Е.И.Носов. Ответы на вопросы и задания на стр. 176 (страница 184 в учебнике 2019-2021 года)
1. Что общего в биографиях П.П. Бажова и Е.И. Носова?
Е. И. Носов, как и П. П. Бажов, родился в семье рабочего, так что уважение к труду и умение видеть поэтическую сторону ремесла у обоих пришло из семейных традиций. Также общее и то, что детство для них было трудным и полуголодным временем.
2. Какие качества определяли характер мальчика Евгения Носова? (Что можно сказать о характере мальчика Евгения Носова?)
Характер мальчика Евгения Носова определяли такие качества, как оптимизм, умение видеть сквозь будни поэтическую, красивую сторону, безудержная фантазия, романтичность.
3. Что вы можете рассказать о писателях Майн Риде и Жюле Верне, которыми увлекался юный Евгений Носов?
Майн Рид и Жюль Верн, которыми увлекался юный Евгений Носов, это зарубежные писатели, повествующие о приключениях и путешествиях. Их книги всегда привлекали юных читателей своей романтикой, необыкновенными героями, экзотической природой, напряженным, увлекательным сюжетом, зачастую имевшим неожиданную развязку Самые известные произведения Майн Рида: «Всадник без головы», «Квартеронка», «Морской волчонок», «Белый вождь» и др. Самые известные произведения Жюля Верна - это «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «20 тысяч лье под водой». «Пятнадцатилетий капитан».
4. Какие факты из биографии писателя говорят о его целеустремлённости, большой жизненной силе?
О целеустремленности и большой жизненной силе писателя говорит то, что несмотря на холодное и голодное детство, он сумел сохранить оптимизм, был романтиком, был восприимчив к красоте, в 18 лет ушел на фронт, воевал, был ранен, стал инвалидом, но нашел в себе силы, уехать в Казахстан, стать литературным сотрудником, заниматься писательской деятельностью.
Е.И.Носов. Как патефон петуха от смерти спас. Ответы на вопросы и задания на стр. 183 (стр. 191 в новом учебнике)
1. О чём этот рассказ? Как объяснить его название?
Тема этого рассказа отражена в его заголовке - «Как патефон петуха от смерти спас». В рассказе говорится о петухе, который вновь обрел интерес к жизни после того, как услышал в патефоне петушиный крик и принял его за крик другого петуха, соперника.
2. Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика похолодела спина... Какие ещё словосочетания передают отношение Витьки к намерению взрослых?
Витьке очень жаль петуха. Он вспоминает, как красив петух, какой смелый н гордый у него характер, как голосисто кукарекал он зарю. Он представляет, как бабушка ощиплет с петуха золотистые перья и сварит из него суп. Его состояние передается с помощью словосочетаний «в горле заскребло», глаза «часто-часто замигали», он «быстро юркнул в другую комнату» и «забился в угол». Витька напряженно прислушивается к шагам бабушки н со страхом ожидает, когда она примется за петуха.
3. Почему бабушка послушала внука? Как она лечила петуха?
Бабушка поняла состояние Витьки, поняла, что у него жалостливое сердце, и потому послушала внука, не стала резать петуха, а принялась его лечить. Она смазала петуху отмороженные гребень и бороду, насыпала ему пшена, принесла сена, постелила ему под печкой, поставила туда баночки с зерном и водой, посадила петуха и прикрыла его заслонкой.
4. При каких обстоятельствах петух ожил? Расскажите об этом подробнее.
Петух был очень плох, но ожил тогда, когда услышал петушиное пение, донесшееся из патефона. Приятель Витьки принес пластинку с новыми баснями Крылова, и мальчики стали слушать. Особенно смешной им показалась басня "Кукушка и Петух», в которой кукованье перемежалось кукареканьем. Петух тоже услышал петушиный крик из патефона и отозвался, на него. Витька вытащил петуха из-под печки, позвал бабушку и еще раз завел пластинку. Петух услышав кукареканье, выпятил грудь и сделал навстречу патефону два предупреждающих шага, приняв его за соперника. После петух закукарекал сам и как ни в чем не бывало принялся клевать пшено.
5. Что заставило петуха издать воинственный крик?
Петух воспринял петушиный крик, доносящийся из патефона, за кукареканье спрятавшегося там противника. Он отличался воинственным нравом н на всей улице не было петуха, который посмел бы подойти к нему близко, поэтому петух был готов броситься на патефон. Но в это время Петух из басни потерял голос и заквохтал, что было принято готовым ринуться в бой петухом как отступление врага. Тогда-то он и издал воинственный крик, своего рода победную песню.
