил..». В любом произведении устного народного творчества можно встретить слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, так что в этом Есенин следует фольклорным традициям.
6. Укажите название образно-выразительного средства, используемого в следующих случаях:
1. Поёт зима — аукает. 2. Мохнатый лес. 3. Седые облака. 4. Метелица ковром шелковым стелется. 5. Вьюга... стучит по ставням. 6. Вьюга злится.
1) олицетворение
2) элитет
3) эпитет
4) сравнение
5) олицетворение
6) олицетворение
7. Вспомните определение ассонанса и аллитерации (есть в конце учебника). Найдите эти выразительные средства в стихотворении.
Ассонанс: поет зимА - АукАет, мохнАтый лес бАЮкАет (звук АУ, которым обычно перекликаются в лесу, с помощью ассонанса отдается, словно эхе в зимнем лесу).
Аллитерация: а вьюга С резом бешеным Стучит по Ставням Свешенным и ЗлитСявСе Сильней (с помощью повторяющегося звука С воссоздается свист ветра, бури).
8. Сочетания каких согласных звуков использует поэт в последних строках стихотворения для создания образа весны?
Для создания образа весны поэт использует сочетания согласных звуков со звонким Н: и Снится им прекраСНая, в улыбках солнца яСНая красавица веСНа.
9. Выпишите из словаря синонимов все синонимы к слову белый. Почему прилагательное седые наиболее точно характеризует зимние облака?
Белый - бледный, снежный, седой, молочный, белесый, белоснежный, светлый, алебастровый, лилейный. Седые - подходит не только как оттенок белого цвета, удивительно точно подмеченный Есениным, ведь зимой облака нельзя назвать белоснежными, они именно седые, цвета седины с серовато-желтоватым оттенком. Слово «седые» создает особый образ: старые, медлительные, хмурые.
10. Какая метафора используется автором для создания противопоставляемого образа весны?
Для создания противопоставляемого образа весны автором используется метафора «в улыбках солнца».
11. Внимательно прочитайте первую строфу стихотворения. Найдите слово, придуманное поэтом, и определите его выразительную роль.
Слово придуманное поэтом: это «стозвоном». Его выразительная роль в том, что оно передает несочетаемые понятия, сходные с оксюмороном «звенящее молчание». В зимнем лесу царит такое молчание, что кажется, что все звенит вокруг, звенят деревья, сосны.
12. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Мирок» в 1910 году и имело заглавие «Воробышки». Отражало ли это заглавие тему и основную мысль стихотворения? Почему автор отказался от этого заглавия?
Автор отказался от этого заглавия, потому что оно является слишком узким и демонстрирует только часть темы, ее отдельную сторону. Стихотворение можно было бы назвать «Зима», «Царство зимы», "Картины зимы".
Есенин. Нивы сжаты, рощи голы. Ответы на вопросы и задания на стр. 78
1. Какие поэтические образы стихотворения произвели на вас наиболее яркое впечатление? Почему?
Солнце тихое скатилось колесом; дороге примечталось. Самый яркий образ в конце стихотворения, как автору привеиделось, что рыжий месяц запрягался жеребенком в сани.
2. Из содержания стихотворения видно, что поэт воспринимает природу как крестьянин-землепашец. Подтвердите это предположение, приведя в доказательство образы из текста.
Поэт обращает внимание на то, что нивы сжаты, рощи голы, дремлет взрытая дорога.