В. И. Белов. Весенняя ночь. В мире художественного слова В. И. Белова. Стр. 193-194 (стр. 201 в учебнике 2019-2021 года)
1. Перед вами подборка словосочетаний и предложений из текста рассказа В. Белова. Назовите использованные писателем изобразительные приёмы:
Весь мир и вся Вселенная встают на дыбы - гипербола, олицетворение;
дождь прошипел - олицетворение:
жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов - метафора
земля продолжает, сопеть и попискивать - олицетворение
золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки - эпитеты, метафора, сравнение
маленькие, в детский ноготок, листочки - сравнение
молния сиганула - просторечное слово
сшиблись широкими лбами темные облака - олицетворение, эпитеты
ушла поверженная апрелем зима - олицетворение
яростно-новое солнце - эпитет.
2. Выпишите словосочетания и предложения из второй половины рассказа. Назовите изобразительные средства. (Выпишите из второй половины рассказа изобразительные средства. Назовите их.)
Жирной травой - эпитет:
зелень полян теряет свежесть - метафора
первозданную свежесть - эпитет:
жесткими бородавками покрывается лист - сравнение, эпитет:
ленивеют и толстеют облака - олицетворение
нежный лист, опаловые облака, кровожадного гнуса - эпитеты
самодовольно начинают рычать огрубевшие громы - олицетворение, аллитерации
бородатые мхи - эпитет, олицетворение:
проползают грибницы - олицетворение
разнузданное пиршество лета - метафора
ниш грибных дождей сшивают самобраную июльскую скатерть - развернутая метафора
засыпает, будто в похмельном сне - сравнение
сковано ледяными цепями - метафора.
3. Как вы думаете, что сближает этот рассказ Белова со стихотворением в прозе Тургенева?
Этот рассказ Белова сближает со стихотворениями в прозе Тургенева то, что в нем очень много изобразительно-выразительных средств, и то, что текст рассказа эмоционально, насыщенный, весь пронизан авторским чувством.
4 (3). Опишите в жанре лирической прозы какое-либо явление природы.
Удивительно красиво в осеннем лесу! В нем царит такое безмолвие, которое поначалу кажется оглушающим. Но прислушавшись, невольно начинаешь замечать, в этой тишине тысячи едва слышных звуков. Где-то хрустнула, и обломилась веточка. Где-то жужжит и бьется попавшая в сети паука муха. Мышь пискнула и шмыгнула пол пень. Задумчивая трель дятла, словно пробующая свои силы, робко прозвучала и тут же оборвалась.
Но вот заскочил в лес шаловливый осенний ветерок, и лес зашептал, забормотал, заприговаривал. И с деревьев, точно повинуясь мановению палочки невидимого дирижера, посыпались листья. У каждого листа своя манера покидать насиженную летом веточку. Листочки осины, еще в зеленых прожилках, застенчиво дрожа, опускаются на землю, точно боятся помешать ей. Березовые листья, окрашенные порой в самые неожиданные оттенки желтого, покидают дерево решительно и все вместе, напоминая купальщиков, решившихся таки нырнуть в прорубь.
Ветерок становится все настойчивей, и вот уже листья тополя, прочно прикрепленные к ветке, с сомнением трепещут и никак не решаются оставить ее. Переливаясь то одной, блестящей, будто вымытой, стороной, то другой, матовой и блеклой, они создают ощущение, что по дереву бежит невидимая волна, проходит движение, словно многотысячные болельщики вскидывают руки на огромной трибуне. Но вот непоседливому ветерку наскучивает играть с листьями, и он отправляется восвояси, искать новых развлечений. В лесу, еще мгновение назад полном шепотов, шорохов и. движения, снова становится тихо.