6. Витька — это сторонний наблюдатель или заботливый друг, чуткий человек? Обоснуйте свой ответ.
Витька - заботливый друг, чуткий человек. Ему по-настоящему жаль обмороженного петуха, которым он так восхищался и гордился, он прост: бабушку не резать птицу в надежде на то, что петух выживет. Он жалеет петуха, пытается утешить его, дружески гладит его по спине, с тревогой ждет возращения отца и того, что тот вспомнит о петухе и своем намерении. Он следит за состоянием петуха, поит его водой, он б первую очередь рассказывает о петухе своему приятелю однокласснику, с которым давно не виделся. Он ликует и громко радуется, видя, что петух ожил и даже обмороженный не утратил своих повадок.
7. Какое очень точное слово нашла бабушка, определяя стремление внука спасти петуха? Подберите к этому слову синонимы и антонимы.
Бабушка говорит, что у Витьки "жалостливое сердчишко". Жалостливое - значит доброе, милосердное, умеющее сопереживать, сочувствовать, испытывать жалость. Антонимы - черствое, равнодушное, жестокое.
8. Какие литературные средства использует автор, давая внешние характеристики петуху (при описании петуха)? Назовите их. Приведите примеры.
Давая внешние характеристики петуху, автор использует многочисленные литературные средства: метафору (огненное ожерелье на шее отливающей бронзой грудью, уверенно брал первое колено песни), эпитеты (пышном хвосте, неторопливых шагах, короткие удары крыльями, в головокружительную высоту, чистым, прозрачным звуком), сравнения (высоко будто на параде, приподнимая лапы; храбр, как истинный гвардеец; зонтиком растопыривал перья; хвост волочился по земле, как плащ; изогнув шею вопросительным знаком).
9. В чём юмор рассказа?
Юмор рассказа в том, что воинственные привычки петуха так сильны, что не отступают перед смертью и возвращают петуха к жизни. Самым смешным эпизодом мне показался тот, когда петух уже готов был напасть на патефон. В этот момент Петух из басни теряет голос, фальшивит, как будто испугавшись, и настоящий петух издает победный клич, как будто одолел противника в бою.
10. Подумайте, что же спасло петуха. Подчеркните (Выберите) ключевое слово и составьте с ним (с ними) несколько предложений (патефон, человеческая жалость, милосердие, сострадание, воинственный дух петуха).
В рассказе Е. И. Носова «Как патефон петуха спас», помимо юмористической составляющей, звучит тема милосердия, сострадания, человеческой жалости. Спас петуха не столько даже патефон, сколько то, что Витька обладает добрым сердцем, отзывчивостью, а в петухе очень силен воинственный дух вызывающий его к жизни.
В мире художественного слова Е. И. Носова. Стр. 184. (192)
1. Прочитайте отрывок от слов: "На шее - огненное ожерелье..." до слов: "... как истинный гвардеец." С помощью каких художественных средств создается образ петуха?
Образ петуха создается с помощью метафор (огненное ожерелье, грудь, отливающая бронзой), эпитетов (мелких пестрянках, пышном хвосте, серпообразные перья, широкой грудью, два-три неторопливых шага, медно-красные перья) и сравнении (приподнимая лапы высоко, будто на параде: храбр, как истинный гвардеец: будто предоставляя ему возможность еще раз подумать, зонтиком растопыривал перья, хвост волочился по земле, как плащ)
2. Определите изобразительные средства, использованные для характеристики зимней дороги, солнца, петуха...
Замаслилась дорога - заблестела; лохматая изгородь - изгородь покрытая пушистым инеем; солнце в зловещем ореоле - солнце, окруженное свечением, которое появляется в сильные морозы; длинный хвост волочится по земле, как плащ - длинные перья хвоста тянулись по земле, словно плащ у романтического героя, рыцаря.
3. Теперь попытайтесь сделать вывод: какими художественными средствами пользуется писатель в рассказе?
В рассказе Е. И. Носов пользуется очень точными, хоть и порой неожиданными образными средствами (метафорами, эпитетами, сравнениями), которые не просто украшают речь и расцвечивают картину, но и будят фантазию, заставляя ярче представить себе описываемый эпизод. А также Носов прибегает к просторечным словам, употребляя их осторожно, только тогда, когда они необходимы.